Кризис? Не слышали! Как украинская IT-индустрия росла в 2020-м, и будет расти в новом году
Украинские IT-компании смотрят в следующий год заметно оптимистичнее, чем отечественный бизнес в целом. Все ожидают роста, причем такого, который будет значительно опережать рост экономики страны
2020-й стал годом, который разрушил и долговременные, и краткосрочные планы большинства украинских бизнесов. Однако можно сказать, что в целом отечественная IT-индустрия к концу года чувствует себя хорошо. Да, многие направления IT-бизнеса в 2020-м потеряли часть прибыльности, в основном из-за того, что клиенты стали менее платежеспособными.
Зато очень значительно выросли отдельные направления — такие, как сервисы удаленной работы и е-коммерция. То есть рынок поменялся, переформатировался.
"Неизбежный рост" даже в кризис
Одни украинские бизнесы в 2020-м решали вопрос собственного выживания (и далеко не всегда успешно), другие — ставили жирный крест на планах роста и уходили в режим сохранения достигнутого. IT-отрасль в целом не только избежала массовых банкротств, но и сохранила динамику роста. Правда, его темпы несколько снизились, по разным оценкам — в пределах 20-30% от прошлогодних. Более точных цифр IT-компании стараются не называть. Кто-то "добирает" показатели роста в последние недели года, кто-то просто тянет до последнего, чтобы не показать цифры, которые потом окажутся хуже, чем у конкурентов.
"Возможна просадка, но не глобально. Если прошлые пару лет было до 30% в год, то в кризисный может быть меньше, пусть 20-25%, но будет. Специфика отрасли в гибкости, поэтому рост неизбежен", — отмечала Елена Хлевная, советник Минцифры Украины.
Данные Госстата также указывают на то, что рост сохраняется.
Например, во II квартале 2019 г. в сегменте "Компьютерное программирование, консультирование и связанная с ними деятельность" было реализовано услуг на сумму 11,7 млрд грн. А во II квартале 2020 г. в том же сегменте реализация составила 12,3 млрд грн. Рост налицо (даже с учетом небольшой инфляции), причем второй квартал — это тот самый период, когда карантинные ограничения били по экономике сильнее всего.
Похожая ситуация и с экспортом компьютерных услуг — основой заработка отечественного IT-сектора. По итогам 9 месяцев 2019-го украинские IT-компании экспортировали компьютерных услуг на $1,35 млрд, а за тот же период 2020-го — уже на $1,59 млрд.
Косвенный показатель роста IT-индустрии Украины — то, что 2020 г. количество абитуриентов, стремившихся поступить на IT-специальности в украинских университетах, достигло рекордных 138 тыс. (это на 20% больше, чем два года назад).
Провал и быстрое улучшение
"Я уверен, что и далее IT-рынок будет расти — по крайней мере, исходя из той ситуации, которая есть теперь. Это связано с тем, что наша IT-индустрия — часть глобального рынка и глобального тренда на диджитализацию, — сказал в комментарии для "ДС" исполнительный директор Ассоциации IT-Ukraine Константин Васюк. — Достаточно посмотреть на вакансии: все время появляются новые рабочие места, а это свидетельствует, что наши компании получают новые заказы, для выполнения которых требуется нанимать новых людей".
По словам его словам, сейчас ускоренными темпами развиваются такие секторы, как кибербезопасность, автоматизация управления бизнесом и электронная торговля. А также — большие данные, облачные платформы и сервисы.
"Сейчас нет никаких предпосылок к падению доходов украинской IT-индустрии в целом, то же самое и в людях: я думаю, мы сохраним нынешние темпы роста, — считает Константин Васюк. — Что касается налогов в бюджет, поступающих от IT-индустрии, то в 2020-м они выросли до двузначных чисел процентов. Те направления, развитие по которым сократилось из-за падения платежеспособности клиентов (например, из турбизнеса), уже компенсировались притоком клиентов из других сфер".
Можно сказать, что период наибольшей неопределенности и падения доходов для украинского IT-сектора был весной и в начале лета. Дело в том, что именно тогда свои бюджеты и планы по развитию пересматривали практически все украинские бизнесы — равно как и зарубежные партнеры (читай: клиенты) украинских IT-разработчиков. А значит, реализуемые проекты были или отменены, или заморожены на некоторое время.
