Почему Рокфеллеры выходят из нефтянки

Объявив о намерении избавиться от нефтяных активов, Фонд Рокфеллера помог разрекламировать экологическое движение ООН
Фото: freestockphotos.com

Как рождаются мифы

В конце сентября новостные ленты пестрели сенсацией о решении Рокфеллеров избавиться от нефтегазовых активов и вложить средства в экологически чистую энергию. На фоне происходящих в мире событий, в частности конфликта между США-ЕС и Россией, эта новость обрела особую актуальность. Ведь если наследники Джона Дэвидсона Рокфеллера, основавшего крупнейшую в мире нефтяную компанию Standart Oil, решили, что возобновляемая энергетика - это перспективно, значит у России с ее нефтью и газом нет никаких шансов на выживание.

Но если присмотреться повнимательней, сенсация может оказаться не более чем уткой. Во-первых, Рокфеллеры не спешат вкладывать деньги в возобновляемую энергетику. Просто Фонд братьев Рокфеллеров (Rockefeller Brothers Fund) решил присоединиться к международной инициативе Global Divest-Invest. На данный момент в этом проекте уже участвуют 180 организаций и 650 частных инвесторов, которые приняли решение избавиться от вложений в ископаемые виды топлива на общую сумму более $50 млрд.

New York Times называет Divest-Invest "экономической платформой, с помощью которой можно вывести свои активы из отраслей, связанных с полезными ископаемыми, а затем вложить их в экологически чистые проекты". На самом деле это не совсем так. Члены этой организации обязуются не вкладывать деньги в проекты, которые направлены на добычу нефти, газа и угля. При этом они могут какую-то часть своих активов направить на возобновляемые источники энергии. Общий объем средств, которыми распоряжаются "подписанты", действительно достигает $50 млрд. Но в разработки по "зеленой" энергии вложено только $4,1 млрд. А это в десять раз меньше, чем годовая прибыль ExxonMobil.

По подсчетам исследователей, через десяток-другой лет стоимость возобновляемой энергии и полученной из ископаемых видов топлива сравняется. Вот только традиционная энергия будет тянуть на себе расходы по снижению выбросов и риски техногенных катастроф, а ВИЭ - нет

Во-вторых, обязательство не вкладываться в ископаемое топливо взял на себя только Фонд братьев Рокфеллеров. А это всего лишь филантропическая организация, оказывающая поддержку научно-исследовательским, общественно-политическим и образовательным организациям. Основными же активами самых известных наследников Рокфеллера управляют совсем другие структуры, в частности Rockefeller Financial Services, Rockefeller Foundation и др. Именно они являются основными для Дэвида Рокфеллера-старшего, самого богатого внука основателя нефтяной империи (состояние оценивается в $2,7 млрд). А вот Фонд братьев Рокфеллеров управляет лишь $860 млн. При этом неизвестно, какая их часть вложена в нефтяные или газовые активы.

В-третьих, обещание не вкладываться в проекты по поддержке ископаемого топлива вовсе не означает, что деньги будут направлены в "чужие" проекты. К примеру, ExxonMobil, которую связывают с Рокфеллерами, еще в 2002 г. основала Программу по глобальному климату и энергетике (GCEP) в Стэнфордском университете. Она, в частности, предусматривает поиск новых технологий, которые смогут существенно снизить уровень выбросов парниковых газов. Так что по большому счету участие в этом проекте не является поддержкой добычи ископаемого топлива.

Ничего личного. Только пиар

Не исключено, что появление новости о смене ориентиров Рокфеллеров - всего лишь красивая и правильная пиар-акция. Но в данном случае Рокфеллеры продвигают не себя, а экологическое движение ООН. Их семья вообще известна любовью к оригинальным проектам. В свое время Билл Гейтс признался, что идею создания Giving Pledge (Клятва дарения) - филантропической инициативы, в рамках которой миллиардеры берут обязательство инвестировать половину или более своего состояния в благотворительные проекты, ему подсказал один из Рокфеллеров. Возможно, что и нынешняя акция - не более чем один из их экстравагантных проектов.

Заявления Фонда братьев Рокфеллеров прозвучало за день до открытия саммита ООН по проблемам изменения климата. Того самого, где выступал президент США Барак Обама. Прошлое аналогичное по масштабу мероприятие - Климатическая конференция ООН в Копенгагене в 2009 г. - с треском провалилось. Тогда страны и корпорации много чего обещали, но не выполнили и половины. Оно и понятно: в США и Европе бушевал кризис, поэтому такая проблема, как выбросы СО2, вырубка лесов или угольная пыль, было едва ли не последним, что волновало Старый и Новый Свет.

Именно после этого экологи и ООН в полной мере осознали давно известную истину: бизнес (чтобы там не говорили о социальной ответственности) в первую очередь делает только то, что приносит выгоду. Поэтому, вероятно, заявление Рокфеллеров не случайно совпало с еще одним событием - публикацией сенсационного отчета Глобальной комиссии по экономике и климату. Его основной тезис прост: вкладывать деньги в альтернативные источники энергии - это выгодно. В отчете говорится, что за последние 25 лет цены на нефть и природный газ выросли в три-четыре раза. Даже стоимость "революционного" сланцевого газа с 1990 г. увеличилась вдвое. При этом инвестиции в добычу и доставку ископаемого топлива выросли с $400 млрд в 2000 г. до $950 млрд в 2013-м. А к 2030 г. вложения должны вырасти еще на 80%, чтобы обеспечить растущий спрос. Все из-за того, что ископаемое топливо приходится добывать во все более тяжелых условиях с применением сложных технологий. В то же время возобновляемые источники энергии дешевеют с каждым годом (особенно относительно цены традиционной энергии). Так, в 1990 г. энергия ветра была в три-четыре раза дороже, чем электричество, полученное из угля или газа. Теперь же это соотношение уменьшилось в два раза, а производительность ветроэлектростанций резко возросла. Аналогичная ситуация с солнечной энергией: ее стоимость за последних семь лет снизилась на 80%. При этом только с 2012 по 2013 гг. мощность солнечных электростанций увеличилась на треть при снизившихся на 22% инвестициях.

Все эти выкладки, по сути, подводят к одной мысли: через десяток-другой лет стоимость возобновляемой энергии и полученной из ископаемых видов топлива сравняются. Вот только традиционная энергия будет тянуть на себе расходы по снижению выбросов и риски техногенных катастроф, а ВИЭ - нет. И те, кто успеет занять перспективную нишу сегодня, окажутся в выигрыше. Но если бы не заявление Фонда братьев Рокфеллеров, мало кто поверил бы во все эти экономические расчеты. Теперь же каждый, кто услышал о выходе американских нефтедобытчиков из традиционного бизнеса, уверен - будущее за возобновляемой энергией.

Что подсказывает чутье Рокфеллеров

Если подсчеты экспертов Глобальной комиссии по экономике и климату верны, уход Рокфеллеров из ископаемого бизнеса в ближайшем будущем - не такая уж и фантастика. Как-никак именно их предок еще до массового появления автомобилей и самолетов понял, что за нефтью будущее. Так что чутье у наследников должно быть в крови. И не стоит удивляться, если лет через двадцать лидером ветро- или гелио-энергетики окажется, скажем, ExxonMobil: компания, которая появилась путем слияния двух некогда разделенных частей Standart Oil - детища Джона Рокфеллера.