• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

"Благодетели" из правительства. Сколько на самом деле должен стоить газ для украинцев

"Нафтогаз" сообщил о рекордном снижении цены на газ для населения в феврале 2020-го, правительство обещает дальнейшее удешевление ресурса. Попробуем разобраться в причинах неожиданного аукциона невиданной щедрости
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

С миру по нитке 

Начнем с озвученных ценовых индикаторов. В феврале 2020-го оптовая цена на природный газ, который НАК "Нафтогаз України" продает населению и предприятиям теплокоммунэнерго для производства тепла и горячей воды, составила 3,95 тыс. грн за 1000 куб. м. Данный ценовой показатель с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), затрат на транспортировку и распределение до узлов учета потребителей (или точек потребления, где индивидуальных газовых счетчиков нет) не намного отличается от нынешнего уровня коммерческих цен в Украине, в связи с чем определение данного ценового алгоритма как механизма выполнения "Нафтогазом" специальных обязательств перед социальными группами потребителей (ПСО - Public Service Obligation) звучит как непонятный рудимент из прошлого. Лишь по названию напоминая, что у государства есть некие обязательства перед населением относительно поставок природного ресурса, который добывается с минимальной себестоимостью и по Конституции принадлежит всему народу и продаваться должен не в режиме ПСО, а на базе справедливой цены. Причем данный термин несет сугубо экономическую, а не морально-этическую коннотацию.

Как известно, справедливая цена, или Fair Price, - это стоимость товара, которая включает в себя лишь экономически обоснованные издержки и среднерыночный уровень прибыли. Вместо этого "Нафтогаз" переложил на плечи потребителей так называемые инвестиционные затраты: в период 2016-2018 гг., то есть тогда, когда осуществлялись максимальные капитальные вложения в реализацию программы 20/20, предусматривающей выход к 2020 г. на уровень добычи в размере 20 млрд куб. м (предприятиями НАК), госкомпания потратила более 37,3 млрд грн на "бурение". Все эти колоссальные ресурсы, вытянутые с помощью гибридного налогообложения через тарифы из кармана среднего класса, а также у бедных социальных групп населения с помощью субсидиарного механизма (то есть из госбюджета), привели к ничтожным результатам. Гора тужилась и родила мышь: в 2019 г. дочерняя компания "Нафтогаза" "Укргаздобыча" показала добычу газа на уровне 14,9 млрд куб. м, то есть в сравнении с 2018-м (15,5 млрд куб. м) падение составило 3,9%, или 600 млн куб. м. Хотя на самом деле, скорее всего, просто вошла в берега вакханалия с плановым учетом так называемых техпотерь газа: в 2016-2018 гг. данный показатель составил 2,64 млрд куб. м и пик потерь пришелся на 2018-й - 1,378 млрд куб. м. Срыв программы 20/20 в "Нафтогазе" объяснили истощением старых месторождений и саботажем в выдаче разрешений на добычу со стороны государства, а техпотери - сжиганием природного газа в факелах.

Этот экскурс был необходим для того, чтобы показать всю несостоятельность аргументов о том, что отрыв цены ПСО от уровня справедливой цены был необходим для достижения энергетической независимости страны и роста параметров добычи газа. В итоге потребители в виде тарифов и государство через механизм субсидий заплатили, но весь эффект и сами миллиардные инвестиции были "сожжены в факелах".

Любители сливок

Но 2019 г. мог стать периодом апогея сторонников рыночного ценового механизма. В прошлом году цена газа, в значительной мере вследствие аномально теплой осени и зимы, упала до 15-летних минимумов. В конце февраля котировки на газ на нидерландском хабе TTF обвалились до 9,26 евро/МВт-ч, то есть до уровня $105 за 1000 куб. м. В пользу рыночного выравнивания цен в Украине сработала и атипичная ревальвация гривни на 15%. К слову сказать, резкое снижение цен произошло на европейском рынке не вчера, а еще задолго до начала отопительного сезона 2019/2020.

