Яценюк решил заняться популизмом в промышленном масштабе

Премьер-министр накануне отставки Кабмина решил запретить поставки дизеля из РФ, отменить пошлины на б/у машины из Европы и распродать неликвиды. "ДС" объясняет, почему в большинстве этих решений нет экономики, а только чистый пиар
Фото: kharkivoda.gov.ua

Дизельный запрет

Заседание Кабмина 6 апреля, как обычно, выдалось богатым на новости. Одна и самых громких — инициатива главы КМУ запретить импорт дизтоплива из РФ в Украину. "Поручение, которое я даю Министерству экономики и торговому представителю Украины... Мы ввели ряд санкций против Российской Федерации. Однако один из ключевых элементов — закупка нефтепродуктов в РФ — почему-то не попал в санкционный список. Прошу Министерство экономики проработать механизм запрета приобретения нефтепродуктов у страны агрессора, коим является Российская Федерация. На пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства", — сказал премьер. Таким образом, уже 8 апреля оно может вступить в силу.

"Последние полгода мы уже живем без дизтоплива из РФ. Россия сама ввела эмбарго, признав его товаром двойного назначения — таким, которое можно использовать в военных целях", — объяснил "ДС" Сергей Куюн, директор консалтинговой группы А-95. Но никто не жалуется на его недостаток, поскольку украинский рынок весьма диверсифицирован. Недопоставки из РФ, на которые раньше приходилось около 30% прямого импорта, компенсированы за счет отгрузок из Беларуси, Литвы и Польши. С другой стороны, Украина стала больше тратить. Ведь их топливо производится из все того же ресурса — российского. Если брать у россиян напрямую, годовая экономия составляет до $75 млн. Вдобавок, по словам Куюна, само присутствие такого поставщика заставляет других не задирать цены слишком высоко. Это четко проявилось осенью, когда были закрыты поставки из РФ и цены мгновенно выросли — на $20–25 на тонне по сравнению с российской ценой.

Теоретически нынешнее заявление Яценюка может быть связано с тем, что поставки из РФ все-таки возобновились две недели назад. По словам Куюна, в конце марта первым поставщиком, вернувшимся на украинский рынок, стал "Лукойл". Но собеседники "ДС" указывают на другую возможную причину, почему премьер решился на "ответку", — ради того, чтобы перекрыть дизельный трубопровод, идущий по территории Украины в Европу.

За контроль над ровенской компанией "Прикарпатзападтранс", которая эксплуатирует 1433 км нефтепродуктопровода Самара—Западное направление и Грозный—Армавир—Трудовая, проходящего по территории Украины, спор между украинскими и российскими властями велся на протяжении многих лет. В апреле 2015 г., как сообщала "ДС", судью Ровенского хозсуда Ярославу Гудзенко настолько впечатлили аргументы россиян, что она отменила вынесенный еще в 2011 г. вердикт первой инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, фактически лишив Украину стратегического нефтепродуктопровода. А позже антимонопольная служба России разрешила швейцарской International Trading Partners AG, которая оформлена на гражданина Германии Анатолия Шефера, купить "дочку" российского "Транснефтепродукта" — ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт", которое входит в структуры "Транснефти" и владеет уже упомянутым "Прикарпатзападтрансом".

"Ту трубу купили структуры, не чуждые Виктору Медведчуку, а он действует при поддержке, скажем так, политических оппонентов премьера", — рассказал "ДС" один из участников топливного рынка. Решение премьера, таким образом, полностью перекроет эту трубу, которая с 2014 г. законсервирована, но остается одним из самых привлекательных потенциальных маршрутов поступления дизеля из РФ в Украину.

Машинная индульгенция

Еще одна инициатива Яценюка — поручение внести в парламент законопроект об отмене ввозной пошлины на б/у автомобили из всех стран, кроме России. "Хотел бы обратиться к Министерству финансов, Министерству экономики и Государственной фискальной службе с целью внесения в Верховную Раду закона об отмене импортной въездной пошлины на автомобили, которые были в употреблении", — сказал премьер.

Дать возможность украинцам покупать европейские авто без драконовских сборов и пошлин — одно из давних обещаний Яценюка. Частично оно было выполнено еще в 2015 г. Тогда были отменены спецпошлины (2,15% от цены авто 1–1,5 л или 4,32% — для 1,5–2,2 л) и утилизационный сбор (менее 1% в стоимости машины). Кроме того, с 1 января 2016 г. перестал действовать единый дополнительный импортный сбор на все товары в 5%. Теперь, по словам Яценюка, настала очередь пошлины — сейчас она составляет 10% от стоимости авто.

Долгие годы пошлины, сборы и т. п. были попыткой защитить отечественный автопром, главным представителем которого является Запорожский автомобильный завод бывшего нардепа от Партии регионов Тариэла Васадзе. Кроме него, отмена пошлин — неприятная новость и для многочисленных автоимпортеров, интересы которых представляет Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров. 