По свидетельству участников рынка, в тот период мог бы случиться большой провал по доходам. Но ситуацию спасло то, что очень многие бизнесы тогда быстро переходили на удаленную работу, а потому активно покупали соответствующие IT-услуги и решения. Денег не жалели, ведь стоял вопрос сохранения бизнеса как такового. Именно та волна интереса к решениям для дистанционной работы и позволила многим украинским IT-компаниям не уйти в глубокий убыток.
Ну а далее начался рост за счет массового перехода торговли и обслуживания в онлайн. Как нередко отмечали сами IT-специалисты, зачастую у их клиентов деньги были только на открытие торговой точки в Сети — но уже не хватало, например, на обеспечение должной информационной безопасности ее работы. Эти расходы очень многие компании теперь запланировали на 2021 г.
"Для IТ-бизнеса это был непростой год. Во время карантина компании поуходили на удаленку и так на ней и остались. Зато улучшились бизнес-процессы. Особым спросом пользуются программные продукты и сервисы, которые обеспечивают удаленную коммуникацию, — сказал "ДС" доктор экономических наук, сотрудник IT-компании Viaduct Software Development Алексей Журавлев. — Пример — компания Zoom, которая теперь стоит как большая авиакомпания, а недавно это был скромный стартап. Также 2020 г. стал результативным для интернет-торговли, особенно в условиях полного локдауна, когда полноценно совершать покупки можно было только онлайн".
Стоит упомянуть и такой важный момент, как сложную ситуацию со стартапами. Их нельзя назвать самостоятельным сектором IT-рынка, но в целом в индустрии информационных технологий стартапы важны как своего рода топливо для технологического роста. Однако стартапы прямо зависят от венчурных инвесторов, а в 2020-м большинство из них старались проявлять осторожность. Все понимали, что рынок переформатируется, но никто не понимал, что мы увидим к концу года. Так что более-менее не испытывали проблем с инвестициями разве что стартапы в отраслях, обреченных на рост: дистанционного образования и развлечений, а также медицинских технологий. Ну и, конечно, виртуальных рабочих групп — они стали невероятно востребованы после того, как собраться на совещание в офисе стало невозможно. А вот стартапам в других областях пришлось туго — инвесторы если и возобновят прежнюю активность, то уже только в 2021-м.
Кто упал, кто отжался
В первом полугодии украинский рынок сжимался, хотя даже тогда увеличивалось количество проектов в таких IT-секторах, как e-коммерция, разработка игр, онлайн-обучение и ивенты, а также автоматизация бизнесов служб доставок и продуктового ритейла.
А больше всего пострадала торговля компьютерным "железом" и гаджетами, а также услуги по системной интеграции. Первая (хотя эту подотрасль можно относить и к ритейлу, а не собственно IT-рынку), столкнулись с кризисом из-за того, что на фоне падения доходов и неопределенности с работой люди начали откладывать на потом дорогостоящие покупки компьютерной и прочей техники.
Вторые же пострадали из-за сокращения ведомственных и корпоративных бюджетов на IT-нужды. И госструктуры, и частные компании в ситуации кризиса дружно решили, что их старая IT-инфраструктура пока еще поработает без обновления, а там видно будет.
Постоянными и довольно прибыльными клиентами, заказывавшими услуги по автоматизации бизнеса и системной интеграции, традиционно были транспортно-логистические компании, а также фирмы из сегмента туризма и путешествий. 2020-й стал для них катастрофическим, бизнес в этих сферах потерпел огромные убытки, что сказалось и на IT-компаниях. Многие уже начатые проекты были заморожены, их финансирование — прекращено.
Но эти потери для IT-сектора во многом уравновесились тем, что за время карантина резко выросло количество подписок на разные онлайн-сервисы: новости, музыка, развлечения, доставка, обучающие курсы. В корпоративном сегменте многократно вырос спрос на ОТТ-сервисы (услуги по передаче видео и голоса через сеть), приложения для видеоконференций и удаленной работы. Сюда же — бурный рост интернет-торговли, о котором мы уже говорили.