Если бы на старте зимы "Нафтогаз" совместно с правительством разработали адекватный ценовой механизм без искусственных накруток в виде виртуального реверса газа "из Амстердама", то снижение цен и производных тарифов на тепло и горячую воду могло бы составить минимум 50%.

Реклама на dsnews.ua

И базой сравнения был бы не январь 2019-го, когда котировки были на пике, а октябрь как стартовый месяц перед отопительным сезоном. Причем данное снижение было бы достигнуто исключительно рыночными механизмами: хабовые котировки на газ, скорректированные на уровень ревальвации гривни. Вместо этого правительство и "Нафтогаз" разыграли перед населением недешевый по цене, но мизерный по своей смысловой сути спектакль.

Вначале была разыграна мизансцена с "транзитной угрозой" со стороны России и риском роста европейских цен на газ "в разы". На фоне этих гримас ужаса премьер с барского плеча предложил населению застраховаться от будущих ценовых рисков, акцептировав так называемую сезонную цену на газ, которая оказалась максимально возможной. Затем была сделана новогодняя пауза: чиновники выжидали, какая же будет зима. И уже в феврале, когда температура на улицах поднялась до +14, в "Нафтогазе" заявили о снижении цен на газ для населения до 3950 грн за 1000 куб. м (без НДС и затрат на транспортировку и распределение).

Складывается впечатление, что европейский газовый рынок надел сапоги-скороходы, а наше правительство и "Нафтогаз", как два осла со спутанными ногами, не могут угнаться за ним в совместном порыве снизить-таки цены до уровня, обоснованного рыночными котировками. За всем этим скрывается банальное желание снять сливки с отопительного сезона и "облагодетельствовать" народ, когда уже все форточки будут открыты. То есть технология власти максимально проста: торможение всеми возможными способами приведения текущих цен к рыночным, причем в ход идут самые жуткие идеи, как-то: "сезонная цена" и ниспровержение потребителя в пучину ужаса в виде различных рождественских историй в стиле английского готического рассказа.

А затем, на исходе отопительного сезона - щедрое предложение, которое уже существенно ни на что не влияет, ведь речь идет не только о потреблении газа населением, но и о производных тарифах: тепло и горячая вода, что особенно актуально для жителей городов. А для корректировки производных тарифов теплокоммунэнерго и местные органы власти должны получить ценовой ориентир как минимум на старте отопительного сезона, а не в конце.

Если брать минимальные приведенные ценовые точки на хабе TTF (с учетом транспортировки к западной границе Украины и цены входа в нашу ГТС), который сейчас является для нас рыночным бенчмарком, то за период декабрь-февраль рыночные цены упали с 3,9 до 3,5 тыс. грн за 1000 куб. м. Аналогичные цены "Нафтогаза" изменялись в диапазоне 4,27-3,95 тыс. грн за 1000 куб. м. И если удешевление газа на хабе составило 9,5% (февраль к декабрю по минимальным точкам), то НАК "расщедрился" на 7,65%. Правда, в "Нафтогазе" не преминули уточнить, что по сравнению с февралем 2019-го цена на газ с аналогичным месяцем года нынешнего сократилась аж на 37%, хотя здесь больше вопросов к самой базе сравнения: почему февраль 2019-го, когда цены были на максимуме, а курс гривни - на минимуме? Ведь можно и с февралем 2013-го сравнить...

А профильный министр недавно вообще дал прогноз относительно того, что нынешним летом цена на газ сократится до $80. И тут же посетовал, что с такими ценами будет не до "бурения".

То есть от государства можно ждать очередных ценовых сюрпризов, благо летом население их не заметит, как в случае роста цены на газ, так и в случае падения.

Формулы расчета

Как сейчас определяется цена газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго? В режиме ПСО "Нафтогаза" она формируется исходя из средневзвешенных котировок на хабе TTF в Нидерландах по данным биржи Powernext/EEX. Затем к этой цене добавляется стоимость транспортировки с хаба NCG в Германии по маршруту ФРГ - Австрия - Словакия. Поскольку TTF дальше, чем NCG, эти логистические затраты учитываются при сравнении ценовых спредов между котировками указанных хабов. Затем к цене газа добавляется плата за вход в украинскую ГТС на западной границе, торговая наценка "Нафтогаза" (1,917%), тариф на транспортировку и распределение, наценка облгазов (2,5%). Финальная сумма увеличивается на величину налога на добавленную стоимость (20%).

