Ошибка Ротшильда. Почему популизм Макрона может похоронить ЕС

Президент Франции Эммануэль Макрон начинает главную битву своего президентства – реформирование французского и европейского рынков труда
Фото: EPA/UPG

"Франция не реформируемая страна: многие пытались, но ни у кого не получилось, потому что французы ненавидят реформы", - таким признанием поделился с румынским коллегой французский президент Эммануэль Макрон во время восточноевропейского турне, завершившегося на прошлой неделе.

Макрон вернулся на родину, чтобы начать и завершить дело всего своего президентства - реформирование рынка труда Франции. За последние 20 лет ни одному французскому президенту не удавалось изменить трудовой кодекс. Любые попытки в этом направлении сразу провоцировали профсоюзы начинать национальные забастовки, парализующие страну, и правительства отступали.

Францию ждут забастовки в сентябре, когда президент представит изменения в трудовой кодекс. Масштаб протестов будет зависеть от текущих переговоров правительства с профсоюзными лидерами. Пока профсоюзы назначили только дату протестов - первый марш пройдет 12 сентября.

Реформа Макрона касается не только внутреннего рынка труда. Ее последствия ощутят большинство стран Евросоюза, а отголоски докатятся и до Украины. Для Франции президент готовит изменения в процедурах найма и увольнения рабочих, а также меняет переговорную схему между профсоюзами и компаниями. В частности, предлагается снизить уровень налоговых и социальных обязательств для мелких и средних фирм, чтобы те охотней нанимали больше сотрудников. Также будет лимитирован объем компенсаций, выплачиваемых при трудовых спорах рабочего и компании. И наконец: фирмам разрешат согласовывать условия труда с местными, а не национальными профсоюзами.

Нововведения не по нраву профсоюзам, но им нравится другое: обещание Макрона навести порядок с восточноевропейскими рабочими, заселившими страну и отбирающими, по мнению президента, рабочие места у французов.

Окажись вы на стройплощадке где-нибудь во Франции, среди тамошних рабочих вы не увидите француза: строители будут преимущественно из стран Центральной Европы. На британских полях во время сбора урожая трудятся в основном поляки, румыны и болгары. Половина дальнобойщиков из Испании - также наши западные соседи братья-славяне. 

Так на практике выглядит реализация права европейца работать в любой из 28 стран ЕС. В теории подразумевалось немного другое: свобода трудоустройства дает возможность любому соискателю найти достойную работу по его возможностям, а работодателю - выбирать из всего разнообразия талантов самый яркий. Но действительность оказалась циничней: и рабочий, и работодатель пошли на обоюдовыгодный договор: западный наниматель платит восточноевропейскому рабочему больше, чем бы тот заработал бы у себя на родине, и меньше, чем должен платить своим соотечественникам. И оба в плюсах. В минусе зависимые от настроений электората западные правительства, которых обвиняют в неспособности защитить своего рабочего, потере потенциальных налоговых сборов и других грехах, сопутствующих наплыву иностранной рабочей силы.

Защитник рабочего класса

Восстановить справедливость на европейском рынке труда взялся президент Франции Эммануель Макрон, начавший в среду турне по странам Центральной Европы. Макрон, еще будучи кандидатом в президенты, обещал решить проблему, так называемых "командировочных рабочих", характерную для большинства стран Западной Европы. Схема "командировочных" в целом работает следующим образом: работодатель из той же Франции легально трудоустраивает поляка как представителя польской фирмы, приехавшего в командировку поработать по краткосрочному контракту. При этом француз платит ему польскую зарплату, плюс командировочные, что, соответственно, больше, чем польская зарплата, но меньше, чем француз платил бы любому другому рабочему, трудоустроенному в соответствии с местными законами. Разница в деньгах и для работодателя, и для рабочего весьма ощутима: во Франции минимальная зарплата составляет 1480 евро, в Польше - около 450 евро. Таких "командировочных" во Франции более 300 тыс. человек.

Свой визит в Центральную Европу Макрон начал с Австрии, где у него прошли встречи с президентами Чехии и Словакии. Президент Франции также посетил Румынию и Болгарию. Но главная встреча состоялась в Вене с австрийским канцлером Кристианом Керном, также большим сторонником прекратить "зарплатный демпинг" и убрать из европейского законодательства дыры, позволяющие обходить местное трудовое законодательство и создавать конкуренцию местным работягам. 

Помимо Австрии идеи Макрона готова поддержать Голландия. Не стоит забывать, что засилье рынка труда иностранными рабочими было одним из ключевых факторов, из-за которого британцы проголосовали за выход из Европейского Союза.
Союзники нужны Макрону, чтобы, во-первых, заручится поддержкой лидеров прогрессивной Европы в пользу своей главной идеи: создать временные ограничения для сроков работы иностранца в чужой стране. Пока речь идет лишь о "командировочных": они не должны работать больше одного года в одной стране. Во-вторых, европейская поддержка необходима французскому президенту в качестве аргумента в пользу правильности затеянной им реформы рынка труда у себя на родине.

Параллельно с европейским турне Макрона во Франции близятся к завершению переговоры министра труда Муриеля Пенико с профсоюзами и бизнес-лоббистами по изменениям в трудовом кодексе. Правительство хочет упростить компаниям правила найма, а главное, увольнения сотрудников. Окончательный вариант кодекса будет представлен в сентябре. Часть профсоюзных движений во Франции уже заявила, что реакцией на изменения законодательства будут массовые забастовки. Если на улицы выйдут миллионы рабочих, политическая репутация Макрона скатится ниже плинтуса.

