Почему ЕС не до санкций в отношении России

Можно много говорить о том, что Путин стал покладистей, и санкции уже не нужны. Но скорее всего это означает, что бизнес победил политику

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что, несмотря на напряженную обстановку на востоке Украины, в настоящий момент Евросоюз не считает необходимым вводить санкции против Российской Федерации, сообщает Reuters. Этого, в принципе, стоило ожидать. Не то, чтобы ЕС не поддерживал демократический выбор Украины, просто никто в Европе не хочет платить за этот выбор из своего кармана.

И проблема не только в том, что Европа не хочет мерзнуть. Вопрос газа - это скорее вопрос электоральный, а не экономический. Возможно поэтому о нем так много пишет европейская пресса. Риторика в последние недели звучит в ключе, "готов ли ты мерзнуть ради демократии во всем мире"? Кто-то отвечает да, кто-то - нет. А журналисты по сути подсчитывают за и против. При этом все понимают, что не будет Европа замерзать зимой - там готовы платить за газ, Россия готова продавать энергоносители в ЕС, а все остальное суета сует.

По-настоящему и европейский, и американский бизнес интересует судьба 140-миллионого рынка, который завтра может превратиться в 170-миллионный (после создания Евразийского экономического сообщества). Это, конечно, в два раза меньше рынка США и в три раза меньше рынка ЕС, но все же огромный кусок.

Первые санкции и европейцы, и американцы восприняли на ура, казалось, есть огромное количество товаров и услуг, которым в России нет замены. И речь не только и не столько о "Мистралях". Банковский сектор, информационные технологии, автомобильный сектор и оборудование и т.д. Однако дальше появились подозрительные сообщения о возможном замещении импортных товаров и услуг, нет не российскими, а китайскими. Сначала заговорили о том, чем заменить Visa и Mastercard. И на фоне разговоров о создании собственной системы прозвучала здравая мысль председателя Национального совета финансовых рынков Андрея Емелина, что нечего изобретать велосипед, а надо присоединиться к китайской платёжной системе "Чайна Юнионпэй". Главный аргумент сторонников такого варианта: сейчас в обращении находится более 2,7 миллиарда пластиковых карт этой китайской системы, которые принимаются в 141 стране мира, включая Россию. И Visa с Mastercard, грозившиеся уйти с российского рынка, сразу стали сговорчивей. Даже выразили намерение создать в течении полутора лет российского оператора.

Потом было подписание газового договора с Поднебесной. Сейчас в российских СМИ много говорится о том, что таким Кремль нашел замену европейскому рынку. Умные люди, в том числе и россияне, смеются над этим тезисом: 154 млрд. кубов в Европу против 38 млрд. в Китай явно несопоставимы. А вот тезис о том, что вполне возможно Россия подписала договор из политических соображений в ущерб экономическим имеет право на жизнь. Тесные отношения с Поднебесной - это реальная угроза европейским и американским производителям.

Сегодня появилась новость, что Китая начал перевод госкомпаний, в частности банков, на серверы отечественного производства. Ранее в мае центральный комитет госзакупок Китая запретил устанавливать операционные системы Windows 8 на компьютеры, приобретенные в рамках правительственной программы. То есть, в Поднебесной уже есть и свои операционные системы, и свои сервера, которые сейчас по сути тестируются в огромном масштабе. Если тесты пройдут нормально - можно почти не сомневаться, их предложат России. Россияне по началу, конечно, попытаются придумать что-то свое, освоят (читай, разворуют) огромные суммы, а потом огласятся на китайское.

Та же ситуация с китайским автопромом. Давече российская корпорация "Русские машины" и китайская корпорации "Норинко" подписали меморандум о сотрудничестве в области грузового автомобилестроения, производства легковых автомобилей, а также железнодорожного машиностроения. Следом за этим стало известно, что в России будет продаваться китайский Volkswagen Jetta II и ряд других авто, а крупнейший китайский производитель внедорожников Great Wall Motors (GWM) решил построить автозавод в Тульской области. И таких примеров множество.

На этом фоне усугубление санкций в отношении РФ со стороны Европы выглядит мягко говоря экономически неоправданным. Демократия демократией, а экономика ЕС сейчас не настолько хороша, чтобы отказываться от российского рынка. Так что, думается, высказанная ныне госпожой Меркель позиция отражает настрой всего европейского (а возможно и американского) бизнеса.