Перед нами классический, только несколько усредненный маржинальный метод определения цены на ресурс исходя из средневзвешенной себестоимости продукта. В классической маржинальной стоимостной модели на рынке газа берется продукт с наибольшим уровнем издержек. К этой цене добавляется виртуальное логистическое плечо и плата за несуществующий вход в систему. В этой модели потребители обманываются трижды: на ценовом хабовом бенчмарке, где газ физически не покупается; на стоимости транзита по маршруту, по которому газ не поставляется; на цене входа в украинскую ГТС, хотя газ изначально уже находится в ней.

А какая могла быть справедливая цена? Здесь важно уточнить один момент. Во-первых, в Украине нет рынка "социального газа", ведь "Нафтогаз" является доминирующим продавцом ресурса для населения и сектора ЖКХ. Во-вторых, необходимо избавиться от иллюзии, что формула может определить рыночную цену, ведь мы всего-навсего сравниваем добытый в Украине ресурс с западным рыночным аналогом, а следовательно, должны искать базу сравнения, выгодную для потребителя, а не продавца. Именно поэтому необходимо применять условно обратно-маржинальный метод, когда на базовом хабе для сравнения отбираются не максимальные и не средневзвешенные показатели, а минимальные. А далее необходимо корректировать данный ценовой показатель по принципу "Амстердам-", а не "Амстердам+", то есть отнимать стоимость транспортировки газа к западной границе Украины, а не прибавлять, ведь этот газ физически не перемещается из Европы в нашу страну. А также вычитать плату за вход в ГТС. Суммарно такой вычет дает эквивалент $10, а минимальная цена на нидерландском хабе в феврале 2020-го составляла эквивалент $105, то есть речь о $95 за 1 тыс. куб. м. Но и это не все. Важную роль играет калорийность европейского газа и нашего. По данным ГОСТ, калорийность газа должна составлять 7600 Ккал/куб. м, или 31,8 MДж.

Источник: "Укртрансгаз", Секретариат Европейской энергетической хартии

Если рассчитать показатель калорийности газа, поставляемого украинским бытовым потребителям, то он составляет 79-91% от калорийности ресурса для потребителей в странах ЕС.

Итак, справедливая цена газа для населения в Украине, коль она привязывается к европейским хабам, должна выглядеть следующим образом:

Цена газа в режиме ПСО = (минимальная цена газового хаба в отчетном месяце - транспортные затраты от хаба к западной границе Украины - цена за вход в ГТС )* коэффициент отклонения калорийности газа (примерно 0,8-0,9, если сравнивать Украину и ЕС).

То есть примерно 1,8-2 тыс. грн за 1000 куб. м (без НДС и затрат на транспортировку газа по территории Украины и его распределения бытовым потребителям).

А эта цена в два раза ниже той, которая рассчитана "Нафтогазом" по правительственной формуле. Получаем очень острые рыночные ножницы, ведь нынешний формат государственного "Нафтогаза" мог существовать лишь в комфортной ванне придуманных цен с колоссальной инвестиционной надбавкой "на бурение" и админзатратами на бонусы. Это как раз тот случай, когда неэффективная госкомпания могла существовать лишь в модели высоких нормативных цен на дешевый ресурс, но при этом садиться на "пятую точку" при снижении рыночных котировок, которые уже не обеспечивают ее раздутые затраты.

То есть если вычесть технологические потери, государственная газодобыча в Украине не росла, а даже сократилась, несмотря на рекордные инвестиционные вливания. В денежном эквиваленте плановые технологические потери газа составили свыше 14 млрд грн, из которых более 8 млрд грн - лишь в 2018-м.

    Реклама на dsnews.ua