Данные: Госстат

С другой стороны, даже в случае отмены пошлины в 10% ждать дешевых автомобилей в 2016 г. не стоит, на что есть сразу две причины. Первая: с 1 января 2016 г. в Украину запрещено ввозить автомобили, которые не соответствуют экологическим требованиям стандарта Евро-5 (нормы по выбросам). Новым правилам соответствуют автомобили не старше пяти лет, которые не могут быть априори дешевыми. Вторая: пошлина и уже отмененные сборы — это лишь небольшая часть в конечной цене авто. Чтобы сделать украинцам по-настоящему приятно, Яценюк должен был инициировать отмену акцизного сбора (ставка зависит от года выпуска, типа топлива и объема двигателя) и НДС, из которых на самом деле и формируется основная стоимость авто, завезенного в нашу страну. "Например, чтобы ввезти в Украину бюджетное авто стоимостью $15 тыс., младше пяти лет, с бензиновым двигателем 1,4 л придется заплатить $2,3 тыс. акциза и $3,8 тыс. НДС. На новый автомобиль, стоимость которого в 1,3 раза выше, с таким же двигателем акциз будет $0,1 тыс, а НДС — $4,4 тыс.", — подсчитали недавно в "CASE Украина".

Цифру снова отложили

Еще одно любопытное последствие заседания Кабмина —Яценюк решил отложить на год, до 30 июня 2017 г., полный переход с аналогового на цифровое эфирное телевидение. "Речь идет о создании государственной компании, которая будет внедрять цифровое телевидение... Для того чтобы внедрить государственное цифровое телевидение, в Украине необходимо иметь соответствующий частотный ресурс, который сегодня задействован компанией ("Зеонбуд". — "ДС")", — сказал глава Государственной службы специальной связи и защиты информации Леонид Евдоченко. Министр информационной политики Украины Юрий Стець добавил, что "Зеонбуд" контролируется семьей Виктора Януковича. И отдать ей главный рубильник страны, по его мнению, опасно.

По официальным данным, на сегодняшний день владельцами "Зеонбуда" по бумагам являются три гражданина Кипра и один британец — Деметрис Феллас, Ренас Мичалаки Янгоу, Дякоу Грегорис и Томас Адриан Девид Майлс. Так что подозрения относительно непрозрачности компании не беспочвенны. По данным "ДС", в действительности ее контролирует группа украинских олигархов, владеющих в нашей стране крупнейшими телеканалами, во главе с Ринатом Ахметовым. Например, одним из активнейших лоббистов "Зеонбуда" еще во времена Виктора Януковича был Юрий Мороко, ранее работавший в компании Ахметова "ММДС-Украина".

Как бы не выглядел полный профиль реальных владельцев "Зеонбуда", Юрий Стець убежден, что для перехода на цифровое ТВ сначала необходимо решить вопрос о будущем компании, например, ее  национализации, а сделать это может только Верховная Рада. Реальных причин, почему "цифру" в очередной раз отложили еще на год, гораздо больше, и они не такие простые, как их подает Стець. Первая — "Зеонбуд" не расширяет покрытие в регионах. "Они не хотят брать на себя эту социальную функцию, да и денег сейчас нет", — рассказал "ДС" один из участников телеком-рынка. Вторая причина, по его словам, в том, что Нацсовет по телевидению и радиовещанию и Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) никак не дадут возможность появиться региональным цифровым операторам даже в тех регионах, где есть спрос, — например в Одессе. Третья причина — в большинстве регионов все же желающих расширять сигнал "цифры" нет. Ну и последняя, может, самая главная причина — у государства нет денег обеспечить цифровыми приемниками всех льготников, которых власти не хотят лишний раз обижать. "Если начнут тушить аналог, будут переживать бабушки в селах и еще, не дай бог, не за тех проголосуют", — добавил источник "ДС". Но это не значит, что откладывать будут вечно. На этот раз вероятность отключения аналога (хотя бы части) в 2017 г. очень велика. НКРСИ по указу Петра Порошенко готовит частоты, которые сейчас занимает аналог, на конкурс для 4G до конца 2017 г.

Приватизационная чистка

Кабинет Министров также поддержал предложение Минэкономразвития сократить количество государственных предприятий, не подлежащих приватизации, на 50% — до 705. Действующий перечень насчитывает 1478 предприятий. В общем-то, к этой одобренной премьером инициативе нет никаких вопросов — она своевременна, но также относится к тем, которые вряд ли что-то поменяют.

"497 из этих ГП уже ликвидированы, а другие не могут ни привлечь частных инвесторов (даже на миноритарную долю), ни изменить свою структуру, то есть провести корпоратизацию. Мы хотим оставить в государственной собственности только те предприятия, которые являются стратегически важными для экономики, обороноспособности или социальной жизни страны", — объясняет замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив. Иными словами, из перечня "не подлежащих" исключат весь неликвид. Станет ли от этого государству легче — вопрос риторический.

Вряд ли на такие активы найдутся покупатели. Но это означает, что их можно будет реформировать в части корпоративного управления, или, по словам Ковалив, "нормальной практики принятия европейских решений, привлечения и создания независимых наблюдательных советов". В качестве защитного механизма, чтобы такие активы в процедуре банкротства не растащили на металлолом или просто не вывели из госсобственности в обход официальной процедуры приватизации, предусмотрен трехлетний мораторий на принудительное взыскание активов.