От кого на самом деле нужно защищать потребителей финуслуг
Вчера потребителей финуслуг огорошили счастливой новостью. Парламентский комитет по финансовой политике и банковской деятельности решил поддержать законопроект №2456-д "О защите прав потребителей финансовых услуг" и рекомендовать Верховной Раде принять его в целом. Учитывая хаос, который царит в банковской системе, депутаты выбрали весьма любопытный способ защитить права клиентов финучреждений. В частности, они предлагают установить единые требования к рекламе финуслуг, а также обязать финучреждения предоставлять потребителям полную информацию об условиях договоров. Тех, кто нарушит такие требования, ожидают гигантские штрафы в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1,7 тыс.грн.).
В Национальном банке грядущим новациям откровенно рады. "Обладая достоверной и полной информацией, потребители смогут принимать взвешенные финансовые решения и избегать рискованных операций. Это положительно повлияет на стабильность финансовой системы и доверие общества к банкам", - прокомментировал последствия принятия законопроекта заместить главы НБУ Яков Смолий.
Глядя на такую реакцию, можно подумать, что именно коварство банкиров, злокозненно скрывающих информацию от клиентов, и есть главная причина бардака, который уже который год творится на рынке. По данным опроса Центра Разумкова, 82,9% украинцев категорически не доверяет коммерческим банкам. Уровень проникновения их услуг за последнее время резко сократился. Уже после кризиса 2009 года кредитование населения резко сошло на нет. А за последние 2 года этот сегмент окончательно "умер".
Выбор финучреждения для размещения депозита сейчас напоминает "русскую рулетку". Какой из банков регулятор вскоре закроет, предвидеть невозможно. Еще летом прошлого года глава НБУ Валерия Гонтарева заявляла, что этап "чистки" пройден - все крупные нарушители выведены с рынка, но финучреждения продолжают пачками закрываться. Только за последний месяц в Лету канул "Хрещатик", с молчаливого согласия НБУ брошенный на произвол акционерами, и банк "Юнисон", который регулятор признал непрозрачным.
Клиентам многих ныне обанкротившихся финучреждений на Институтской обещали защиту и поддержку, либо уверяли, что ситуация в них "стабильна". Глава НБУ рассуждала о том, что "Финансы и кредит" пошел на поправку, буквально за месяц до признания банка неплатежеспособным. Что касается другого гиганта - системного Дельта Банка - то в последних числах февраля 2015 года в НБУ еще говорили о его национализации. А спустя всего неделю, 3 марта, в "Дельту" ввели временную администрацию. Иначе получилось с банком "Хрещатик": известие о его закрытии грянуло как гром среди ясного неба. О том, что в финучреждении были проблемы, в НБУ заявили лишь после признания его неплатежеспособным.
Так действительно ли потребители смогут принимать "взвешенные финансовые решения и избегать рискованных операций", если законопроект №2456-д будет принят? О каком доверии к банковской системе можно в принципе говорить после похорон более семи десятков банков, и потерь юрлиц и крупных вкладчиков, которые оцениваются в сотню миллиардов гривень? Так ли уж важно расписывать информацию об услугах, если не только клиенты, но и сами банкиры боятся, что через месяц-другой их банк окажется в "братской могиле"? Возможно, в законопроекте лучше прописать еще одну норму, и обязать НБУ честно раскрывать потребителям информацию - какое из финучреждений он "положит" следующим и на каком основании? А заодно запретить регулятору водить за нос население, рассказывая о стабилизации банковской системы, когда на грани банкротства находится еще не одно финучреждение, включая и достаточно крупные.