На радость фальшивомонетчику. Как улучшить пятисотку не только подписью Смолия
Каждый хочет расписаться, но не каждый может
Каждый глава Нацбанка оставляет свой след в истории, даже если он практически ничем не отметится на своем посту. Происходит это благодаря его автографу на банкнотах национальной валюты. Любой украинец может заглянуть в свой кошелек и посмотреть, чья подпись стоит на той или иной купюре. В свое время - это были подписи в основном двух людей: Виктора Ющенко и Владимира Стельмаха. Но время идет, банкноты изнашиваются и появляются автографы новых персонажей. Даже Степан Кубив, который просидел в кресле главы НБУ считанные месяцы, успел расписаться на купюрах номиналом 50 грн. И вот теперь в обращение поступят банкноты с подписью Якова Смолия.
Любое событие, связанное с выпуском банкнот нацвалюты, - это не только рядовой информационный повод, но и очередная мотивация провести ребрендинг купюр, включая усиление их защиты от подделок.
Фальшивомонетчики. Часть первая
Начнем с того, что гривня - одна из наименее подделываемых в мире валют. Связано это с тем, что в результате глубокой девальвации в 2014-2016 гг. ее долларовый эквивалент сократился более чем в три раза. При этом она сохранила достаточно высокие стандарты качества, включая уровни защиты и технологию изготовления банкнотной бумаги. Технологический комплекс нашего банкнотного двора позволяет не только качественно производить купюры и чеканить монеты, но и продавать банкнотную бумагу на экспорт и даже принимать заказы на печатание иностранной валюты для тех стран, которые таких производственных возможностей не имеют. В этих условиях подделывать гривню - довольно непродуктивное занятие.
Таким образом, даже не взирая на высокое качество наших денег, в последние годы гривня получила дополнительный и самый надежный уровень защиты под названием "экономическая нецелесообразность подделки". На рынке в основном ходили грубые формы поддельных банкнот, нарисованные местными пикассо в надежде на неискушенного пользователя, либо на обычную невнимательность.
Но данный естественный редут обороны гривни от подделок не мог существовать вечно. Жизнь налаживается и, следовательно, с каждым годом у теневых преступных групп начала возрастать и экономическая мотивация по производству фальшивых банкнот.
В 2017-м на 1 млн штук настоящих купюр приходилось 3,6 штуки поддельных. Много это или мало? В ЕС по результатам аналогичного периода данный показатель составил 33 штуки фальшивых евро. Таким образом, в Украине степень проникновения поддельных денег почти в десять раз ниже, чем в странах, входящих в европейский валютный союз.
Если продолжить тему с иностранной валютой, то, как показал анализ выявления фальшивых банкнот в Украине, 78% подделок - это доллары США, 16% - евро и 6% рубли. В разрезе номиналов все достаточно очевидно: 94% фальшивых долларов приходится на 100-долларовые купюры. Среди евро: номинал в 200 единиц - 40%, в 100 единиц - 21% и в 50 единиц - 29%. Среди российских рублей у фальшивомонетчиков в чести пятитысячные номиналы (71%) и номиналы в одну тысячу (21%).
Фальшивомонетчики. Часть вторая
Что касается нашей национальной валюты, то, в общем, количестве поддельных банкнот преобладают купюры номиналом в 500 грн. На них приходится 61% всех выявленных фальшивок. На втором месте - 100-гривенные (17%). На третьем - 50 грн (13%). Далее идут 200 грн (7%). Соответственно, на все остальные номиналы приходятся оставшиеся 2%.
Где же выявляют поддельные деньги и какие технологии их производства применяются в Украине? Большая часть (81%) изготавливается с помощью современной копировальной (лазерные принтеры) и компьютерной техники. На полиграфию приходится 19%. Это говорит о том, что большинство фальшивомонетчиков ориентируется на грубые формы подделок, которые легко выявить при внимательном рассмотрении. Как правило, фальшивые купюры удается изымать с помощью торговых фильтров: случайные жертвы обмана пытаются рассчитаться ими в кассах заведений быстрого питания, супермаркетов и пр. В минувшие годы мошенники нашли брешь в программном обеспечении банковских терминалов и сбывали подделки с помощью пополнения счета. Так, например, данная технология была применена при введении в терминал фальшивых пятигривневых купюр, которые технологическое оборудование терминалов воспринимало как подлинные.
Большая часть подделок сейчас успешно выявляется в системе автоматического сортирования купюр в отделениях коммерческих банков, где установлены специальные сканирующие устройства.
В свое время существовала реальная угроза наводнения нашего наличного денежного обращения поддельными купюрами, произведенными в ОРДЛО. Дело в том, что в том же Донецке остались высокотехнологические полиграфические производства, которые могли бы на высоком уровне производить и поддельные банкноты. Кроме того, в руки незаконных властей перешло и управление НБУ в Донецкой области (сейчас на его технической базе создан местный "центральный банк"). К счастью, эта угроза не осуществилось. В противном случае Украине пришлось бы кардинально менять средства технической защиты своей валюты.
Дела новые, бесполезные
В 2015 г. в качестве превентивной меры Нацбанк ввел в обращение новую банкноту номиналом 100 грн, а в 2016-м - 500 грн. При их изготовлении были использованы дополнительные оптические элементы: при изменении угла наклона купюры менялось направление движения фонового изображения (кинематический эффект). Кроме того, был введен и так называемый эффект SPARK - перехода с одного цвета на другой (также при наклоне банкноты).
Как показала статистика НБУ, введение новых номиналов привело к противоречивым результатам: если удельный вес фальшивых стогривневых купюр сократился, то номинал в 500 грн, как указывалось ранее, стал самой популярной в Украине фальшивой купюрой. В этом смысле новая подпись главы НБУ на пятисотгривневой купюре могла рассматриваться как еще одна возможность не только для популяризации национальных денег, но и в качестве реального повода провести техническое усиление самой ценной купюры в иерархии. Тем более что последнее обновление технических средств защиты был проведено в 2014 г., то есть уже пять лет назад.
Что же должны были сделать в НБУ в день "автографсессии" на
пятисотках? Простор для фантазии здесь огромный. Начиная от вплетения в ткань купюры трипольского орнамента из волокон конопли и заканчивая новой цитатой Григория Сковороды, например такой: "Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде. Будь сыт малой части, не убойся везде". Главное - привлечь внимание общества к национальной валюте и к Сковороде. И в конечном итоге укрепить престиж и гривни, и нашей истории. В любом случае НБУ не имеет права на рутину и скучные презентации, которые лишь подчеркивают безразличие государства к судьбе национальных денег.
В свое время Сергея Тигипко в бытность руководителем НБУ критиковали за личный пиар в контексте активного промоушена нового дизайна национальной валюты. Ранее для таких пиар-акций использовали любой повод. Поэтому в то время и рождались анекдоты по поводу "правильного" метода проверки купюр: сворачивание банкноты в 50 грн вдвое и удар кулаком по ней (в настоящей банкноте очки Михаила Грушевского не должны были "разбиться"). А сейчас ни анекдотов, ни популярности гривни. Вот и выходит, что скромный отказ от рекламы национальных денег на самом деле приводит к более серьезным последствиям, чем обычные подделки, - безразличию людей к своей национальной валюте.