Почему экономика не выйдет из рецессии в 2016 году
Голосование за бюджетный пакет - проект Налоговой реформы и госбюджета-2016 - на грани провала. Минфин так и не нашел компромисса с депутатами: послабления, прописанные в финальном варианте проекта налоговой реформы, парламентарии назвали косметическими правками. Принимать скандальный документ категорически отказались "Батькивщина", оппозиция и радикалы. Нет согласия и среди представителей других партий. Профильный парламентский комитет по налогам так и не решился поддержать документ и рекомендовать его к принятию.
В целом в Верховной Раде царит разброд и шатание. Многие из депутатов поддерживают т.н. законопроект Южаниной (либеральный проект реформы, предусматривавший радикальное снижение налоговых ставок). Некоторые настаивают на принятии госбюджета на старой налоговой базе.
Если вариант финансовой сметы страны от Минфина принять не удастся, ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Почти наверняка, страна вступит в новый год без финансового плана, и будет вынуждена жить по бюджетной росписи: пока документ не примут, ежемесячный бюджет будет составлять 1/12 от финансовой сметы на текущий год. Тем временем Минфину придется искать реальный компромисс и договариваться с депутатами относительно налоговой реформы, либо отзывать из Рады проект госбюджета и вносить новый - рассчитанный без учета фискальных новаций. И в том и другом случае принятие финансового плана страны рискует изрядно затянуться. Существует и третий вариант - депутаты вопреки всему могут проголосовать за либеральный законопроект Южаниной.
Все бы ничего, но ни один из этих сценариев не устроит МВФ, который уже успел "благословить" проект Минфина. "Принятие госбюджета-2016 было важным требованием МВФ. Кредитору нужно видеть динамику госдолга, внешних выплат, показатель дефицита (МВФ настаивает на не более 3,7% ВВП) и пр. Если принятие бюджета будет сорвано, неизвестно, как отреагирует фонд", - отметил в разговоре с "ДС" председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Предыдущая история взаимоотношений с кредитором показала, что тот способен тянуть с кредитом достаточно долго, а то и вовсе закрыть программу, если Украина не выполнит взятых обязательств. "Скорее всего, МВФ сделает длинную паузу. Не исключено, что формально кредитор будет с нами сотрудничать, но при этом мы не будем получать от МВФ денег", - допускает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Такое развитие событий, очевидно, допускают и в Минфине. "МВФ Украине сейчас очень нужен. Без него мы не сможем обеспечить стабильность нашей экономики, стабильность национальной валюты, уменьшать уровень инфляции... Все другие кредиторские возможности закрываются. Я имею в виду американские кредитные гарантии, макрофинансовую помощь ЕС и т.д.", - обрисовала дальнейшую перспективу страны министр финансов Украины Наталия Яресько, выступая на пресс-конференции.
Такие "страшилки" от Минфина больше напоминают попытку запугать депутатов. Немедленной катастрофы не произойдет, еще какое-то время страна вполне может обойтись без денег кредитора. Третий и четвертый транши кредита (каждый по $1,7 млрд.) и без того серьезно запоздали. "Последний раз МВФ давал кредит в августе 2015 года. Как видим, пауза до никак не повлияла на экономику Украины", - отмечает Александр Охрименко.
Единственный заметный результат (во всяком случае, пока) - изменение плана по росту золотовалютных резервов Нацбанка (новые транши МВФ должны были быть направлены именно на пополнение валютных запасов). В начале года НБУ устанавливал планку на уровне $18 млрд. до конца года. Позднее она была пересмотрена до $15 млрд., а две недели назад речь пошла уже о $13 млрд. "Такой объем резервов является достаточным, ведь эта сумма покрывает более трех месяцев импорта", - заверила глава НБУ Валерия Гонтарева.
Плюс нынешней ситуации в том, что Украина успешно провела реструктуризацию внешнего долга, отодвинув выплаты кредиторам на 4 года. А возвращать $3 млрд. России, отказавшейся от реструктуризации, правительство и без того не собиралось. "Поэтому серьезных выплат в ближайшее время не будет: золотовалютных резервов должно хватить и на обеспечение критического импорта, и на выплаты по официальным долгам, которые не затронула реструктуризация. Если бы мы получили новые транши МВФ, подушка безопасности, конечно, была бы большей. Теперь многое будет зависеть от того, понадобится ли она, и от ситуации на валютном рынке", - отмечает руководитель "Украинского кредитно-рейтингового агентства" Станислав Дубко.
Так, еще в феврале этого года золотовалютный запас НБУ находился на 11-летнем минимуме - $5,6 млрд. С такими резервами регулятор был не в силах проводить интервенции и гасить резкие курсовые колебания. Как следствие, именно в этот период доллар дорожал и до 30 грн., а на черном рынке - и до 40 грн. Сейчас, когда у НБУ в запасе $13 млрд., такая ситуация вряд ли повторится. Другое дело, что МВФ едва ли понравится, если Украина начнет тратить резервы на поддержание курса гривни, сокращение дефицита внешней торговли и т.д. В этом случае отношения с кредитором могут еще больше обостриться.
В конечном итоге это может означать еще один год рецессии в украинской экономике. Без новых траншей МВФ мы также не увидим денег от ЕС, ЕБРР и других международных финансовых институтов, которые идут на развитие инфраструктуры, энергетические проекты и т.д. "В проект госбюджета заложен 2%-ный рост. Но если будут проблемы с МВФ и другими кредиторами, мы получим еще один год, в который ВВП покажет падение - может на 5%, а может и более. Допускаю, что инфляция и девальвация могут серьезно превысить прогнозные показатели", - говорит Станислав Дубко. Эксперты предвидят и проблемы с наполнением бюджета, особенно в случае проведения налоговой реформы. "Думаю, в 2016 году придется неоднократно вносить изменения в финансовую смету страны. При этом бюджетные проблемы будут решать за счет т.н. необязательных статей - капитальных инвестиций, строительства и пр. Если же ситуация станет критической, возможно, затронут и социальные статьи. Хотя, скорее всего, до этого не дойдет", - прогнозирует Андрей Новак.