Игра на повышение. Как украинцев простимулируют лучше содержать пенсионеров
Поломанная кривая, или кнут и пряник
На заседании Кабмина министр соцполитики Андрей Рева инициировал обсуждение введения в следующем году регрессивной шкалы при начислении единого социального взноса (ЕСВ), благодаря которому формируется ресурсная база вечно дефицитного Пенсионного фонда.
Причина введения регрессивной шкалы - продолжающаяся тенизация сферы оплаты труда в Украине, которая в последнее время еще и существенно усугубилась вследствие применения работодателями всевозможных схем уклонения от уплаты налогов.
На данный момент Украина пребывает в демографической яме. Уже который год в стране наблюдается естественная убыль населения, то есть превышение смертности над рождаемостью. Причины этого можно искать в неэффективной государственной соцполитике, начиная с середины 1990-х, но есть и базовый фактор, который действует неумолимо, как смена времен года.
Украина находится в так называемом третьем демографическом переходе. Напомним: первый - это высокая рождаемость и высокая смертность (некоторые страны Африки), второй - высокая рождаемость и относительно низкая смертность (некоторые страны Азии), а третий - низкая рождаемость и низкая смертность (Европа и другие развитые страны). Хотя стоит отметить, что действие третьего демографического перехода имеет у нас и некоторые особенности: низкая рождаемость - да, но вот смертность не такая уж и низкая, продолжительность жизни мужчин в Украине значительно ниже, чем в ЕС. Добавим сюда еще и усиленную трудовую миграцию за рубеж, которая в последние годы из преимущественно маятниковой, сезонной, превращается в постоянную, и получим гремучий демографический коктейль, когда социальная система страны, включая пенсионное обеспечение, неумолимо катится в пропасть системного дефолта. Ну или секвестра.
По сути, у государства осталось один-два года для выравнивания ситуации, ведь точка невозврата уже близка как никогда. Оной специалисты называют отношение застрахованных лиц, которые платят налоги и социальные взносы, к количеству пенсионеров. В идеале данный показатель должен быть равен двум и выше, а точкой невозврата считают его снижение до единицы.
В Украине он близок к критическому значению и составляет 1,3: на 11,4 млн пенсионеров приходится 10,79 млн застрахованных занятых лиц на предприятиях и 3,34 млн - в бюджетных организациях, суммарно - 14,7 млн. Правда, не все зарегистрированные лица платят взносы по факту, ведь некоторые из них декларируют нулевые доходы. По оценкам профильного министра, на постоянной основе перечисляют ЕСВ 12 млн человек (точнее, это делают их работодатели). Но здесь есть один важный нюанс - в Украине почти 2,4 млн работающих пенсионеров. Таким образом, если взять за основу цифру в 12 млн и отнять от нее пенсионеров, которые продолжают работать, то получим менее 10 млн человек, а это значит, что мы не приближаемся к точке невозврата, а практически уже в ней.
Признаком этого является и тот факт, что система кнута и пряника в госполитике, применяемая по аналогии с другими странами, у нас уже не работает. Пряник в виде снижения ЕСВ с 38 до 22% привел лишь к частичному отбеливанию фонда заработной платы. Но эта детенизация не была пропорциональна снижению налогового пресса: поступления в Пенсионный фонд не выросли в 1,7 раза. Кривая Лаффера, которая показывает зависимость суммы сбора налогов от динамики налоговых ставок, в Украине "поломалась", как неисправное рулевое управление на корабле. То есть можно снижать налоги и дальше, но это никак не отразится на размере детенизации, пока ставки не опустятся до такого "мизера", с которым не то что пенсии платить, а и на зарплату бюджетникам не хватит.
Что касается кнута, то даже драконовские штрафы, установленные для нарушителей трудового законодательства, не смогли повлиять на ситуацию: ведь чем выше цена вопроса, тем легче коррумпировать проверяющих.
Все это приводит к тому, что любая соцполитика в Украине в контексте борьбы с бедностью напоминает сизифов труд, когда, не успев вкатить социальные стандарты на гору, приходится наблюдать, как они катятся вниз под ударами инфляции и девальвации национальной валюты.
За последний год средняя пенсия выросла до 2,5 тыс. грн, а минимальная - до 1,45 тыс грн. А в целом в структуре доходов украинцев заработная плата составляет лишь 40%, прибыль и смежные доходы - еще 25%. Зато почти 35% - это социальные трансферты со стороны государства в виде льгот и субсидий. В ближайшее время снять этот патерналистский навес в виде устаревшей социальной системы не удастся. Электоральное поле у нас определяется не средним классом, а пенсионерами и беднейшими слоями населения.
Бить по "квадратам"
Таким образом, в ситуации, когда кнут и пряник работают впустую, приходится искать новые ходы, например, "бить по квадратам" в виде основных схем уклонения от уплаты налогов. К таковым сейчас относятся декларирование минимальной зарплаты и доплата "в конверте", а также получение зарплат, превышающих максимальную базу налогообложения ЕСВ в размере 55 тыс. грн и выше. Ведь ставка взноса напрямую применяется лишь до достижения уровня зарплаты размера 55,845 тыс. грн, а сверх него можно получать хоть миллион в месяц - база налогообложения не изменится. А если миллионную зарплату оформить на работника с инвалидностью, то можно еще и сэкономить на льготной ставке ЕСВ (5,3-8,41%). Затем остается только раздать эти деньги другим сотрудникам.
