Обанкротить и распилить. Как Нацбанк убивает агросектор Украины

Владелец "Укрлэндфарминга" Олег Бахматюк настаивает, что если компанию сохранить, то она погасит все долги

Владелец одной из крупнейших украинских аграрных компаний "Укрлэндфарминг" Олег Бахматюк надеется, что смена руководства Нацонального банка позволит разрешить затянувшийся конфликт между аграрной компанией и НБУ. Еще в 2015 г. НБУ, возглавляемый Валерией Гонтаревой, ликвидировал сразу два банка, обслуживавшие "Укрлэндфарминг" и принадлежавшие Бахматюку - ВиЭйБи Банк и "Финансовую инициативу". Кроме того, НБУ подал в суд пять исков о взыскании долгов непосредственно с самого Бахматюка, ведь он выступал поручителем по кредитам, которые банки получали от НБУ в качестве рефинансирования.

Предложение мира

Бахматюк уже неоднократно предлагал НБУ в лице Гонтаревой уладить дело миром. "Укрлэндфарминг" готов вернуть задолженность полностью и даже с процентами, но не одномоментно, а в течение 10 лет. Владелец аграрного холдинга предлагал Нацбанку для нормализации отношений и поиска компромисса даже нанять авторитетного посредника - хоть компанию из "большой четверки" аудиторов, хоть даже саму ICU - инвестиционную группу, которую в свое время создала сама Гонтарева.

"Укрлэндфарминг" имеет все возможности для погашения долгов - ранее компания привлекла $2 млрд инвестиций, которые позволили нарастить производственную базу - были построены элеваторы и две самые крупные фабрики по производству яиц. Несмотря на то что для "Укрлэндфарминга" из-за конфликта с НБУ закрыта возможность кредитования, компания за 3,5 года "войны" сохранила активы и персонал, продолжает вкладывать в производство и даже вышла на новые рынки. Например, такой факт: только одна посевная обходится в 5 млрд грн, однако даже такие ресурсы компания успешно изыскивает за счет резерва. Кроме того, несмотря на осаду со стороны НБУ, "Укрлэндфарминг" даже умудрился выплатить зарубежным партнерам по обязательствам $500 млн.

Разрушение одного из ведущих агрохолдингов ничего хорошего не принесет ни отрасли, ни украинской экономике в целом. На сегодня в "Укрлэндфарминге" работают 37 тыс. человек, агрохолдинг в год платит в бюджет 2,5 млрд грн налогов, и еще столько же составляет фонд заработной платы, объем производства агрохолдинга - 1,2% ВВП страны.

Сам Бахматюк отметил: "Укрлэндфарминг" может привлечь стороннего инвестора за счет продажи контрольного пакета акций. Этот шаг может не только существенно упрочит положение компании, но и существенно ускорит возврат долгов. Однако для этого нужно принципиальное согласие НБУ на условия реструктуризации, иначе в условиях "войны" с Центробанком ни один разумный инвестор не рискнет вложить в компанию ни цента.

Жалкие гроши

На сегодня суммарная задолженность ВиЭйБи Банка и банка "Финансовая инициатива" перед НБУ достигает 19 млрд грн. Чтобы вернуть обратно средства, предоставленные им ранее в качестве рефинансирования, Нацбанк передал активы банков для реализации через Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Если это произойдет, активы "Укрлэндфарминга", находящиеся в залоге у НБУ, будут проданы за копейки. И именно эти копейки пойдут в кассу НБУ - в качестве компенсации за выданное многомиллиардное рефинансирование банкам.

За подтверждением того, что НБУ в случае продажи активов через Фонд гарантирования вкладов получит гроши, далеко ходить не нужно - достаточно посмотреть интервью руководства фонда за последние полгода. Там можно найти массу описаний того, насколько "результативной" бывает реализация активов на аукционах с точки зрения полноты возврата средств кредиторам. Например, если в ходе первых торгов на аукционе активы не продаются, то они уцениваются на 80% от стартовой стоимости. Если в ходе вторых торгов активы снова не продаются, то они уцениваются еще на 80%, и такая же уценка происходит и после третьих безрезультатных торгов. Решение простой математической задачи для школьников младших классов наглядно показывает, что после трех неудачных торгов актив, который по балансовой стоимости оценивается, например, в $1 млн, предлагается покупателям уже по цене в $10 тыс., или в 100 раз ниже первоначальной цены. При этом руководство Фонда гарантирования вкладов часто жалуется, что Фонд просто перегружен активами, которые так и не могут найти своего покупателя - сегодня в Украине на активы очень низкий спрос, поскольку инвесторы не спешат вкладывать в Украину.

