Почему никто не возмущается, что зона свободной торговли отложена
О плюсах и минусах отсрочки введения Зоны свободной торговли с ЕС "ДС" рассказала руководитель Европейской программы ОО "Центр UA", эксперт Реанимационного пакета реформ Любовь Акуленко.
По подсчетам правительства, отсрочка введения зоны свободной торговли может дать дополнительно Украине порядка 500 млн. евро за год. Насколько реалистична эта оценка?
Применение экономической части соглашения с ЕС отсрочено более чем на год. До 31 декабря 2015 года при торговле со странами ЕС для Украины будут в одностороннем порядке действовать автономные торговые преференции. В то же время льготы для европейских поставщиков не предусмотрены.
Я думаю, такая расстановка сил будет иметь крайне негативный эффект. Если бы мы запустили ЗСТ, импортные продукты подешевели бы. Это стало бы стимулом для наших производителей быстрей переходить на европейские стандарты. Процесс обязательно должен быть обоюдным. Украинские производители должны выходят на рынок ЕС и внедрять европейские стандарты, а европейские производители - входить на наш рынок. Только такой сценарий может заставить владельцев предприятий инвестировать в модернизацию производства, проводить реформы, повышать планку качества. Иначе все останется как было. Внедрять новые стандарты не хочет государство, а, вернее, госучреждения, которые наживались на советских стандартах. В них не заинтересованы и владельцы бизнеса, которые не вкладывали деньги в его модернизацию и развитие. Я уверена, что будут серьезные сложности с имплементацией даже тех законов, которые уже приняты для приведения нашего законодательства в соответствие требованиям ЕС. Не удивлюсь, если контролирующий орган в сфере безопасности пищевых продуктов так и не будет создан. Это не выгодно никому.
Российские предприятия с 2013 года уже выборочно перешли на ХАССП, а с 2015 года это требование станет обязательным для всех. Поэтому украинскую продукцию, сделанную по советской технологии, скоро не будут принимать и в России
Так, в соответствии с новым законом, за ущерб здоровью потребителя (например, отравление пищевыми продуктами) будет нести ответственность сам производитель. Кому же понравится такая норма?
В свою очередь, с адаптацией стандартов не торопится и государство. За долгие годы было создано множество теневых коррупционных схем, которые приносили чиновникам огромные деньги. Сейчас работает масса разнообразных исследовательских институтов и пр., которые, по сути, просто выкачивают деньги из бюджета. В рамках системы, унаследованной нами еще с советских времен, государство регулирует слишком многие вопросы. Эта система построена так, чтобы выжать с предприятий максимум денег, а не проводить качественный контроль на всех этапах производства. После вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС она должна быть разрушена.
Но, по некоторым оценкам, только за несколько месяцев действия автономных торговых преференций украинский экспорт в ЕС вырос на 14%?
Думаю, объемы наращивали, в основном, традиционные экспортеры - торговцы зерном, подсолнечником, кукурузой и пр. Из новичков же на европейский рынок выскакивают лишь единицы, сразу забирая все квоты. Среди них, например, такие предприятия как "Наша Ряба", одесская компания "Витмарк-Украина" (TМ Jaffa, "Наш Сік"). Знаю, что Украина уже активно начала торговать арбузами, медом и др. Но только потому, что требования к поставщикам овощей и фруктов не слишком сложные. Следующими на рынок ЕС пойдут производители молочных и мясных продуктов. Этому будет способствовать изменения в законодательство относительно пищевых продуктов и относительно идентификации животных. Они вступают в силу через год, но ЕС может присвоить Украине статус страны, которая имеет право экспортировать мясо и молоко, гораздо быстрее. В этом случае наши экспортеры смогут начать поставки на рынки ЕС уже через полгода.
А какие планы у производителей промтоваров?
Перспективы есть по поставкам металла. Не должно быть проблем и у предприятий легкой промышленности, поскольку многие западные компании уже имеют в Украине свои производства.
Внедрение стандартов ЕС оценивалось в свое время в сотню миллиардов гривен. Действительно ли это так дорого?
Деньги необходимы для имплементации 3 тыс. стандартов, предназначенных для производителей промышленных товаров. Это действительно стоит дорого, но только в том случае, если Украина будет переводить стандарты целиком. Никто из стран Восточной Европы этого не делал. На практике все ограничивались только переводом обложек.
В соответствии с новым законом, например, за отравление пищевыми продуктами будет нести ответственность сам производитель. Кому же понравится такая норма?
Нужно стимулировать бизнес, чтобы сами производители подключались к этому процессу. Если им нужны те или иные стандарты, они сами смогут их перевести. Что касается производителей пищевых продуктов, им придется внедрить у себя стандарты ХАССП (Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки). Эта система предусматривает анализ рисков и определение критических контрольных точек на всех этапах производственного цикла - от поставки сырья, хранения и переработки до упаковки и дистрибуции. Их внедрение обойдется каждому предприятию порядка 100 тыс. грн. максимум. Но каким бы дорогим ни был этот процесс, сделать это придется. Иначе мы не сможем торговать даже с нашими традиционными партнерами, той же РФ.
Российские предприятия с 2013 года уже выборочно перешли на ХАССП, а с 2015 года это требование станет обязательным для всех. Любопытно, что эти документы Росстандарт подписал еще до того, как Москва сорвала Украине подписание Ассоциации с ЕС. Поэтому украинскую продукцию, сделанную по советской технологии, скоро не будут принимать и в России.