Почему Меркель решила позаигривать с Путиным
Сегодня канцлер Германии вдруг решила похвалить Россию за надежность в качестве экономического партнера, в частности, в газовой сфере. "У немецкой экономики хороший опыт в отношениях с Россией как с надежным партнером", - заявила Ангела Меркель. Несмотря на все политические разногласия, речь сейчас идет о том, "что мы продолжим доказывать эту надежность", отметила канцлер.
Более того, Меркель также сообщила два "пренеприятнейших известия": о проведение новых переговоров с Россией о строительстве газопровода "Южный поток" и о том, что новые экономические санкции в отношении России, по всей вероятности, не будут приняты на саммите ЕС.
С политической точки зрения можно много говорить о том, что это уступка Болгарии, которая громче всех возмущалась заморозкой "Южного потока". И о том, что ЕС всячески старается избежать введения жестких мер в отношении Кремля, дабы не провоцировать непредсказуемого Путина. Или о том, что европейские производители все громче требуют компенсаций за потерю рынков сбыта. Но с экономической точки зрения, это очень похоже на боязнь снова попасть в газовую зависимость. Только на этот раз к Турции.
Евросоюз в прошлом году потребил 472 млрд куб, из которых 66% (порядка 310 млрд кубометров) - это импорт. Российский газ составил 27% потребления, Норвегия обеспечила 21%, третий и четвертый крупнейшие поставщики, Алжир и Катар - 8% и 5%. И, несмотря на все разговоры о зеленой энергии, к 2025 году потребности ЕС могут возрасти до 550-600 млрд куб. м, а производство упасть на 50-70 млрд. Чтобы обеспечить баланс еще недавно расчет делался на новые источники поставок, в том числе газ из Капсия, который должен был появиться в ЕС в 2017 году. Но с началом конфликта с РФ, Европа озаботилась тем, что альтернативные источники могут понадобиться гораздо раньше. Строительство газопроводов TANAP, TAP и других потенциальных труб проекта "Южный газовый коридор" решено было форсировать, а проектные мощности увеличивать. А после визита Владимира Путина в Анкару и вовсе проект ЮГК был назван приоритетным для Евросоюза.
Однако, поведение турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана похоже пугает ЕС не меньше, чем лидера российского. Массовые аресты турецких оппозиционных журналистов и последующая реакция Эрдогана на критику Евросоюза не может не заставить задуматься. "ЕС должен заниматься своими делами и держать свое мнение при себе", - заявил президент Турции, показав тем самым, что мнение Брюсселя не остановит его от создания тоталитарного государства. И осознание того, что в скором будущем треть и более поставок газа в Евросоюз может оказаться под контролем Анкары - это хороший повод задуматься. А ведь может: 31 млрд. кубов азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз, 63 млрд куб. м российского газа в случае постройки
, плюс поставки из Ирана и, вполне вероятно, из Ирака. Это в любом случае если не монополия, то как минимум положение господствующего игрока на рынке. А Турция никогда не была, и похоже не собирается быть легким партнером для ЕС, и при желании будет крутить Европой покруче, чем Россия - ее бюджет критически не зависит от энергоносителей.
В такой ситуации Евросоюз вполне возможно попытается вернуть "Южный поток", ведь зависеть в вопросе импорта газа на четверть от двух государств, пусть и не самых сговорчивых, гораздо лучше, чем на 50% от одного.