Почему украинский бизнес разлюбил офшоры

Главная причина падения экспортных операций через офшоры — нежелание бизнеса возвращать в страну выведенные из нее по оптимизационным схемам деньги
Фото: katrin-jonas.com

На минувшей неделе Государственная фискальная служба обнародовала сенсационные факты: экспорт товаров через офшоры в 2014 г. сократился по сравнению с 2013-м на 87% (до $461 млн), импорт - на 51% (до $387 млн). "ДС" выясняла, что обеспечило такую статистику.

Причина 1: Главные минимизаторы сокращают экспорт

Снижение активности в использовании офшоров - результат уменьшения экспорта товаров в целом и изменения его структуры. Согласно данным ГФС в минувшем году Украина сократила экспорт на 14%, до $54,2 млрд. Из-за боевых действий в Донбассе и ограничения доступа на рынок России поставки товаров из Донецкой области упали на 30%, из Луганской - на 42% (за январь-ноябрь). А именно предприятия металлургии и тяжелой промышленности, расположенные в этом регионе, были ключевыми пользователями офшорных юрисдикций. "Конечными получателями их продукции были либо компании из РФ, либо из других развивающихся стран, для которых офшорный статус контрагента не является щепетильным вопросом", - отмечает руководитель департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.

Причина 2: Схемы выходят на новый уровень

В прошлом году начала активно меняться география отечественных экспортных поставок. По сведениям ГФС, поставки через Британские Виргинские острова сократились в 10 раз, через Сент-Винсент и Гренадины - в четыре раза, Маршалловы острова - в 2,6 раза, Сент-Китс и Невис - в 5,8 раза, Белиз - в 33,9 раза, Бермудские острова - в 38,6 раза.

К использованию более респектабельных юрисдикций бизнес подталкивает перспектива выхода на европейские рынки: мировое сообщество объявило войну офшорным схемам, и использование откровенных налоговых "помоек" просто неприемлемо

Отказываться от накатанных схем наших экспортеров заставляет активная политика стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2014 г. ряд классических островных офшоров под влиянием ОЭСР и FATF были вынуждены изменить нормы корпоративного законодательства. Многие из них официально заявили о готовности принимать участие в автоматическом обмене информацией. Это заставило бизнес адаптироваться к новым реалиям и переструктурировать финансовые потоки. "Усложнилась работа с такими популярными юрисдикциями, как Белиз, Британские Виргинские, Сейшельские, Бермудские, Маршалловы острова", - рассказывает юрист адвокатского объединения "Правовая группа "Доминион" Ирина Столярчук.

К использованию более респектабельных юрисдикций бизнес подталкивает и перспектива выхода на европейские рынки, открывшаяся благодаря подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Во-первых, соглашение обязывает украинский бизнес применить принципы надлежащего управления в сфере налого­обложения, в том числе принципы прозрачности, обмена информацией и добросовестной налоговой конкуренции, которых придерживаются государства - члены ЕС. Поэтому для подготовки к выходу наших экспортеров на европейские рынки Украине нужно декларировать соответственную антиофшорную политику, которая сейчас на мировой арене явно в тренде. Во-вторых, использование европейских юрисдикций часто является жестким условием наших торговых партнеров из ЕС.

"Для торговли в Европе компаниями теперь чаще используются Австрия, Нидерланды, Чехия, Латвия и Великобритания", - информирует директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service Наталья Ульянова. Растет популярность и без того любимого украинцами Кипра, который уже давно избавился от офшорного клейма. В 2014 г. экспорт украинских товаров туда увеличился на 23%, до $1,5 млрд. Новыми альтернативами для освоения рынков Ближнего Востока и Азии стали свободные экономические зоны ОАЭ и Китая.

Причина 3: Страну уже выпотрошили

Просто объяснить и сокращение импортных операций через офшоры - нежелание бизнеса возвращать капиталы, которые хранятся в низконалоговых юрисдикциях. Ранее деньги заводились в Украину с помощью липовых экспортных контрактов, в рамках которых товары поставлялись аффилированным или дружественным офшорным компаниям, часто входящим в структуру одного холдинга. "Что касается уменьшения офшорного импорта, то это свидетельствует о сокращении оттока капитала. Но и здесь скорее пока речь идет не о заслугах правительства, а о том, что в прошлом году выводить уже было практически нечего", - полагает Игорь Реутов.