• USD 41.5
  • EUR 46.1
  • GBP 54.8
Спецпроекты

Подводные рифы бюджета-2025. Хитрое перераспределение, реальное снижение соцстандартов и расходов на оборону

Правительство одобрило проект государственного бюджета на 2025 г. По какой смете нам предлагают жить следующий год?

Существенное сокращение экономической базы для формирования государственного бюджета будет негативно влиять на формирование его доходной и расходной частей
Существенное сокращение экономической базы для формирования государственного бюджета будет негативно влиять на формирование его доходной и расходной частей / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Стоит начать с того, что между первым проектом госбюджета на следующий год, который должен быть подан в парламент не позднее 15 сентября, и окончательным Законом Украины о Государственном бюджете иногда существует настоящая пропасть: заложенные показатели подчас претерпевают огромную трансформацию сначала в парламентском комитете, а затем — в сессионном зале . Как правило, в этот сумеречный период государственного бюджетирования в смете страны появляются многочисленные схемы, лоббистские "плюшки" и "хотелки" депутатов. По крайней мере, так было до войны. Как будет в этот раз — увидим в ходе дискуссий в парламенте. В то же время проект бюджета, утвержденный правительством, уже сейчас можно рассматривать как эскиз будущей главной сметы страны.

Эскиз будущего: основные параметры сметы

Для начала проанализируем макропоказатели, на базе которых был рассчитан проект бюджета — 2025.

ВВП вырастет с 7,48 трлн до 8,47 трлн грн; в номинале — почти на 1 трлн грн, или 13%. Тем не менее существенно затормозятся темпы реального экономического роста (с учетом инфляции): с плановых 3,5% в текущем году до 2,7% в следующем.

О чем свидетельствует этот показатель? Прежде всего, о том, что правительство не рассматривает возможности завершения войны в следующем году и, соответственно, начало динамичного восстановления экономики. Или рассматривает заморозку войны без опции динамического восстановления.

Здесь нужно немного оглянуться назад. В 2022 г. ВВП Украины упал на 28,8%, сейчас экономика находится значительно ниже потенциально возможного тренда развития, примерно на уровне 70-75% от показателей предвоенного года. Для выхода на довоенные показатели украинская экономика должна прибавлять как минимум по 8-10% в год. Торможение темпов роста с достаточно низких 3,5% до 2,7% в этом контексте следует воспринимать как глубокое "закукливание" масштабов экономического разрушения.

Реклама на dsnews.ua

Важно, что правительство прогнозирует рост инфляции с 7,9% до 9,5%, то есть приближение к зоне двузначных показателей. 

На фоне резкого торможения возобновляющегося роста экономики ожидается увеличение уровня средней заработной платы с 20,58 тыс. грн до 24,4 тыс. грн. Это станет следствием дальнейшей тенизации и кризиса частного сегмента рынка труда и соответствующего увеличения бюджетного сектора (фактор заработной платы в секторе обороны).

Девальвация гривни запланирована на уровне более 10% — с 40,8 до 45 грн/$.

Правительство рассчитывает на ускорение темпов роста экспорта с 4,7 до 7%. Здесь можно предположить рост мировых цен на продовольствие или улучшение портовой логистики. Тем не менее темпы импорта прогнозируемо затормозятся с 6,3% до 3,7% (год к году). В частности, ожидается сокращение импорта двойного назначения, который косвенно используется во время войны. Сказанное также означает, что не планируется старт масштабного восстановления экономики, которое предполагало бы рост, а не падение импорта (прежде всего технологического).

В общем следует констатировать существенное "скукоживание" экономической базы для формирования бюджета, и негативное влияние этого мы увидим далее, анализируя показатели бюджетных доходов и расходов.

Доходы: больше изъятий из экономики и перекладывание между карманами

На фоне существенного сокращения темпов экономического роста правительство планирует стремительное увеличение доходов общего фонда государственного бюджета на 25,7%, или на 410,8 млрд грн, то есть с 1596,6 млрд грн до 2007,4 млрд грн. Указанные доходы определены без учета официальных трансфертов, грантов и международной помощи. То есть это в основном налоговые поступления. Следовательно, происходит постоянное увеличение налоговых изъятий из экономики: с 18,7% в 2023 г. до 21,3% в 2024 г. и 23,6% в 2025 г. Это будет еще больше подавлять экономический рост, ведь система государственных расходов не формирует в экономике точек роста, а значит эффект мультипликатора почти не работает.

В структуре доходов наибольший рост по отношению к предыдущему году в абсолютных числах даст НДФЛ (+150 млрд грн), хотя сам этот налог не играет ключевой роли в формировании центрального бюджета (354 млрд грн). Рост поступлений от него обосновывается повышением средней заработной платы. В этой связи прогнозы увеличения средней зарплаты могут быть сугубо техническими — для завершения верстки бюджета с необходимыми показателями общих доходов.

Учитывая бюджетный характер показателя средней зарплаты, значительная часть этих средств будет обычным перераспределением финансовых потоков внутри самого бюджета. То есть это перекладывание из одного кармана в другой: сначала выплатят зарплаты бюджетникам (бюджетные расходы), затем с этих доходов будут удержаны налоги (доходы бюджета). Кроме того, это может свидетельствовать о намерениях правительства увеличить перераспределение НДФЛ в пользу центрального бюджета за счет доходов местных бюджетов.

Ключевым налогом для наполнения бюджета остается НДС, начисленный на стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию нашей страны. Это даст около 594 млрд грн. Еще 318 млрд грн принесет "внутренний" НДС, который вырастет менее чем на 10% — всего на 28,9 млрд грн, что свидетельствует о затухании экономической активности (по сути рост планируется только на уровень инфляции). В то же время НДС на импорт вырастет на 19%, что указывает на усиление импортозависимости страны, хотя, напомним, динамика роста импорта в следующем году ожидается значительно ниже, чем в текущем (3,7% против 6,3%).

