• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Как раб на галерах. Почему топам госкомпаний надо платить миллионы

Украинцы еще не привыкли, что хороший управленец стоит больших денег
Реклама на dsnews.ua

После ухода с поста главы правления "Укрзалізниці" Войцеха Балчуна Кабинет Министров подписал контракт с новым руководителем Евгением Кравцовым. В контракте прописана и сумма оклада, который он будет получать за свои труды - 0,5 млн грн в месяц.

Однако оклад - это еще не все. Как сообщило агентство "Интерфакс-Украина", которое располагает копией контракта, Кравцову также может начисляться квартальная премия в размере не выше трех должностных окладов, а также предусмотрена годовая премия - не выше 24 должностных окладов. Эти надбавки Кравцов получит, если "Укрзалізниця" под его управлением будет получать прибыль, не будет иметь просроченной задолженности перед бюджетом и роста долгов по зарплате, а сам он будет выполнять решения набсовета компании и органов управления.

Если Кравцов будет усердным и исполнительным руководителем, он может заработать на этом посту 24-26 млн грн в год без учета материальной помощи и надбавок за стаж и ученые звания.

Обнародование уровня зарплат Кравцова бури возмущения в украинском социуме не вызвало - все уже привыкли, что первые лица в государственных компаниях стали зарабатывать в последние два года более чем "прилично". Например, предшественник Кравцова Балчун также имел примерно такой же оклад - 460 тыс. грн в месяц. Члены наблюдательного совета "Нафтогаза України" Маркус Ричардс, Чарльз Проктор и Пол Ворвик, которые недавно ушли в отставку, в месяц зарабатывали около 500 тыс. грн. Зарплата члена набсовета Владимира Демчишина составляет около 430 тыс. грн в месяц, хотя в 2015 г., занимая пост министра энергетики, он зарабатывал сущие крохи - 6,2 тыс. грн.

Большие зарплаты и у руководителей других государственных предприятий.

Так, например, базовая зарплата директора "Укрпочты" Игоря Смилянского - 333 тыс. грн в месяц. Однако кроме базовой зарплаты, Смилянский может получать дополнительное денежное поощрение, которое зависит от результатов его работы. Еще больше получает глава "Нафтогаза" Андрей Коболев - за 2016 г. он получил зарплату в размере 19,3 млн грн, или 1,6 млн грн в месяц. Председатель правления "Укргаздобыча" (крупнейшая в Украине компания по добыче нефти и газа) Олег Прохоренко по состоянию на начало 2016 г. зарабатывал ежемесячно около 1 млн грн.

"ДС" решила сравнить зарплату менеджеров высшего звена в украинских госкомпаниях с зарплатами их коллег, но в частном бизнесе. По данным рекрутинговой компании Brain Source International, заработные платы первых лиц именно в крупных компаниях, которые являются лидерами в своих отраслях в Украине, могут составлять $20-30 тыс. (520-780 тыс. грн) в месяц и выше. Кроме того, в частных компаниях может действовать и система бонусов, размер которых оговаривается индивидуально.

Реклама на dsnews.ua

Один из топ-менеджеров частной украинской компании на условиях анонимности рассказал "ДС", что средний уровень зарплаты, с которой начинается понятие "топ-менеджер" - это $20 тыс. в месяц (560 тыс. грн по нынешнему курсу). При этом бонусы могут составлять до 100% от зарплаты. Но в самых крупных компаниях первые лица получают зарплату в $50 тыс. в месяц (1,3 млн грн) и выше. "Таких руководителей - единицы, но они есть. Самая большая зарплата, которую мне довелось видеть, была $5 млн в год (10,8 млн грн в месяц по сегодняшнему курсу. - "ДС"). Это был российский топ-менеджер, работающий в украинском холдинге из первой тройки на тот момент", - сказал он.

По сравнению с уровнем зарплат топов в украинских государственных компаниях зарплаты руководителей крупных компаний в соседней Польше выглядят не на много скромнее.

В частности, по данным польских СМИ, Войцех Ясински, генеральный директор PKN Orlen (крупнейшая в Польше нефтеперерабатывающая компания) получает 3,2 млн злотых, или 22,4 млн грн в год (1,86 млн в месяц). У Збигнева Ягелло, президента крупнейшего польского банка PKO, годовая зарплата составляет 3,1 млн злотых, или 21,7 млн грн в год (1,8 млн в месяц). У этих компаний крупные пакеты акций принадлежат государству. Однако Пйотр Возняк, президент PGNiG (100%-ной государственной нефтегазовой компании Польши), занимающейся добычей природного газа и сырой нефти, получает 1,8 млн злотых, или 12,6 млн грн в год (1,05 млн грн в месяц). Но при этом следует обязательно учесть, что эти зарплаты - до уплаты налогов, поэтому указанные цифры нужно уменьшить на 30%.

Столь высокий уровень зарплат топов украинских госкомпаний вызвал критику со стороны депутата Верховной Рады, экс-министра экономики Виктора Пинзеника. "Ну не может зарплата в государственном секторе быть оторванной от состояния экономики, от заработков ее граждан. Не может зарплата чиновника в государственном секторе превышать минимальную в несколько сотен раз!" - написал на своей странице в Facebook Пинзеник. Наверняка его мнение разделяют многие в этой стране, где минимальная зарплата составляет 3,2 тыс. грн.

Однако у такого взгляда на проблему есть и множество противников, в первую очередь среди тех, кто уже успел побывать в шкуре первых лиц госкомпаний. Вот Войцех Балчун, например, вообще рад, что ушел с кресла главы "Укрзалізниці" и остался жив. А если серьезно, то, как показывает опыт, одна подпись топа на "неправильном" документе может стоить ему не то что репутации, а свободы. В таких условиях вряд ли человек, построивший карьеру в частном бизнесе, согласится сменить высокооплачиваемую должность на призрачную перспективу возглавить большую государственную структуру в обмен на похвальную грамоту. Пример Данко, конечно, вдохновляет, но только романтиков и идеалистов. Хорошие менеджеры - они скептики и циничные практики.

Хороший управленец не будет работать за маленькие деньги.

В Украине уже была практика, когда от желающих поуправлять крупным госпредприятием просто отбоя не было, несмотря на то что зарплата на этой должности на уровне разнорабочего в Америке. А все потому, что эта должность давала широкие возможности заработать гораздо большие деньги за счет различных схем. Нанимать менеджера, который будет контролировать крупные финансовые потоки, и при этом платить ему маленькую зарплату, означает провоцировать его самому черпать из этого потока, но уже бесконтрольно.

Но высокая заработная плата не должна выплачивается просто так. Если уж государство решилось на реформирование монстров государственной экономики, то в таком случае вознаграждение первых лиц компаний должно обязательно зависеть от достижения результатов, которые, как известно, приходят далеко не сразу. И здесь, возможно, следовало бы разделить оплату квалифицированного менеджера на текущую и бонусную части. Первая оплачивается регулярно, а вот вторая - только в конце трудового контракта и только при условии, что с четко прописанным заданием менеджер справился, достиг нужных результатов и вывел компанию на должный уровень.

    Реклама на dsnews.ua