Новый долларовый миллиардер из Украины. Кто такой Влад Яценко

Британский финтех-стартап Revolut получил новую порцию инвестиций и теперь оценивается в $33 млрд. Из них $1,3 млрд — доля украинского соучредителя компании Влада Яценко

Влад Яценко

Что такое Revolut

Британский финтех-стартап Revolut, в ходе очередного раунда инвестиций привлек $800 млн — и теперь его оценка составляет $33 млрд. То есть Revolut — самый дорогой финтех-стартап Великобритании и один из самых дорогих в мире. В числе инвесторов последнего раунда — такие структуры, как Vision Fund 2 (венчурный фонд японского SoftBank) и хедж-фонд Tiger Global Management. По сравнению с прошлым годом оценка Revolut подскочила в 6 раз, что, по мнению Bloomberg, отражает высокий спрос инвесторов на финтех-сектор.

Сегодня у компании — примерно 16 млн клиентов-физлиц и более 500 тыс. предприятий; в месяц проводится свыше 150 млн транзакций.

Revolut позиционирует себя как "необанк" — популярная сейчас концепция, которая, как правило, означает IT-компанию, оказывающую те же услуги, что и традиционные банки, но не имеющую собственной банковской лицензии. Revolut предоставляет такие услуги, как открытие и ведение счета, международные денежные переводы, операции с криптовалютой, кешбэк, трейдинг, продажа страховок, кредиты личные и для бизнеса и т.д. Все операции проводятся в одноименном приложении на смартфоне.

Одно из главных рыночных преимуществ Revolut — то, что компания не взимает комиссию при обмене валют: каждый человек, пользующийся ее услугами, получает мультивалютную дебетовую карту (валюты меняются одна на другую по межбанковскому курсу). Однако на самом деле бесплатный вариант обслуживания — с ограниченным перечнем возможностей. Например, есть лимит на снятие наличных. Если он превышен, компания возьмет комиссию. Для клиентов, которым нужно больше возможностей, есть платные тарифы.

Помимо этого, компания предоставляет услуги для бизнес-клиентов, с них также ежемесячно снимается абонплата. А после запуска трейдинга Revolut начала брать комиссию с брокерского счета. Также в 2018 г. она одной из первых на рынке выпустила дебетовую карту с кешбэком в криптовалюте. Возможность торговать цифровыми активами появилась у всех клиентов платформы весной 2020-го, и за криптовалютные сделки необанк также взимает свой процент.

Получить карту Revolut можно практически в любой точке мира — при условии, что у клиента есть гражданство или хотя бы рабочая виза одного из государств, где Revolut официально работает. Украина в число этих стран пока не входит, но, судя по всему, скоро это изменится. С конца мая нынешнего года Revolut активно набирает команду в Киеве, открыв 18 вакансий.

Успехи и неудачи

Российский финансист и бизнесмен Николай Сторонский задумал создать Revolut в 2014 г., первоначально — как сервис с мультивалютной банковской картой, которая позволяла бы конвертировать валюту в путешествиях по выгодному курсу. Он же сам и стал первым инвестором: вложил около 300 тыс. фунтов стерлингов собственных накоплений.

Практически сразу, через пару месяцев, Сторонский пригласил в проект бывшего разработчика Deutsche Bank, украинца Влада Яценко, который стал техническим директором и получил 20%-ную долю в Revolut. Сам Сторонский оставил себе 80%.

Проект развивался очень быстро, регулярно получая многомиллионные инвестиции. Так, в феврале 2020-го Revolut привлек $500 млн при оценке всего бизнеса в $5,5 млрд. Раунд инвестирования возглавил фонд Technology Crossover Ventures, ранее вложивший средства в Netflix, Spotify, Airbnb. До этого самым дорогим финтех-стартапом в Европе считался шведский Klarna, который в августе 2019-го был оценен в те же $5,5 млрд.

До сих пор главное рыночное преимущество Revolut — возможность конвертировать деньги из одной валюты в другую по близкому к биржевому курсу (валют доступно более 140) и делать трансграничные переводы с минимальной комиссией. У Revolut есть лицензия специализированного банка, выданная Европейским центральным банком (ЕЦБ) и лицензия эмитента электронных денег в Литве. Revolut как европейский необанк гораздо моложе и гибче старых закостеневших европейских банков, поэтому его сервис для Eвропы на первых порах давал wow-эффект — что способствовало быстрому росту.

