• USD 41.4
  • EUR 43.5
  • GBP 52.1
Спецпроекты

Новое малазийское чудо. Как 92-летний "отец нации" заставит китайцев заплатить за налоговую реформу

Из двух зол — коррупция или тирания — электорат склонен выбирать второе: Малайзия тому свежий пример
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

"Над нами уже открыто смеется весь мир: малазийцы, как вы докатились до такого позора?" — стыдил соотечественников 92-летний Мохамад Махадхир, вернувший бразды правления в Малайзии после победы на состоявшихся в начале мая всеобщих выборах. Объединенная оппозиция, возглавляемая Махадхиром, свергла мягким демократическим путем правящую с 1957 г. партию Barisan Nasional, лидеры которой давно уже перестали скрывать свои коррупционные аппетиты. Рядовые малазийцы дождались своего мессию, пообещавшего навести в стране порядок, пересадить всех воров, отменить большинство принятых в последние годы налогов и восстать против китайского неоколониализма. Многие из отдавших голоса за оппозицию еще помнят, что и при Махадхире, занимавшем должность премьера с 1981 по 2003 гг., жизнь была не сахар. Но они предпочли выбрать твердую руку, чем оставаться в коррупционном болоте, куда затащил страну проигравший выборы Наджип Разак.

"Я антисемит и горжусь этим"

Мохамад Махадхир ввиду преклонного возраста не будет находиться на посту премьер-министра долгое время. Расчищать завалы суждено его воспитаннику Ибрагиму Амвару, формальному лидеру оппозиции, ожидающему освобождения из тюрьмы, куда его заточили на шесть лет по обвинению в содомии и коррупции, впрочем, сам Амвар все обвинения отвергал и был уверен, что они использованы для политической дискредитации. "Король указал, что он желает помиловать Ибрагима Анвара  немедленно", — приводит газета слова главы правительства.

Тем не менее геев Махадхир не любит. А еще больше ненавидит только евреев, особенно Джорджа Сороса, которого отец малазийской нации обвиняет в организации азиатского финансового кризиса. "Я горжусь, что меня заклеймили как антисемита", — писал в своем блоге Махадхир в 2012 г.

Кризис конца 90-х вымыл из малазийской экономики треть ее ВВП ($30 млрд), обвалив финансовый рынок и обесценив национальную валюту. Махадхир напрочь отказался принимать помощь со стороны МВФ и Всемирного банка, а вместо этого ввел режим жесткой экономии, ограничения на торговлю ценными бумагами и направил большинство государственных ресурсов на диверсификацию экономики. В итоге Малайзия стала первой среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которая вернулась к докризисным темпам экономического роста (в 2003 г. достигнуты показатели 1996 г.). Тем самым Махадхир утер нос еще одному своему ненавистнику — лидеру Сингапура Ли Кван Ю. "Какой он демократ?! Как только в Сингапуре появляется хотя бы малое подобие оппозиции, он ее душит или покупает", — клеймил он Ли Кван Ю как лицемера на страницах своей книги "Разговоры с Махадхиром Мохамадом".

Казнь коррупционеров

Реклама на dsnews.ua

Пока будущий премьер Ибрагим Амвар ожидает завершения формальностей монаршего прощения, которое позволит ему досрочно выйти из тюрьмы, Махадхир готовит ему почву для масштабной кампании расправы над коррупционной верхушкой Малайзии. Экс-премьер Наджип Разак и его ближайшее окружение находятся еще на свободе. Закуют их в наручники только после того, как будет доведено до конца расследование самого громкого коррупционного скандала Малайзии — разворовывания средств через государственный инвестиционный фонд 1MBD.

