Денег не будет? Стокгольмский долг "Газпрома" могут погасить займом Януковича
Вчера Стокгольмский арбитраж огласил свое решение по второму иску "Нафтогаза України" к российскому "Газпрому", касающемуся транзита газа через украинскую территорию. Стокгольмский арбитраж обязал "Газпром" заплатить "Нафтогазу "$4,63 млрд за то, что не выполнял свои обязательства по транзиту оговоренных объемов газа через Украину. Из-за этого "Нафтогаз" зарабатывал на услугах по прокачке газа меньше, чем планировал.
Напомним, что по первому иску, решение по которому Стокгольмский арбитраж вынес в декабре прошлого года, "Нафтогаз" должен был заплатить "Газпрому" $2 млрд за газ, который был поставлен в Украину, но не оплачен из-за спора вокруг его цены.
Стокгольмский арбитраж в своем вчерашнем решении обязал стороны провести взаимозачет выплат, и в итоге долг "Нафтогаза" погашен полностью, а "Газпром" теперь должен "Нафтогазу" $2,56 млрд. Председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев отметил, что "Нафтогаз" ждет от "Газпрома" оплату долга деньгами, но готов выслушать и другие варианты оплаты
Коболев предупредил, что если "Газпром" не выполнит решение Стокгольмского арбитража, это еще раз докажет, что он является ненадежным партнером. И это же будет доказательством того, что если будет построен "Северный поток-2", то этим газопроводом "Газпром" примется шантажировать европейских покупателей газа. При этом Коболев уверен, что "Газпром" будет вынужден выполнить условие по обязательному объему транзита газа через Украину в 2018-2019 гг., иначе "Нафтогаз" запросто снимет с него штрафные санкции.
Что до штрафных санкций, то, как едко подметил главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, обязательства "Газпрома" по выплате "Нафтогазу" $2,56 млрд вступили в силу со вчерашнего дня, а за каждый день просрочки оплаты, включая сегодняшний, на "Газпром" налагаются штрафные санкции в размере $0,5 млн. "Я сегодня утром проснулся и понял, что день пройдет не зря", - сказал он.
"Газпром" уже заявил, что не согласен с решением Стокгольмского арбитража и будет защищаться. Однако Коболев возразил, что возможность оспорить вчерашнее решение есть, но она - чисто теоретическая. "Для этого нужно доказать нарушение процедуры трибуналом. Но даже начало процедуры обжалования не останавливает выполнение вчерашнего решения. "Газпром" не может обжаловать решение по сути", - сказал он.
Потеря $2,56 млрд для "Газпрома" - не столь уж и большие деньги. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отметил, что "Газпром" и раньше терял из-за Украины миллиарды долларов. Он напомнил о решении российского руководства резко сократить транзит газа через Украину с октября 2016 г. по март 2017 г. - тогда Кремль решил "наказать" Украину за то, что она отказалась покупать газ у "Газпрома" и перешла на закупки газа в Европе. "В итоге выяснились две вещи. Во-первых, такое сокращение никак не повлияло на уровень газовых цен в Европе (ЕС постепенно привыкает к произвольным решениям Кремля и уже не так боится перебоев в поставках). И, во-вторых, финансовые убытки понес сам "Газпром". В этот период он продал меньше газа своим традиционным партнерам, и недополученная прибыль оценивается примерно в $4 млрд. Поняв, что непродуманное решение о сокращении транзита выглядит в точном соответствии с формулой "вырву себе глаз - путь у тещи будет зять кривой", в Москве отказались от идеи наказания украинцев путем наказания своего газового монополиста. Но те потери можно приплюсовать к потерям, которые понесет "Газпром" по решению Стокгольмского арбитража. Они проходят по той же статье", - сказал Крутихин. Он добавил, что сумма $2,56 млрд для "Газпрома" не такая уж и большая, но чувствительная, учитывая, что компания сейчас регистрирует убытки, а не прибыль.
После оглашения решения в Стокгольме всех волнует вопрос, который задавал Паниковский Остапу Бендеру: "Остап Ибрагимович, когда мы будем делить наши деньги?". Однако для начала эти деньги нужно получить.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сомневается, что "Газпром" расплатится по вынесенному судебному решению. "У меня есть определенные сомнения на этот счет, поскольку Россия по решению международного суда по делу ЮКОСА должна была выплатить $50 млрд, но этих денег так и не выплатила. Россия будет все делать для того, чтобы не выплатить эти деньги или максимально затянуть выплаты. Рассчитывать на то, что завтра эти деньги поступят в Украину, я бы не стал", - сказал он.
Однако если "Нафтогазу" удастся "вырвать" отсуженные деньги у "Газпром", это будет существенная подпитка платежного баланса Украины, считает финансовый эксперт Андрей Блинов. "Если договоренность выполнят, гривня этой весной укрепится до 25 к доллару. И все это снижает мотивацию добиваться очередного транша МВФ", - отметил он.
Коболев на пресс-конференции в Киеве по поводу приоритетов расходования $2,56 млрд заявил, что у "Нафтогаза" есть стратегия развития (которая, правда, еще не утверждена), которая предусматривает два приоритетных направления - увеличение добычи газа и повышение энергоэффективности.
Юрий Витренко отметил, что Украине невыгодно в качестве оплаты $2,56 млрд брать газ, поскольку Украина зарабатывает на услугах по транзиту российского газа в Европу на $600 млн больше, чем тратит денег на закупку газа.
В Верховной Раде также принялись делить "шкуру неубитого медведя" - лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что раз Украина выиграла у России такие огромные деньги, то это дает возможность отказаться от запланированного повышения цен на газ.
Однако заветных $2,56 млрд Украина может и не получить. Вернее получить, но только формально. Глава аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий предположил, что вместо денег Украина получит погашение долгов по "еврооблигациям Януковича" на $3 млрд . "Ведь не секрет, что Украина по этим бондам не будет платить России, даже если (когда) британский суд ее заставит (потому что излишне ожидать, что Верховная Рада осмелится отменить свой мораторий на погашение этого долга). Паращий добавил, что российская сторона ищет покупателя на эти бонды, и сегодня ей подвернулась возможность продать их по какой угодно цене "Газпрому", чтобы тот расплатился ими с "Нафтогазом.