Почему большинству украинцев не важны цены на авиабилеты
Авиационную отрасль Украины продолжают сотрясать скандалы. На днях ценами на авиабилеты заинтересовался Президент Украины Петр Порошенко. "Бешеные деньги, цена неадекватная. Главная причина - монополизм, который следует преодолеть, и недостаточно конкурентная среда", - заявил глава государства. И хотя фамилия Игоря Коломойского не прозвучала, ясно, что выпад Порошенко был адресован в сторону "главного авиатора" страны и его авиакомпании "Международные авиалинии Украины", которая занимает доминирующее положение на отечественном рынке авиаперевозок. СНБО отреагировал мгновенно - поручил АМКУ до сентября расследовать нарушения законодательства о защите экономической конкуренции субъектами хозяйствования, которые работают на рынке авиаперевозок. Проще говоря - разобраться с монополией МАУ.
Ответный шаг авиакомпании МАУ оказался неожиданным. Глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг вдруг признался, что Игорь Коломойский является одним из конечных бенефициаров крупнейшей авиакомпании страны. И хотя это уже не один год было "секретом Полишинеля", до последнего времени официально в МАУ это не подтверждали. И еще интересная деталь - это заявление последовало после того, как Высший хозяйственный суд Украины официально признал авиакомпанию "Аэросвит", которую фактически лично ликвидировал Коломойский, банкротом и начал процедуру ее ликвидации.
"ДС" решила спросить у экспертов - почему в МАУ решили наконец-то сказать правду о Коломойском? И будут ли летать украинцы, если получат дешевые авиабилеты?
Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук:
Во-первых, следует отметить, что кто является конечным выгодополучателем (то есть контролирующим бенефициаром) - так и не сообщили. Согласно существующим требованиям законодательства такая информация должна быть раскрыта.
То, что господин Коломойский один из бенефициаров раскрыто, видимо, в том числе для того, чтобы была такая себе подушка, на которую можно приземлить все претензии к МАУ, которые звучат или могут звучать от того же АМКУ. Ведь теперь любое действие властей можно обьяснить общей политикой деолигархизации, а не реальными претензиями к авиаперевозчику.
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава:
Почему в МАУ только сейчас признали, что Игорь Коломойский является одним из конечных бенефициаров авиакомпании, сказать однозначно сложно. Арон Майберг неординарная личность, и понять мотивы его поступка очень сложно. К тому же, никаких юридических доказательств своих слов он не привел. Арон Сергеевич озвучил то, что все уже давно знают по косвенным признакам.
Все события последних месяцев вокруг рынка авиационных перевозок связаны с тем, что президент Петр Порошенко обратил на него внимание. Хотя, надо признать, что многие проблемы на рынке авиаперевозок возникли именно в период президентства Порошенко. Взять хотя бы то, что целый год было заблокирована возможность назначения авиакомпаний на новые маршруты. Более того, после длительного противостояния "эффективные менеджеры" Мининфраструктры пошли на уступки Коломойскому и отказались от выгодного и справедливого для авиарынка порядка назначений авиакомпаний на линии в пользу порядка, выгодного только лишь наибольшей авиакомпании страны.
В 2014-2015 годах рынок авиаперевозок вернулся назад на 7 лет до уровня 2008 года, и эта тенденция продолжается. Уровень достатка наших граждан резко упал, сейчас средняя зарплата в стране $168. При таких доходах для подавляющего большинства наших соотечественников полеты на самолётах стали абсолютно недоступными.
В этой ситуации я бы посоветовал Петру Порошенко сместить акценты и обратить внимание на другие виды транспорта, которыми пользуются простые украинцы ежедневно. Хотя бы рынок автобусных перевозок. Только легальные перевозчики ежегодно перевозят 3 млрд пассажиров. Там хаос полнейший. Каждый год из-за аварий с участием автобусов погибают десятки человек, сотни получают травмы... Президент говорит, что от высоких цен на авиабилеты страдают простые украинцы. Но для подавляющего большинства наших граждан авиаперелеты не доступны, и им все равно, сколько будет стоить билет на самолет.
Авиаэксперт Сергей Кадученко:
В МАУ официально признали то, о чем все в индустрии знали или догадывались, - Игорь Коломойский является бенефициаром этой авиакомпании. Судя по всему, такая открытость вызвана усилением дискуссии вокруг авиации и давлением на МАУ в публичной сфере, которые мы видим в последние месяцы. Отмалчиваться в такой ситуации - бесперспективная тактика. Поэтому МАУ становятся более открытыми для общественности, в частности, председатель Набсовета компании Арон Майберг даже появился в Фейсбуке.
Что касается дороговизны внутренних авиаперелетов, о которых на днях говорил Президент Порошенко, объясняя это "монополизмом" в отрасли, то на самом деле стоимость авиабилетов определяет множество факторов, которые зачастую вообще никак не зависят от авиакомпаний! Однако эти факторы вполне могут быть откорректированы властью, раз у нас в стране настолько остро стоит вопрос цены авиабилетов. Достаточно ввести нулевую ставку НДС на внутренние авиаперевозки, и они сразу подешевеют на 20%. Можно отменить или снизить ввозную пошлину на ввоз запчастей и оборудования для авиатехники. Или разобраться, почему авиатопливо в наших аэропортах дороже, чем в Европе. Вот это действительно будут практические шаги для снижения стоимости авиабилетов. А когда власть просто требует от бизнеса снизить цены, ничего не делая для этого со своей стороны, не возвращая НДС или принудительно продавая 75% валюты, необходимой авиакомпании для операционной деятельности, то это выглядит всего лишь игрой на чувствах людей, которые не желают, да и не обязаны разбираться в вопросах ценообразования. Или иными словами - популизмом.
В прошлом году через украинские аэропорты пролетело 10,8 млн. пассажиров. Пусть именно украинцев из них было где-то 7 млн. Из них приблизительно 2 млн. - это люди, которые летают пару раз в год на курорт, и гораздо меньшая часть - люди, летающие постоянно по рабочим вопросам. То есть, сейчас мы можем говорить о том, что услугами авиации в нашей 40-миллионной стране пользуются 2,5-3 млн. граждан или менее 10% населения, и именно их в первую очередь беспокоит стоимость авиабилетов. Поэтому выглядит очень странно, когда вокруг вопроса авиабилетов, интересного меньшинству населения, разворачивается форменная истерия, а рост цен на жилищно-коммунальные услуги, продукты питания или лекарства, затрагивающий всех без исключения, остается за кадром.