Уже сейчас рейтинг популярности французского президента сократился почти на 20 процентных пункта - до 37%, тогда, как после выборов в мае его поддержка составляла 57%.

 Супермаркет "Европа"

"Как я могу объяснить французам, почему одни компании закрывают свой бизнес во Франции, чтобы открыть его в Польше, а те, что не уехали, предпочитают нанимать не французов, а польских рабочих. Очевидно, что система работает неправильно", - сокрушался Макрон во время большого интервью накануне своего центральноевропейского турне. Он добавил, по-видимому, адресуя мысль коллегам из восточной Европы, что "...ЕС не супермаркет, где каждый берет то, что ему нравится".  Ученику иезуитов и бывшему работнику банка Ротшильдов, а ныне президенту Франции, не стоило бы забывать, что в супермаркете вообще-то не берут, а покупают...

Лидеры стран Центральной Европы не совсем поняли глубину посыла Макрона. В Польше, Венгрии и Чехии французского президента считают как минимум протекционистом. Там в недоумении, почему Макрон винит в сложившейся ситуации граждан их стран, тогда как проблема кроется в законодательных пробелах и алчном желании работодателей сэкономить на налогах и зарплатах. Более того, присоединившиеся к ЕС в 2004 г. десять новых членов уверены в том, что они имеют право конкурировать на рынке труда, так как это чуть ли не единственное их конкурентное преимущество над развитой Западной Европой и способ поддерживать темпы экономического роста. И, наконец, "командировочные" - это только 1% занятых на европейском рынке труда, так что проблема не такая уж и глобальная, как ее представляет Макрон.

Брюссель шевелится

Каков бы ни был масштаб проблемы - она существует, что подтверждают некоторые евродепутаты, представившие ранее в Европейском Парламенте доказательства сомнительных практик на рынке труда. Сюда входят фиктивные фирмы на востоке, от имени которых можно уехать в "командировку", частый перевод сотрудников из представительства в одной стране в представительство в другой, чтобы избежать их трудоустройства на постоянной основе. Также зафиксированы случаи, когда работодатель заставляет работника регистрироваться как самозанятый, чтобы таким образом избегать выплат по социальных гарантиям. Евродепутаты считают, что подобные практики в первую очередь вредят самому рабочему, недополучающему зарплату и социальные выплаты. 

С другой стороны, все это ни что иное, как гибкий рынок труда и свобода перемещения труда в границах Евросоюза, иными словами, основа основ современной Европы.

В прошлом году Европейская Комиссия предприняла попытку уравнять в правах "командировочных" рабочих и местных. Но представитель Центральной Европы посчитали такой шаг Комиссии неподготовленным и потребовали доработать предложения.

Местные расправы

Пока официальный Брюссель размышляет, как решить проблему, чтобы при этом никто не пострадал, западноевропейские страны уже взялись за чистку рабочих рядов. Австрия ужесточила требования к найму работников с востока и уже в августе оштрафовала инженерную группу Andritz на 22 млн евро, за то, что она от имени хорватского подрядчика наняла по "командировочным" контрактам 200 хорватов. Строительный проект, реализуемый Andritz, стоит всего 7 млн евро и группа обратилась к профильному лобби за поддержкой. Те решили оспаривать штраф в суде, прибегнув к железным аргументам, что наказание противоречит правилам Европейского Союза.

По аналогичным обвинениям в найме  рабочих из Румынии и Польши через сомнительные рекрутинговые агентства была оштрафована на 30 тыс. евро одна из крупнейших французских строительных компания Bouygues Travaux. Оказалась замешана в неприятный скандал с  рабочей силой с конкурентной оплатой труда  и Electricitede France. Выяснилось, что в период с 2009 по 2011 гг. учавствовавшие в строительстве атомной станции в Фламанвиле иностранные рабочие не имели медицинской страховки. Но меч правосудия упал на агентство по найму, которое предоставило рабочих. Агентству выписали штраф в 12 млн евро.

В Испании ассоциация транспортников начала активную кампанию против дальнобойщиков из Центральной Европы, на долю которых приходится сегодня половина рабочих мест в испанских транспортных компаниях. Испанские транспортные фирмы переносят своих хед-офисы на восток, где нанимают водителей, которым платят в восемь раз меньше, чем им бы пришлось платить испанцам.

Каковы бы ни были результаты центрально-восточного турне президента Макрона, он актуализирует вопрос о реформе европейского рынка труда. Если все пойдет, как того хочет французский президент, то миллионы восточноевропейцев вернуться к себе домой, так как работы на Западе для них уже не будет. Возвращенцы вытеснят украинцев, занявших их место в таких странах, как Польша, Чехия или Словакия. В результате недовольными будут все: и работодатели в богатых странах ЕС, которые потеряют квалифицированную и сравнительно недорогую рабочую силу, и страны Центральной Европы, которые лишаться притока денежных поступлений, и Евросоюз, который потеряет еще одну возможность конкурировать на глобальном мировом рынке. 

В конечном итоге сомнительно, что в выиграет и сам Макрон. Ограничить конкуренцию на рынке труда он еще может попытаться (хотя это удар в основание ЕС), а как быть с выводом предприятий за рубеж? Тоже запретить?

Кроме того, еще более странно выглядят идеи Макрона на фоне выступлений против призывов Марин Ле Пен ограничить миграцию беженцев в ЕС. Получается, что, с оной стороны, восточноевропейцев пускать работать во Францию нельзя, потому что это мешает французским пролетариям выбивать себе более высокую зарплату, а с другой - надо принять побольше мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, и, главное, выписать им социальное пособие. Ничего не скажешь, гениальная модель!