Обещания выветрились. Почему американским газом в Украине до сих пор и не пахнет

Проект по поставке в нашу страну сжиженного природного газа (СПГ) из США с самого начала вызывал сомнения, поскольку не было даже технической возможности его реализации в заявленных объемах

Shutterstock

Три проекта

Украина потерпела очередную неудачу в попытке организовать закупку импортного сжиженного природного газа и таким образом повысить диверсификацию поставок голубого топлива. Как сообщила 11 сентября и.о. министра энергетики Ольга Буславец, компания Louisiana Natural Gas Exports, с которой были подписаны меморандумы о закупке СПГ из США через терминал в Польше, отказалась от проекта.

Напомним, что это уже третий провал на данном поприще. Первый был в 2012 г., когда глава Госинвестпроекта Владислав Каськив подписал с представителем испанской компании Gas Natural Fenosa контракт на строительство в Одессе терминала по приемке сжиженного газа, но потом оказалось, что выдававший себя за ее представителя подписант — мошенник и, естественно, никаких полномочий на заключение соглашений не имел.

Вторая попытка была предпринята в 2015 г., когда украинское правительство подписало меморандум о взаимопонимании с американской компанией Frontera Resources, которая планировала построить LNG-терминал в районе Одессы, чтобы поставлять на него свой газ, добываемый в Грузии. Однако и этот проект не получил развития.

И наконец, третья попытка была предпринята в августе прошлого года, когда секретарь СНБО Александр Данилюк подписал в Польше трехсторонний (Украина-США-Польша) меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере. Подробности этого документа появились в марте этого года — заместитель министра энергетики Константин Чижик сообщил, что речь идет о создании в Украине газового хаба на базе украинских подземных газовых хранилищ, которые будут наполняться поставляемым из США газом. По словам Чижика, на уровне правительств США и Украина договорились о поставках в Украину через СПГ-терминалы в Польше 6-8 млрд куб. м газа в год. На реализацию этого проекта планировалось отвести два-три года, поскольку нужно было расширить коридор для поставок газа из Польши в Украину, который на сегодня может обеспечить перекачку не более 2 млрд куб. м в год.

Чижик тогда сообщил, что этому проекту американские власти уделяли большое внимание, – на его встречах с заместителями министров энергетики и экономики США и заместителем Госсекретаря США этот вопрос был приоритетным.

И уже в мае проект получил дальнейшее продвижение: украинское правительство одобрило проект меморандума о сотрудничестве с американской компанией Louisiana Natural Gas Exports, который предусматривал изучение возможностей поставок сжиженного газа из США в Украину. Общий срок реализации проекта ожидался на уровне 20 лет, а годовой объем поставок газа из США – 5,5 млрд куб. м. Правда, меморандум не создавал никаких юридических обязательств.

Заокеанские интриги

Еще до заявления Буславец американский журнал Time сообщил, что проект с Louisiana Natural Gas Exports затягивается. И задержка происходит по вине украинских властей. Якобы Украина из-за снижения рейтинга Дональда Трампа заняла выжидательную позицию в реализации проектов, которые тот продвигал.

Напомним, что программа Трампа "Сделаем Америку великой снова", базирующаяся на мерах, которые должны обеспечить рост американской экономики, предусматривала в том числе и продвижение проектов, направленных на увеличение продаж американского сжиженного газа в Европу. Однако поскольку рейтинг Трампа накануне очередных выборов президента США (3 ноября) снизился, то украинские власти решили "притормозить" проект с Louisiana Natural Gas Exports, чтобы не иметь проблем с властями США в случае победы на выборах конкурента Трампа. Тем более что первостепенным для Киева в сотрудничестве с Вашингтоном остается вопрос военной помощи.

При этом Time рассказал подробности продвижения проекта с Louisiana Natural Gas Exports в Украине. По данным журнала, Рик Перри, занимавший с марта 2017 г. по конец 2019 г. пост министра энергетики США (с которым Данилюк вел переговоры накануне подписания документа в Польше), пользуясь своим положением, якобы навязывал Украине сделки в интересах своих друзей и близких ему компаний. В том числе компании Energy Transfer, в руководство которой он входил до назначения главой минэнерго.