Кроме того, в случае ареста "Укрлэндфарминга" Национальный банк вообще не получит никаких денег - первоочередное право на акции компании находится у залоговых кредиторов - это экспортно-импортные международные агентства и синдикаты банков. С этими кредиторами существует договоренность, что в случае наложения ареста компании возникает дефолт "Укрлэндфарминга".

Сомнительная принципиальность Гонтаревой

Настойчивости Бахматюка можно позавидовать. Ранее ему уже удалось заручиться поддержкой премьер-министра и президента, и только Гонтарева была камнем преткновения на пути урегулирования кризиса. По словам Бахматюка, он лично передавал документы Гонтаревой в кабинете президента, но получил лишь одно обещание - она никогда не пойдет на реструктуризацию долгов. При этом причина, по которой глава НБУ настаивает на своей позиции, до сих пор непонятна.

Упрямство - завидное качество, однако - до известной меры. НБУ хотя и является центробанком, однако же должен подчиняться судебным решением. Однако... В апреле прошлого года "Укрфармлэндинг" выиграл дело в Высшем административном суде Украины: суд признал, что временную администрацию в банк "Финансовая инициатива" НБУ ввел незаконно. Суд установил, что банк был доведен до банкротства умышленно. Банк "Финансовая инициатива" еще во времена премьера Арсения Яценюка по предложению министра финансов Александра Шлапака приобрел государственных облигаций на 2 млрд грн. Эти облигации банк передал в НБУ в качестве залога по кредитам, выданным в качестве рефинансирования. Однако после введения временной администрации в банк с легкой руки Гонтаревой эти облигации были уценены на треть. В этом ВАСУ и усмотрел нарушение закона со стороны Нацбанка. Однако решение Высшего административного суда Украины за год так никто и не выполнил. НБУ даже не удосужился прокомментировать эту ситуацию - он просто не выполняет решение суда.

Сегодня банк "Финансовая инициатива" находится в подвешенном состоянии, и надежды на возврат вложенных в него активов на сумму более $300 млн у экс-собственника нет. Печаль ситуации в том, что, отправляя активы банка на реализацию через Фонд гарантирования, НБУ получает копейки, которых может не хватить даже на оплату услуг юристов, задействованных в процессе.

Печальные примеры

В Украине уже есть примеры, когда мощные агрохолдинги были обанкрочены, а их активы в итоге продавались за смешные деньги. Агрохолдинг "Мрия", в который было вложено около $2 млрд, после признания банкротом "ужался" в три-четыре раза, а стоимость его долгов упала до 1-2% от первоначальной. И для кредиторов, и для государства последствия "падения" "Мрии" были катастрофическими. От этого выиграли лишь те, кто скупал активы по дешевке.

Однако "Укрлэндфарминг" в семь раз крупнее "Мрии", поэтому последствия от его обрушения будут намного более серьезными. Кроме того, нужно учитывать и такой фактор, как имидж украинского агробизнеса. Грохот падающих в банкротство агрохолдингов может испугать каких угодно иностранных инвесторов. Можно сколько угодно говорить о том, что в Украине ждут иностранных инвесторов, но если Нацбанк целенаправленно рушит крупный бизнес, то инвесторы будут слабо верить обещаниям политиков.

Владелец "Укрлэндфарминга" уверен, что его компания стоит намного больше, чем котируются сегодня ее долги. Несмотря на то что она пострадала от кризиса, который начался в Украине четыре года назад, у нее хорошие перспективы. Экономический рост понемногу восстанавливается, и через год-полтора возможности для роста у "Укрлэндфарминга" будут намного шире, чем сегодня. Однако этот год станет для "Укрлэндфарминга" определяющим: если НБУ так и не сядет за стол переговоров, последствия будут только негативными и для агросектора, и для государства.