Возникает вопрос: за счет чего ожидается столь стремительный рост НДС на импорт? Благодаря детенизации таможни и повышению ее эффективности? Желательно, но маловероятно. Из-за девальвации гривни на 12,5%? Это уже более вероятно. Рост потребительского спроса населения таким драйвером, по-видимому, не станет.

Расходы: когда "больше" означает "меньше"

Увеличение расходов запланировано на 535 млрд грн при росте доходов на 411 млрд грн. То есть часть расходов будет обеспечиваться за счет расширения дефицита бюджета.

Разрыв между доходами и расходами (дефицит) прогнозируемо составит 1,6 трлн грн, или $35-36 млрд в эквиваленте по курсу 45 грн/$, что в известной степени соответствует прошлому опыту. Дефицит бюджета, как и в предыдущие годы, составит 20% ВВП.

Ключевые расходы бюджета — на сектор обороны, и это вполне оправданно и логично. Общий ресурс сектора — 2,2 трлн грн (плюс 47 млрд грн по сравнению с прошлым годом).

При этом инфляционное обесценение расходов на сектор обороны составит более 217 млрд грн. То есть реально у нас будет сокращение расходов на этот сектор в 2025 г. с учетом инфляции: минус 170 млрд грн, или почти 8%.

52% этих расходов пойдут на выплату денежного содержания военным.

Расходы на техническое вооружение составят 33%, или $16 млрд в эквиваленте. Если взять стоимость перевооружения или вооружения одной военной бригады на уровне $250 млн, то этих средств хватит примерно на 60 бригад.

Расходы на закупку БПЛА почти не изменятся и составят 46,9 млрд грн (около миллиарда долларов). На развитие ОПК в системе Минстратегпрома будет направлено 54,6 млрд грн.

Это свидетельствует, что около 80% закупок техники будет происходить за счет импортных поставок, а не собственного производства.

Кстати, расходы на вооружение по сравнению с планируемыми на 2024 г. в следующем году должны вырасти на 65%: с 447 млрд грн до 737 млрд грн, или на 250 млрд грн. Это свидетельствует о постепенном сокращении внешних поставок вооружений и переориентации на внутренние источники, которые, как мы увидели выше, пока в разы уступают внешним партиям вооружения.

На социальную защиту предлагается направить 419 млрд грн, из которых трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда вырастет до 238 млрд грн. Пособия на нужды ВПЛ и социально незащищенных лиц — 128 млрд грн. На коммунальные субсидии — 42 млрд грн (что свидетельствует о дальнейшем замораживании основных тарифов, кроме стоимости электроэнергии и водоснабжения). Социальная защита лиц с инвалидностью — 6,7 млрд грн. Поддержка ветеранов войны — 5,6 млрд грн, что явно недостаточно учитывая масштаб проблем. К примеру, если взять количество таких ветеранов с особыми потребностями на уровне 100 тыс. человек (гипотетически), это означает 56 тыс. грн на одного человека в год. Здравоохранение — 210 млрд грн, образование — 169 млрд грн, культура — 9,6 млрд грн.

То есть расходы бюджета на социальный капитал составят почти 800 млрд грн, или 22%.

По предварительной информации, прожиточный минимум и минимальная заработная плата в 2025 г. не будут повышаться. Это означает, что в реальном измерении (с учетом инфляции) соцстандарты снизятся.

Тенденции и общая оценка проекта бюджета

Общая структура проекта бюджета соответствует прошлым сметам страны, но есть и новые тенденции.

Экономика теряет импульс восстановления, который был очевидным еще в 2023-м (рост на 5,3%) и начнет иссякать в 2025-м (рост только на 2,7%). В определенной мере это следствие потери такого фактора статистического роста, как низкая база сравнения (после глубокого спада в 2022-м). То есть, экономика погружается в тренд слабого роста.

На этом фоне усиливается негативный эффект налоговых изъятий из экономики, а значительный размер дефицита бюджета из-за неопределенных внешних источников финансирования начинает давить и на курс национальной валюты, и на инфляцию.

Удельный вес социальных расходов с учетом инфляции сокращается, то же самое можно сказать и о секторе обороны. Неспособность финансировать базовые расходы с учетом индексации на уровень инфляции свидетельствует об отсутствии в экономике эффекта мультипликатора (значительная часть ресурсов идет просто на оплату импорта и не влияет на экономический рост).

Заложенные в бюджете расходы на ОПК не могут сформировать в экономике активную точку роста, прежде всего по причине своего незначительного объема (чуть более $1 млрд в эквиваленте).

Социальная защита населения финансируется в недостаточном объеме, даже исходя из минимальных потребностей. Планируется заморозка ключевых социальных стандартов.

Доходная часть бюджета рассчитана, исходя из нереалистичных ожиданий налоговых поступлений, что еще больше повлияет на объем бюджетного дефицита. Значительную роль начинают играть межбюджетные операции (перекладывание трансфертов из правого кармана в левый) — речь об НДФЛ бюджетников, который формируется за счет бюджетных расходов и одновременно увеличивает бюджетные доходы (с перераспределением между центральным бюджетом и местными).

В целом проект бюджета — это отражение стагнирующей экономики, которая скатывается в рецессию из-за проблем с энергетикой и рынком труда (мобилизация), а также из-за неспособности правительства запустить масштабные программы промышленного развития, в частности ОПК.

    Реклама на dsnews.ua