Фонд был основан в 2009 г. по инициативе Наджипа Разака, и главной его целью было развитие инфраструктуры столицы, что позволило бы превратить Куала-Лумпур в самый крупный финансовый центр Азии. Но на практике фонд служил прикрытием для схем по вымыванию денег из госбюджета, выделяемых под фиктивные контракты. Вместо того чтобы приносить прибыль, инвестфонд наращивал долги. По оценкам министерства юстиции США, из 1MBD было украдено $3,6 млрд, которые осели в карманах малазийских правительственных чиновников и приближенных к ним бизнесменов. Американское министерство опубликовало доказательства присвоения $700 млн лично Наджипом Разаком. В скандале даже оказался косвенно замешан голливудский актер Леонардо ди Каприо: малазийские дельцы использовали финансирование фильма "Волк с Уолл-стрит" для отмывания денег. Когда схема вскрылась, ди Каприо пришлось убеждать общественность, что он ничего не знал об источниках финансирования картины, также актер добровольно вернул все подарки, полученные до и после съемок.

Несмотря на наличие доказательной базы, малазийское правосудие не торопилось с расследованием деятельности 1MBD. Премьер Разак категорически отвергал (и продолжает отвергать) любые обвинения в свой адрес, заявляя, что все его помыслы были только о процветании государства. В качестве аргументов он приводит показатели экономического роста страны, достигнутые за период его премьерства: стабильные 2% прироста ВВП в год, сокращение дефицита госбюджета до 3%, более $1 млрд прямых иностранных инвестиций каждый год.

Однако, как отмечают независимые эксперты, экономическая политика Малайзии последних пяти лет была недальновидной, однобокой и неизменно ведущей к глубокому кризису. Она основывалась всего на двух факторах: повышении налогов, в том числе введении 20% роялти для нефтедобывающих компаний, и снятии ограничений на вливания в экономику десятков миллиардов китайских инвестиций. В 2013 г. правительство Наджипа Разака ввело 6% НДС на все операции купли-продажи товаров и услуг. Причем китайские инвестиции освобождались от уплаты данного налога. Основное бремя НДС легло на плечи рядовых граждан и местного бизнеса, которые, дождавшись удобного случая, отдали свои голоса на выборах тому, кто обещал данный налог отменить.
Победитель выборов Мохамад Махадхир включил отмену НДС в число первых пунктов предвыборной программы. В результате отмены налога госбюджет страны сократится на $105 млрд, но в период азиатского финансового кризиса Малайзия также пошла на сознательное увеличение бюджетного дефицита и вышла из той ситуации с честью. Частично потери бюджета будут восполнены пересмотрами контрактов с китайскими инвесторами, которым придется заплатить не один десяток миллиардов долларов, чтобы сохранить свои проекты в Малайзии.

Восстание против китайских инвестиций

За последние пять лет премьер Разак заключил с китайскими компаниями контрактов на $134 млрд. В период с 2013 г. объем китайских инвестиций в Малайзию вырос на 350%. Только в прошлом году в страну зашло $2,3 млрд инвестиций из Китая. В основном деньги вкладывались в крупные инфраструктурные и строительные проекты. Наиболее значимые из них — строительство за $13 млрд железной дороги, соединяющей относительно слабо развитое восточное побережье полуострова Малакка со столицей и масштабный проект "Лесного города" общей стоимостью $100 млрд, который должен быть завершен к 2035 г. Традиционно китайские инвестиции  — это не прямые вложения, а низкопроцентные кредиты, которые со временем придется отдавать. "Это не дружелюбные инвестиции! Это инструмент китайского неоколониализма, и мы должны остановить эту экспансию и защитить наш суверенитет", — обещал Махадхир.

Малайзия — уже вторая страна, восставшая против наплыва китайских кредитных инвестиций. В 2015 г. новоизбранное правительство Шри-Ланки заморозило все китайские проекты в стране, протрактовав их как угрозу национальной безопасности. Больше года Пекин вел переговоры с шри-ланкийским правительством, и в итоге после пересмотра условий контрактов все ограничения были сняты. Этим же путем пойдет и Малайзия. Одним и первых утвержденных портфелей в новом правительстве Махадхира стало назначение Лим Гуанг Энга, китайца по происхождению, на пост министра финансов. Перед ним поставлена задача пересмотреть условия всех китайских проектов, заключенных прежним правительством.

Малайзии в определенной степени повезло: на склоне лет Мохамаду Махадхиру некого бояться и нечего терять, устанавливая период непродолжительной и вынужденной диктатуры для перезагрузки государственной управленческой системы.

    Реклама на dsnews.ua