Плюс $5 млрд в год или черная дыра. Вырастут ли инвестиции с налогом на выведенный капитал
Задача введения НнВК — стимулировать предпринимателей реинвестировать доходы. Этот налог должен заменить собой налог на прибыль, так как если деньги обращаются в бизнесе, они создают добавленную стоимость, обеспечивают рабочие места, наполняют Пенсионный фонд и дают поступления от всех других налогов. Изымать часть прибыли на этом этапе — глупость с точки зрения развития экономики.
Регистрируйтесь на дискуссионный клуб "ДС" 18 декабря на тему "Налог на выведенный капитал — стимул для бизнеса или дыра в бюджете?"
Правила нового налога таковы: прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом. Налог по ставке 15% "включается", только когда прибыль выплачивается в форме дивидендов или какой-то другой либо платятся проценты по кредитам, страховые платежи, инвестиции за пределами Украины, роялти и т. д.
Теоретически все выглядит красиво: эффектом от нового налога должен стать рост инвестиций в производство, новые рабочие места, выход бизнесов из тени, рост поступлений по НДС, рост ВВП и т. д. Проблема, однако, в том, что в украинских условиях результат может быть каким угодно. Потому и прогнозы развития событий звучат самые различные.
Это тот самый случай, который иллюстрирует пословицу: "Эксперты по экономике дают прогнозы не потому, что знают, как будет, а потому, что их спрашивают".
Сторонники введения НнВК апеллируют к удачному опыту Эстонии, где похожая модель действует с 2000 г. Сперва за введением налога последовал спад поступлений в бюджет, но спустя три года показатели восстановились и существенно вырос объем инвестиций, что и было главной целью реформы. В Украине НнВК должен решить еще одну задачу — поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса.
По оценке издания focus.ua, ежегодно бизнес выводит из Украины $10–11 млрд, или порядка 10% ВВП. Как минимум значительная часть этих средств могла бы обратиться во внутренние инвестиции.
По расчетам Минэкономики, в 2019–2021 гг. инвестиционная составляющая ВВП при введении налога на выведенный капитал будет ежегодно расти на 17,4%, тогда как при текущей модели — на 9,2%. Доля инвестиций в структуре ВВП при НнВК вырастет до 21,4% против 20% сейчас.
"Налог на выведенный капитал антикоррупционный, антиофшорный, стимулирующий инвестиции. Во-первых, существующий налог на прибыль вычисляется сложно и предполагает высокую степень дискреции (высокий вес собственного мнения) налогового инспектора, что порождает коррупцию, — сказал в комментарии для "ДС" вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Валерий Пекар. — Во-вторых, крупный бизнес уклоняется от него с помощью офшоров и разных хитрых схем (завышенные роялти, например). В-третьих, нынешний налог вымывает оборотные средства предприятий, а нам сейчас как воздух нужны инвестиции и новые рабочие места. Налог на выведенный капитал решает эти три проблемы".
По оценке Украинского института будущего, введение НнВК даст за следующие пять лет 600–800 млрд грн ($20–25 млрд) только внутренних инвестиций, 100–150 млрд грн в год дополнительных оборотных средств бизнеса за счет отмены налога на прибыль и 5–6% реального роста экономики в год (мультипликативный эффект от инвестиций в перспективе пяти лет).
Естественно, смена налоговой модели приведет к уменьшению поступлений в бюджет по конкретной статье в краткосрочном периоде. В первые два года реформы сумма потерь составит 21–30 млрд грн ($0,7–1,0 млрд) в год или около 0,6–0,7% ВВП. При этом доходы бюджета в течение последних пяти лет растут на 90–160 млрд грн, или на 11–26% в год (2015–2019 гг.). Расходы увеличиваются аналогичными темпами.
Критики нового налога указывают на огромные бюджетные потери, неизбежные в первые годы действия НнВП. Суммы за год называются разные — от 25 млрд (Администрация президента) до 40–50 млрд грн (Офис крупных налогоплательщиков ГФС).
"То, что предлагается в законопроекте с НнВК, будет означать создание черной дыры и пробоины в доходах бюджета. Даже в радужных расчетах сумма потерь бюджета достигала 46–50 млрд грн. Знаете, чем сторонники законопроекта предлагали компенсировать эти потери? Налогом на прибыль (!) и авансовой оплатой НнВК! По их расчетам, "авансом" можно будет взыскать 45 млрд грн, а "переток налога на прибыль за четвертый квартал 2018" даст 23 млрд грн, — говорит экс-замминистра финансов Украины, вице-президент Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева. — То есть размер дыры составит разницу между почти 100 млрд грн налога на прибыль и 23 млрд грн от НнВК (да и те не являются надежными)".
В целом же, по мнению эксперта, пока нет доказанной причинно-следственной связи между НнВК и экономическим ростом. Слишком мало стран прибегло к таким экспериментам, как отмена налога на прибыль. К тому же потребуется тщательное сравнение обстоятельств, при которых проводились эти эксперименты за рубежом и которые имеются в Украине.