Revolut в Европе особенно любим мигрантами: человек работает, например, в Великобритании (где он не может открыть счет в обычном банке, потому что для этого требуется гражданство) или в Германии (где любые отношения с банком — это долго и требует множества бумаг) и отправляет часть заработанного родным в одну из стран Восточной Европы. В такой ситуации сервис Сторонского и Яценко оказывается просто незаменим.

Впрочем, путь к успеху не был безоблачным.

Проблем у быстрорастущей компании тоже хватало, очень трудными оказались 2019 и 2020 гг. Сперва причиной скандалов стала своеобразная корпоративная культура: в Revolut все основано на трудоголизме и полной отдаче, за что сотрудники часто критикуют компанию. Сторонский и Яценко действительно считают, что создать великий продукт, работая с 9 до 17, не удастся — поэтому они и нанимают тех, кто готов выкладываться и работать по 10-12 часов.

Также быстрый рост количества клиентов без их должной проверки привел к тому, что комплаенс-служба компании начала замораживать переводы, которые считала подозрительными. На что последовал вал сообщений в соцсетях о том, что у клиентов блокируются счета без объяснения причин. Пользователи жаловались, что даже подробные объяснения и передача компании всех требуемых документов не помогала добиться ответа и разблокировать счет. Проблемы решались по несколько месяцев, а иногда не решались вовсе — Revolut просто блокировал клиента и закрывал все его счета, что также повлекло множество негативных публикаций в западных СМИ.

Наконец, за 2020 г. операционные убытки Revolut выросли вдвое, до $278 млн. Официально причинами называли пандемию и сложность найма новых сотрудников. Что звучит странно: другие финтех-компании с похожей моделью сервисов — такие, как Robinhood, — наоборот, очень выросли именно благодаря пандемии и связанным с нею карантинам. С другой стороны, компания много зарабатывала благодаря мультивалютным картам для туристов, а в пандемию путешествия резко стали неактуальны.

Но к началу 2021-го необанк Revolut преодолел текущие трудности и продолжил рост. Основным источником его дохода до сих пор остаются interchange-комиссии, которые банк продавца выплачивает эмитенту карты. Премиум-аккаунты на втором месте в структуре доходов, на третьем — комиссии за трейдинг (биржевой и криптовалютный).

Удивительная история Влада Яценко

37-летний украинский программист Влад Яценко быстро вошел в число миллиардеров благодаря бурному росту стартапа Revolut. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это "бумажные миллиарды": если завтра с Revolut что-то произойдет (скажем, разорительный судебный иск или штраф от регулятора) и его оценка снизится, то и нынешних $1,3 млрд у Яценко уже не будет.

Влад Яценко родился в ГДР, где служил его отец, кадровый военный. После распада СССР семья переехала в город Южный под Одессой. В 2000-м Влад поступил на факультет компьютерных наук в Черноморском национальном университете имени Петра Могилы в Николаеве. Закончив в 2006 г. университет с красным дипломом, Влад сразу эмигрировал. (Теперь он говорит, что с Украиной его связывает только место рождения, а себя он считает британцем.)

Сперва Яценко был программистом в краковском офисе польской фирмы Comarch, в 2010-м переехал в Лондон работать в банке UBS, а потом — перешел в Credit Suisse, где и познакомился с Николаем Сторонским. Кстати, до этого Влад Яценко пытался запустить собственный стартап — сервис для IT-рекрутинга — но не получилось, проект "не взлетел".

В Revolut Яценко, как технический директор, руководит командой из более 500 программистов и других "технарей", но не занимается вопросами собственно финансового бизнеса. (Всего у компании около 2500 сотрудников.)

В апреле 2018-го Revolut привлек $250 млн инвестиций от венчурного фонда DST Global российского миллиардера Юрия Мильнера. А после того как в 2020-м упомянутый пул инвесторов, возглавляемый TCV, вложил в компанию еще $500 млн и оценка Revolut выросла до $6 млрд капитал соучредителей был "размыт": доля Яценко снизилась сперва до 5%, потом до 3,97%, а затем до нынешних 3,87%… Тем не менее даже меньшая доля в компании — при текущей ее оценке в $33 млрд — позволяет предпринимателю войти в топ-10 богатейших украинцев по версии украинского Forbes. Здесь важно отметить, что его сфера деятельности кардинально отличается от интересов других богатейших людей Украины, не говоря уже о том, что он никак не влияет на власть (как минимум украинскую), не требует для себя рент и преференций. Можно было бы даже сказать, что это свежая кровь на олимпе украинского бизнеса. Огорчает только одно, что Яценко, как упоминалось, считает себя британцем…