Источник: Минсоцполитики
На данный момент 3,8 млн работников в частном секторе и 0,88 млн в бюджетных организациях работают на зарплате, не превышающей 4 тыс. грн. В то же время максимальную базу начисления ЕСВ (55 тыс. грн в месяц) по зарплате превысили почти 51 тыс. частников и 6,3 тыс. бюджетников.
В Киеве 20,3 тыс предприятий декларируют лишь начисление "минималки", в то время как средняя зарплата в столице составляет уже 13,6 тыс. грн. Таким образом, без отбеливания зарплат до 40% реальных плательщиков ЕСВ будут находиться в промежуточной, "серой" зоне.
Что касается схем с выплатой "больших" зарплат, когда, начислив миллион гривень на подставное лицо, можно раздать зарплату сотрудникам фирмы, уплатив при этом 19,5% подоходного налога и военного сбора, а также 22% с максимальной базы начисления ЕСВ в 55 тыс грн, то на данный момент почти 5,3 тыс. руководителей задекларировали зарплату в размере более 55 тыс грн. При этом в диапазон доходов от 1 млн до 24,9 млн грн (максимальная зарплата, зафиксированная в Украине), попало 118 человек.
Источник: Минсоцполитики
При этом главные бухгалтеры в этой схеме значительно уступают директорам - их всего 1,6 тыс человек, а лиц с инвалидностью - более тысячи.
Все это говорит о том, что заниженная максимальная база начисления ЕСВ активно используется для легализации фонда зарплаты и раздачи его в пользу других сотрудников, которые "сидят на минималке". Такие схемы приводят к существенному недополучению сумм ЕСВ.
Регрессом по тени
Частично разрушить эту схемотехнику поможет регрессивная шкала начисления ЕСВ. Во-первых, сама максимальная база будет увеличена до 104 тыс грн. Во-вторых, она будет применяться лишь для начисления базовой ставки ЕСВ в 22%. При росте зарплаты база начисления ЕСВ замораживаться уже не будет. Для определения ЕСВ применят регрессивную шкалу, как на диаграмме:
Источник: Минсоцполитики
Увеличение максимальной базы начисления ЕСВ может дополнительно принести государству 2,8 млрд грн, регрессивная шкала - 3,3 млрд грн. Если еще и ужесточить требования к руководителям (что позволит выявить фиктивных директоров) - это даст дополнительно 3,3 млрд грн. Суммарно - 9,9 млрд. Не густо, но в 2019-м году каждый миллиард будет на счету.
Для выявления неплательщиков государство будет активно применять риск-ориентированные модели оценки субъектов хозяйствования, упорядочит реестр плательщиков ЕСВ и выделит отдельный черный список подозрительных лиц.
Кнут планируются весьма весомый. Нарушителей - юридических лиц и ФЛП - исключат из системы госрегистрации. А физлиц, нарушивших порядок уплаты, не выпустят за границу и даже лишат права водить авто.
В этой новой модели есть несомненный плюс - она бьет по реальным схемам тенизации и оптимизации. И у нее есть благая цель - пенсионеры в Украине должны жить лучше. А этого невозможно достичь при нынешней фискальной дисциплине.
Но есть и над чем работать. Наряду с негативными недостает позитивных стимулов. Как вариант, льготная ставка ЕСВ на переходной период могла бы начисляться на сумму выведенных из тени зарплат. Например, увеличил фонд оплаты труда на 10 млн грн - получи минус 5% к ставке ЕСВ на ближайший год.
Система дифференциации труда - важный элемент детенизации, когда студент не сможет стать фиктивным директором, но здесь можно предложить более комплексный подход. Например, введение почасовой минимальной оплаты труда вместо нынешней ежемесячной минималки, что позволит охватить совместителей и фрилансеров, а также установление специальной тарифной сетки в зависимости от квалификации и вида профессий, когда электрик будет получать минимальную зарплату значительно большую, чем, к примеру, дворник.
Кроме того, наряду с регрессной шкалой начисления ЕСВ необходимо вводить и прогрессивную шкалу подоходного налога. Ведь для человека, получающего среднюю зарплату в 9-10 тыс грн, уплата 18% подоходного налога весит больше, чем удержание тех же 18% с миллиона.
И главное - нужно добиться, чтобы ужесточение фискальной дисциплины получило вотум доверия в обществе. Его можно было достичь с помощью введения спецставок налогообложения бонусов, начисленных в госпредприятиях. И тогда тот же Андрей Коболев, при условии, что он отдал бы в виде налогов 50-70% от "премии" (как в той же Франции и других цивилизованных и социально ответственных странах), выглядел бы в глазах общественности немного иначе. И система регрессной шкалы ЕСВ воспринималась бы по-другому.
Или возьмем налог на дивиденды, который сейчас уплачивают физические лица в размере 5% (при выплате их предприятиями на общей системе) и 9% в случае начисления оных плательщиками единого налога и ИСИ. В настоящее время эта налоговая гавань используется исключительно в целях легализации доходов нашим истеблишментом, включая и политиков, которые заполняют дивидендами свои электронные декларации. Если бы наряду с введением регрессивной шкалы выровнять налогообложение дивидендов до уровня общей ставки подоходного налога (18%) - заплатил бы и бизнес, и "элиты".
Будем надеяться, что так оно в ближайшее время и будет. Во всяком случае, грядущие изменения должны немного расшевелить циничный и фарисейский подход многих наших граждан к понятию социальной ответственности, когда они подают бабушке в метро десяток-другой гривень и вполне гордятся собой, или призывают в соцсетях покупать у бабулек продукты на толкучках, хотя лучше бы заплатили ЕСВ на тысячу-другую. И так каждый месяц.