Но, наверное, главное в том, что 2020 г. резко ускорил цифровую трансформацию и бизнеса, и общества в целом. А это означает, что даже в ситуации общего падения доходов доля расходов на IT-нужды и у государств, и у корпораций, и у МСБ, и у частных лиц — начала расти. Что, собственно, и является залогом преуспевания IT-бизнеса в целом.
Ради иностранного заказчика
Надо понимать, что более половины украинского IT-бизнеса ориентировано на западных заказчиков, прежде всего — в области разработки программного обеспечения и сервисов. Соответственно, теперь чем скорее начнет восстанавливаться экономика этих стран, тем больше вырастет украинский рынок.
А учитывая, какие меры принимаются в Северной Америке и Европе для восстановления экономики, вполне логично ожидать роста украинского IT-рынка и экспорта IT-услуг. Тем более что по прогнозам аналитического агентства Gartner, спрос на IT-разработку вырастет в 2021-м на 4% по всему миру.
Еще один двигатель роста для украинского IT — то, что компании по всему миру теперь охотнее отдают проекты на аутсорс. Раньше корпорации могли себе позволить содержать большие команды собственных IT-специалистов, теперь же предпочитают нанимать удаленных, по контракту. И это кормит украинскую IT-отрасль: уже лет пять количество открытых позиций для технических специалистов в нашей стране растет почти на 30% в год. И по итогам 2020-го эта цифра не уменьшится. А может даже наоборот: как говорят участники рынка, количество открытых позиций во втором полугодии бьет рекорды последних трех лет.
Взгляд в 2021-й
За уходящий год украинская IT-индустрия продемонстрировала способность хорошо адаптироваться к внешним факторам и вызовам. В свою очередь глобальный растущий запрос на диджитализацию бизнес-процессов открывает для украинских айтишников массу дополнительных возможностей.
Главный этап — вынужденного внутреннего реформирования — в 2020-м большинством отечественных IT-компаний уже пройден. Они сменили свои стратеги развития и консолидировали ресурсы для дальнейшего роста.
"Мой прогноз: в следующем году продолжится тренд на удаленную работу, для многих IT-специалистов это уже стало новой нормой. Будут выходить новые продукты для улучшения процессов при работе онлайн. С конца 2020 г. начал восстанавливаться IТ-аутсорсинг в Украине, что даст в следующем году возможность более эффективно привлекать в страну валюту", — говорит Алексей Журавлев.
В свою очередь Константин Васюк считает, что в 2021 г. важным фактором останется наличие или отсутствие регулирования со стороны государства. По его словам, сейчас есть два законопроекта — от Минцифры относительно создания специальных условий для IT-индустрии, а также альтернативный от Ассоциации IT-Ukraine, предусматривающий меньшее вмешательство государства в дела IT-индустрии. От того, какой из них (и в какой форме) будет принят, также зависит ближайшее будущее украинских компьютерных компаний.
Но в любом случае Константин Васюк ожидает в 2021-м дальнейший рост отечественной IT-индустрии как в суммах экспортной выручки, так и в количестве занятых специалистов. Сколько это окажется в абсолютных цифрах — мы, по его обещанию, узнаем через пару недель, когда Ассоциация IT-Ukraine подготовит свой отчет по итогам года.
Кроме того, спрос на инструменты для поддержки удаленной работы в 2021-м будет столь же высоким — только проекты в этой сфере будут уже не "пожарные", а долгосрочные.
По прогнозам, 2021-й будет намного более трудным для импортеров компьютерной техники в Украину. Основная причина — сильно упавшие по сравнению с 2019-м доходы населения и компаний. Как показывает практика, восстановление рынка после подобных кризисов обычно занимает 3-5 лет. Плюс в потребительском сегменте импортерам будет сложнее конкурировать с AliExpress и прочими подобными сервисами.
По прогнозам Gartner, общемировой рост расходов на IT по итогам 2020-го окажется отрицательным, но в 2021-м вернется к показателям 2019 г. Для большинства украинских IT-компаний восстановление тесно связано с переконфигурированием бизнес- и операционных моделей в соответствии с "новой реальностью". Но следующий год для них обещает быть хорошим.