Почему приграничные месторождения газа Украины меняют владельцев
В конце января СМИ сообщили о сделке между кипрской Burisma Holding Николая Злочевского и Serinus Energy польского энергетического магната Себастьяна Кульчика. Resano Trading LLC, входящая в группу Burisma, подписала договор о выкупе у Serinus Energy Inc. 70% газодобывающей компании "КУБ-Газ". Эта сделка непосредственно касается госполитики в сфере перемещения газа из оккупированных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). ООО "КУБ-Газ" считается одним из ведущих газотрейдеров нашей страны и крупнейшим негосударственным газодобывающим предприятием в указанных регионах. За реализацию политики контроля поставок газа на оккупированные территории отвечает НАК "Нафтогаз України".
В канун большой реформы
Любопытно, что буквально в процессе смены собственника "КУБ-Газа", НАК также изменила подведомственность. Ранее куратором компании являлось Минэнерго, отвечавшее за работу всех остальных отраслей топливно-энергетического комплекса. Но с недавних пор она перешла под начало Минэкономразвития, которое отвечает за целевые программы капиталовложений и привлечение иностранных инвестиций. Именно это и стало решающей причиной для перевода НАК на его попечение. Поиску капиталовложений должна способствовать реформа газового сектора, которая на заключительном этапе (не ранее 2017 г.) предполагает подготовку конкурса на право концессии части украинской ГТС и подземных хранилищ газа иностранными инвесторами для дальнейшей модернизации государственной газовой инфраструктуры.
В обязанности нового распорядителя "Нафтогаза України" также вошло решение оперативных задач, связанных с политикой работы и развития газовой промышленности. В частности, речь идет о контроле над операциями "Укртрансгаза" на территориях проведения АТО и недопущении незаконного перемещения газа из ОРДЛО или в их направлении. Рост объемов незаконно поступающего голубого топлива или его отбора в этих районах может привести к формированию рынка серого импорта газа в Украину. Например, в виде отбора газа по судебным решениям в счет погашения задолженности или по иным схемам. Таким образом, идущий из ОРДЛО газопровод может незаконно заполняться российским "Газпромом" или уполномоченными им лицами. А компании по эту сторону линии фронта смогут через суд добиваться оснований для отбора этого ресурса в точках приема на магистральных газопроводах возле границы АТО. Сделать это, например, можно под предлогом погашения долгов какой-нибудь большой или маленькой энергетической компании из Донецка, которая имеет двойную прописку — "и тут, и там".
За короткое время сомнительные поставки и формируемый ими серый рынок способны подорвать финансовое состояние НАК и ее дочерних компаний. Это, в свою очередь, может снизить стоимость предлагаемых активов и похоронить намеченные Украиной газовые реформы. Зачем, например, брать в концессию магистральный газопровод из Новопскова на Запорожье, если рядом через границу проходит какой-нибудь неконтролируемый "Укртрансгазом" частный газопровод. Давление из него по различным хитроумным судебным схемам сможет сбрасываться в общую ГТС.
На куратора НАК свалилась нешуточная ответственность. Судя по обстоятельствам недавней отставки главы Минэкономразвития Айвараса Абромавичуса, страсти с его уходом раскалились как раз по причине координации его министерством НАК "Нафтогаз України".А именно, из-за кандидатуры на пост заместителя министра, который должен отвечать за вопросы развития этой компании. В том числе за работу с вероятными иностранными инвесторами-участниками будущих тендеров на право совместного с "Укртрансгазом" использования ПХГ или конкурсов на право концессии части или всей украинской ГТС.
Когда пойдет серый импорт
Зачем бывшему главному акционеру "КУБ-Газа" Яну Кульчику понадобилось в свое время вкладывать деньги в достаточно проблемные и до войны приграничные газовые активы Украины, объяснялось его стратегией. Вполне возможно, что принадлежащая Кульчикам энергораспределительная компания Polenergia рассчитывала на участие в приватизации государственных акций польского химического гиганта Grupa Azoty S.A. (она намечалась на 2014-2015 гг., но была отложена). Для стабильной работы этого химконцерна нужно было более 2 млрд кубов газа в год. Продвинутому претенденту на акции для обеспечения будущей ликвидности своих бумаг и стабильной работы азотных комбинатов надо было развивать инвестиции в добычу газа в разных странах. Прежде всего в соседней Украине и ее приграничных районах. Ведь именно они могли бы обеспечить импорт голубого топлива в Польшу по схемам, альтернативным российскому "Газпрому". В отличие от предыдущего главного польского акционера "КУБ-Газа" мотивы покупки ее акций компанией Burisma пока остаются непонятными для общественности. Есть вероятность, что в планы новых инвесторов входит намерение создать серый рынок перемещения газа через зону АТО. Или рынок импорта газа, параллельный системе НАК "Нафтогаз України". Но сейчас можно лишь отметить, каким удивительным образом совпали по времени внезапные кадровые перестановки в новом ведомстве-распорядителе "Нафтогаза України" и обнародование смены собственников одной из крупнейших частных газодобывающих компаний.
Что поляки делают в Луганске
Бывший главный польский инвестор "КУБ-Газа" Ян Кульчик, покупая компанию в начале текущего десятилетия, судя по всему, делал ставку именно на разнообразие форм контроля над газопроводами в части приграничных территорий Украины. Кроме негосударственного газопровода Таганрог—Мариуполь, который давно был построен на средства ПАО "Азовсталь", вне системы собственности "Укртрансгаза" находится трансграничный газопровод Марковское—Чертково, который связывает приграничные месторождения газа юга Луганской области и Ростовской области РФ. В последние годы перед российской агрессией этот газопровод не показывал никакой официальной активности. Но ранее, вплоть до 2005-2006 гг., он десятилетиями отдельной строкой входил в межправительственные украинско-российские соглашения о поставках газа наряду с указанием отгрузок голубого топлива "Газпромом" в адрес "Нафтогаза України". Максимальный официальный объем поставок по трубе из РФ на Мариинское был небольшой — не более 0,5 млрд куб. м. Это равно потреблению среднего по размеру украинского областного центра. Таможенный контроль осуществлялся на базе давно просроченного международного договора о совместной разработке месторождений, сроки которого автоматически продлевались.
Приобретая акции компании с лицензией на месторождения газа в Луганской области, польская Kulczyk Investments как грамотный собственник была детально информирована о такой разноплановой инфраструктуре импорта газа в этом регионе. По-видимому, из тех же соображений, партнером ныне покойного Яна Кульчика и собственником 30% акций "КУБ-Газа" стала американская компания Cub Energy. Одни источники в украинской прессе настаивали, что ее собственником является абсолютно независимый украинский газотрейдер Михаил Афендиков. Другие утверждали, что компания является авуаром некоторых бизнесменов из окружения донецкого угольного магната Ефима Звягильского, которые считаются инициатором строительства трансграничного газопровода Марковское—Чертково. Наряду с 30%-ной долей в пяти нефтегазоносных участках Луганской области, Cub Energy принадлежат пять лицензионных площадей в Закарпатской области.