В 2015 г. Energy Transfer, когда Рик Перри был ее директором, получила разрешение на строительство терминала по экспорту сжиженного природного газа в штате Луизиана. Однако у компании не было покупателей ввиду большой конкуренции со стороны поставщиков СПГ из Катара, Австралии и других стран. Поэтому компания надеялась добиться заключения крупного контракта на продажу газа на долгосрочной основе. И такая возможность появилась в 2019 г., когда и было подписано соглашение о поставках американского СПГ в Польшу, а оттуда – в Украину. Energy Transfer в этой схеме — владелец терминала, а Louisiana Natural Gas Exports — продавец газа.

По данным Time, Рик Перри встречался с президентом Владимиром Зеленским и передал ему список "доверенных лиц", среди которых был Роберт Бенш, продвигавший интересы Louisiana Natural Gas Exports. К слову, в марте этого года Кабинет Министров Украины назначил Роберта Бенша в наблюдательный совет НАК "Нафтогаз Украины".

Сомнительный с самого начала

Однако жизнеспособность этого проекта вызывала сомнения с самого начала, заявил "ДС" президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. "Вопрос не только в том, что у компании Louisiana Natural Gas Exports нет ни газа, ни терминала, а еще и в том, что цифры, которые были положены в основу бизнеса по этой сделке (поставки газа в объеме 5,5 млрд куб. м в год), не соответствовали техническим возможностям по прокачке газа из Польши. Терминал в Польше загружен хорошо, примерно на две трети, и втиснуть туда еще и объемы для Украины просто технически невозможно", — сказал он.

Эксперт уточнил, что для приема таких объемов газа в Польше и его прокачки в Украину потребовалось бы расширение мощностей терминала, но об этом в трехсторонних договоренностях Украины, США и Польши речь не шла.

Михаил Гончар пояснил, что и тезис о поставке газа в Украину в течение 20 лет также выглядел сомнительным, поскольку газовый рынок все больше отходит от долгосрочных договоров и работает по спотовым контрактам. "Мы не знаем, как изменятся цены в течение года или двух, а тут предлагается 20-летний контракт. Мы же ушли от долгосрочных контрактов с "Газпромом" из-за их негибкости. А тут влезать в какие-то новые варианты с новым поставщиком было бы неразумно", — сказал он.

По мнению Михаила Гончара, из-за сомнительных цифр этого проекта от него дистанцировался "Нафтогаз Украины". "Если бы на межгосударственном уровне подписали какой-либо рамочный договор, "Нафтогаз" обязали бы подписать контракт, который был бы заведомо невыполнимым", — пояснил эксперт.

Таким образом, в этом конкретном проекте закупки СПГ из США через Польшу уже можно поставить точку — других претендентов на его реализацию, кроме Louisiana Natural Gas Exports, не наблюдается. Кроме того, "Нафтогаз" как возможный реализатор проекта с украинской стороны пока однозначно против. "У меня есть определенный скепсис относительно жизнеспособности этой бизнес-модели и ее целесообразности", — дипломатично заявил в июне этого года глава "Нафтогаза" Андрей Коболев. Он пояснил, что проект с такими объемами импорта (5,5 млрд куб. м) может быть реализован только при условии реэкспорта газа из Украины в страны ЕС, поскольку еще столько газа Украине не нужно.

Однако даже в этом случае возможны варианты — если власти США захотят и дальше проталкивать свой проект поставок газа на украинский рынок, он может и возродиться, например, с другими игроками или с меньшими объемами поставок.

А возможно, что после третьей неудачной попытки реализации крупных проектов по закупке СПГ украинские власти поймут, что все грандиозные планы, предполагающие многомиллионные инвестиции, требуют детальной проработки, тщательного планирования и оценки их целесообразности. Тем более что существующие мощности украинской ГТС позволяют спокойно докупать в Европе нужные объемы газа. На сегодня, например, в украинских хранилищах рекордный запас газа в 26 млрд куб. м, при том что в 2019 г. было потреблено 30 млрд куб. м. И такие объемы накопились безо всяких проектов по импорту миллиардов кубов американского СПГ.