"Также спрошу, откуда такая щедрость — давать возможность отсрочить уплату налога на неопределенное время, независимо от того, является ли поведение плательщика социально желаемым? Например, можно давать льготы тем, кто инвестирует, выплачивает высокие заработные платы, обновляет оборудование и тому подобное. Для этого может использоваться ускоренная амортизация и другие стимулы, которые будут побуждать бизнес инвестировать в обновление своих производств, — считает Елена Макеева. — Упрощенная система выглядит более привлекательной с точки зрения уплаты налогов и дешевле по сравнению с налогами на зарплату и НнВК. В результате схемы по уклонению от налогов с использованием упрощенной системы становятся более выгодными при условии внедрения предлагаемой модели НнВК, поскольку почти не оставляют шансов контролерам оспорить транзакции с "несвязанными" упрощенцами".
Как считает экс-замминистра финансов, налоговые льготы и преференции — это то, что создает неравенство среди налогоплательщиков. Действующий НКУ содержит более 300 налоговых льгот: их нивелирование, а не введение НнВК, создаст равные условия налогообложения. Однако НнВК предлагается ввести без пересмотра существующих льгот и преференций, без сокращения специальных режимов налогообложения.
Вообщем есть противоположные мнения об этой налоговой новации кардинально. Аргументы сторон можно услышать вживую или в прямом эфире во время шестого экспертного баттла "ДС" - 18 декабря в Киеве. Чтобы попасть на игру - достаточно зарегистрироваться.
Из глубоких патриотических побуждений разделяю цель, которую преследует проект закона, заменяя налог на прибыль налогом на выведенный капитал. Нам всем хочется жить в процветающем государстве, в которое инвестируются и реинвестируются ресурсы. Даст ли проект ожидаемый эффект?
Прежде всего очень интересно сравнение с европейскими неофитами - экономическими карликами. Имеется в виду опыт Эстонии, Грузии, Латвии. Собственно, у Грузии и Латвии опыта пока и нет. Сейчас у них происходит притирка изменившегося правового поля к экономическим реалиям. А вот в Эстонии налог на прибыль сменили налогом на распределяемую прибыль уже довольно давно. И вот что примечательно, этой эстонской новацией прежде всего воспользовались предприниматели из РФ и Украины. Очень удобно: компания и банковский счет в одной стране, налога на прибыль нет. А распределять ее никто и не собирался.
Прибыль "инвестировалась" в какие-то фантомные услуги, товары и прочее. Местным - сложнее. В Эстонии очень жесткое законодательство, регулирующее потребление. Гражданину Эстонии нужно предоставить справку о доходах при покупке любого товара дороже микроволновки, не говоря об автомобиле или оплате учебы ребенка.
Таким образом, без соответствующего законодательства в Украине, касающегося контроля за потреблением, на выходе получим своеобразный конкурс креаторов "на лучшую инвестицию". Школа и традиция у отечественного бизнеса имеются.
Но вернемся к истории введения аналогичного налога в указанных юрисдикциях. Так вот, прежде чем ввести налог на потребление вместо налога на прибыль, экономисты долго рассчитывали компенсаторную финансово-фискальную базу для "сглаживания" бюджетной стресс-ситуации. В этих странах, как и в Украине, доля налога на прибыль в бюджете стран составляла от 15 до 18%. После ввода налога на распределяемую прибыль в этих странах бюджет просел до 5%. Но были задействованы схемы компенсаций. Начиная от моделирования поступлений в бюджет из других источников: акцизы, пошлины, увеличение штрафов за налоговые нарушения (Эстония, Грузия).
Финансовая поддержка ЕЭС (Латвия). У нас кто-то видел публичную информацию о системе компенсации потерь бюджета от отмены налога на прибыль? Не исключено, что ударят по бизнесу увеличением НДС: дешево, надежно и практично.
Не стоит забывать о такой небесспорной новации, как отнесение к операциям по выведению капитала выплат пассивных доходов нерезидентам. Если налогообложение процентов по нерезидентным кредитам, где есть связанные лица, еще объяснимо, то дополнительное налогообложение выплачиваемых роялти и страховых платежей иностранцам вызывает вопросы. Огромное количество технологичных продуктов, производимых в Украине, выпускаются по лицензиям, технологиям и рецептурам, которые принадлежат зарубежным компаниям. Ни одна украинская компания не может взять на себя полностью риски, скажем, атомных станций, авиаперевозчиков etc. Они прибегают к услугам крупных международных перестраховщиков, и увеличение стоимости страховки ввиду дополнительных налогов им крайне неинтересно.
Со всех трибун лидеры мнений вопиют о необходимости преодоления Украиной комплекса сырьевого придатка: мол, зарабатывать нужно на добавленной стоимости, выстраивая цепочку от поля по конечного потребителя через переработку. Сложно ожидать приток инноваций в страну при обложении роялти максимальной ставкой НнВК.
Что ж, в любом случае международные Конвенции об избежании двойного налогообложения (к компетенции которых относится регулирование налогов на пассивные доходы) превалируют над национальным законодательством.