Почему украинцы бегут из супермаркетов
Отечественным продавцам все сложнее убедить обнищавших украинцев потратить последние деньги на покупки. По данным Госстата, за 4 месяца этого года розничный товарооборот в Украине снизился, по сравнению с аналогичным периодом 2014, на 25,3% - до 300,5 млрд. грн. Причем динамика спада из месяца в месяц только нарастает. К примеру, по итогам января-марта розница просела на 23,9%, а за январь-февраль - на 21%.
Статистика могла бы быть еще хуже, если бы исследователи включили в свои отчеты Донбасс. Там ситуация с розничными продажами вообще катастрофическая. К примеру, в Луганской области товарооборот магазинов с начала года упал на 90,4%, а в Донецкой - почти на 70% (до 1,7 млрд. и 12,2 млрд. соответственно). Меньше же всего экономят на покупках жители Ровненской, Винницкой и Ивано- Франковской обл. Там розница просела на 11%, 11,9% и 13,1% соответственно. Отчасти эта тенденция связана с поступлениями тамошним жителям денег от родственников, работающих за пределами региона (в случае с Ровненской и Ивано- Франковской обл. - из-за границы, с Винницкой - из столицы).
В Киеве за отчетный период розница потеряла 19% от прошлогодних объемов, выручив чуть более 45 млрд. грн., - отчитался Госстат. Впрочем, в реальности эта цифра намного выше, - считают эксперты. По данным Украинской торговой гильдии, посещаемость столичных торговых центров стремительно снижается. Если в прошлом году она составляла больше 1 тыс. чел. на каждую тысячу квадратных метров торговых площадей, то в этом - всего 803 чел. То есть, поток даже потенциальных покупателей сократился на 20%. Понятно, что пострадали в первую очередь магазины, торгующие одеждой, обувь и прочими промтоварами. Но досталось и продуктовым сетям. В некоторых из них отмечают падение продаж на 30-40%.
Теоретически продуктовому ритейлу ничего не грозит, ведь еду граждане все равно будут вынуждены покупать. Обнищание украинцев сказывается, главным образом, на доле расходов на "лишние" в кризис развлечения, ту же одежду, обувь, мебель и пр. Но на практике продуктовые бюджеты граждан также "худеют". Многие потребители переходят на более дешевые товары и уменьшают количество закупаемых продуктов. Наметилась и другая тенденция: покупателя не ленятся тщательно изучить цены и готовы, как в старые времена, бегать по рынкам в поиске самого выгодного предложения. Определенную часть потребителей у сетей уводят и небольшие специализированные магазины, которых в последнее время открывается все больше. Мелкие и средние производители, которым заоблачные суммы за выход, выставляемые сетями, были не по карману, активно инвестируют в развитие собственной розницы или договариваются о сотрудничестве с менее жадными, чем крупный ритейл, небольшими продавцами. Особенно активно появляются специализированные мясные, молочные лотки, магазинчики по продаже полуфабрикатов, кондитерской продукции, различные эко-лавки. По самым скромным подсчетам только за последний год они "увели" у крупных сетей 10-15% покупателей. Претендуюют на свою долю потребительской аудитории и интернет -магазины, среди которых немало и тех, кто занимается и поставками продуктов питания.
Впрочем, на ценовой политике сетей отток покупателей практически не отразился. Они не только активно переписывают ценники, но и по-прежнему, требуют с поставщиков огромные суммы за "маркетинговые услуги", а с недавних пор - сворачивают программы лояльности для покупателей (вместо стандартных скидок все больше сетей вводят так называемые бонусные карты, которые по сути менее выгодны для потребителя чем традиционный дисконт). Это позволяет им не только выживать, но и развиваться. Практически все крупные сети открывают новые супермаркеты.
Желание заработать любой ценой у ритейлеров не отбили даже перманентные "акции" АМКУ (среди последних можно вспомнить штраф в размере более 200 млн. грн. выписанный в апреле этого года сетям "Сильпо", "Фора", "Фуршет", "ЭКО", "Караван", Новус" и пр. за ценовой сговор и искусственное завышение цен). Очевидно, продавцов сможет убедить снизить цены за счет снижения стоимости входа разве что еще более массовый отток потребителей.