• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Новые правила закрытия бизнеса упростят передел собственности в Украине

Новый Закон о банкротстве существенно упростит и ускорит все необходимые для этого процедуры и расширит возможность за копейки получить в собственност
Реклама на dsnews.ua

До конца текущей недели комитет Верховной Рады по экономической политике подготовит ко второму чтению обновленную редакцию закона о банкротстве. Документ существенно упростит и ускорит все необходимые для этого процедуры и расширит возможность за копейки получить в собственность ценные активы.

С госкомпаний снимут неприкосновенность

После процедуры банкротства кредиторам в Украине достается не более 8,9% долгов компании

Закрытие бизнеса из-за финансовой несостоятельности в нашей стране уже давно стало проблемой для тысяч компаний. По данным Государственного департамента по вопросам банкротства, по состоянию на 1 мая (последняя доступная статистика) в процедурах банкротства пребывало 14 265 предприятий, из которых только 311 — государственные и 236 — с госдолей более 25%. Такое количество потенциальных банкротов скопилось из-за непомерно усложненных процедур ликвидации, предусмотренных для таких субъектов хозяйствования. По подсчетам МФК, чтобы пройти их, компания в среднем тратит до трех лет и до 42% оценочной стоимости имущества. Кредиторам же удается вернуть лишь 8,9 цента с каждого доллара задолженности.

Отечественные правила признания предприятий банкротами выглядят удручающе даже на фоне аналогичных процедур наших бывших соседей по Союзу. Например, в Казахстане предприятие можно закрыть за 1,5 года, потратив на это всего 15% стоимости имущества. Кредиторы же, как правило, могут вернуть себе 43,3 цента из каждого одолженного банкроту доллара. В среднем же по странам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) этот показатель составляет 69%.

Причиной такого плачевного положения дел в Украине является несовершенство законодательства. "Долгие годы процедура банкротства у нас воспринималась не как цивилизованный процесс восстановления платежеспособности предприятия, а как возможность скрытой приватизации госактивов или ухода от ответственности перед кредиторами. Именно на это были направлены многие нормы законодательства. В результате у нас только в 10% случаев в процедуре банкротства удается восстановить платежеспособность должника. Для нормально функционирующей экономики действующие нормы катастрофичны", — говорит руководитель проекта МФК "Инвестиционный климат в Украине" Сергей Осаволюк.

Исправить ситуацию призвана новая редакция Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", уже прошедшая первое чтение в парламенте. Однако в действительности документ скорее подгонит законодательную базу для передела собственности под нынешние реалии. Одним из главных рисков для государства является оговоренная в законопроекте отмена моратория на банкротство государственных предприятий. Ее утверждение позволит наконец снять с баланса государства неэффективные компании. И спровоцирует новую волну теневой приватизации.

Реклама на dsnews.ua

Быстрее не получится

Одной из главных новаций документа является сокращение сроков банкротства. Самые проблемные стадии — разработка плана санации и собственно процесс ликвидации предприятия — сегодня могут занимать до трех лет. По новым правилам план оздоровления предприятия нужно будет подготовить в течение трех месяцев. В противном случае оно будет ликвидировано. Причем на это тоже отводится довольно короткий срок — не больше четырех месяцев. Компания рискует быть ликвидированной и в том случае, если не уложится в законодательно установленные сроки для реализации плана санации — не более полутора лет со дня возбуждения дела о банкротстве. При этом суд в отличие от действующей редакции документа не сможет продлевать установленных законом сроков по своему усмотрению.

Но в погоне за формальным сокращением процедур авторы законопроекта упустили возможное ухудшение их качества. "Для того чтобы подготовить нормальный план санации, необходимо достаточно много времени, нужно получить доступ к документам предприятия, к данным о его реальном финансовом положении. Такие данные имеет только руководитель. А арбитражный управляющий, как человек со стороны, может и не успеть за три месяца прописать качественную стратегию оздоровления компании без доступа к этим документам", — говорит президент Союза кризис-менеджеров Украины Павел Михайлиди. А это означает, что шансов выжить у предприятий, попавших в трудное финансовое положение, после принятия нового закона будет еще меньше, чем сейчас.

Впрочем, и после вступления в силу новых правил банкротство может затягиваться на неопределенный срок. Сейчас действует правило: если кредитор в течение месяца после публикации объявления о начале банкротства не подал соответствующее заявление о включении его в реестр, его требования "сгорают". Разработчики новой редакции документа посчитали, что эта норма дискриминирует, в частности, нерезидентов, которые не имеют возможности отслеживать объявления в Украине, а также банки, не способные уследить за большими базами данных должников. Но постоянно всплывающие новые кредиторы смогут до бесконечности затягивать процесс, что нивелирует все нормы, призванные ускорить процесс банкротства. "На предварительном заседании суд утверждает реестр кредиторских требований. Чтобы выполнить требования закона о сокращенных сроках банкротства, такой реестр должен оставаться неизменным. Возможность же заявлять конкурсные требования к должнику уже после даты проведения предварительного судебного заседания заставит вносить изменения в уже сформированный реестр, утверждать в судебном порядке обновленный реестр, постоянно править очередность кредиторов и переформатировать комитет кредиторов", — поясняет Ольга Иванив из ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры".

Дело техники

Довольно спорными кажутся и другие нормы законопроекта. К примеру, сегодня объявления о возбуждении дел о банкротстве публикуются лишь в газетах "Голос Украины" и "Урядовий кур'єр". Чтобы предотвратить вероятность сокрытия информации, например, путем выкупа значительной части тиража, авторы документа предполагают размещать ее на сайте Высшего хозяйственного суда. Однако, по мнению юриста Ольги Иванив, эти два источника информации не должны быть взаимоисключающими. Ведь сообщение на сайте ВХСУ можно разместить оперативно, но так же оперативно его можно оттуда и удалить.

Ряд вопросов вызывает и процедура продажи имущества должника. Закон предполагает, что реализация его должна проходить исключительно на аукционе. Но оценку такого имущества арбитражный управляющий сможет проводить самостоятельно. По мнению Павла Михайлиди, такая норма была заведомо заложена в документ для упрощения вымывания активов из проблемных компаний. "Авторы аргументируют свою новацию тем, что, независимо от того, какую цену поставит управляющий, пусть даже 1 грн., реальные покупатели в ходе аукциона все равно приобретут имущество по рыночной стоимости. Но наша практика показывает, что дорогое, сложное оборудование и сейчас уходит с молотка за тысячу гривень. А с появлением такой нормы количество этих случаев увеличится в разы", — отметил эксперт.

Управляющих "проредят"

Новый закон существенно изменит правила работы арбитражных управляющих. Он отменяет обязательное лицензирование их деятельности — все лицензии прекратят свое действие одновременно со вступлением закона в силу. Вместо них будут выдаваться свидетельства о праве на осуществление соответствующей деятельности. Причем Минюст будет выдавать эти свидетельства в течение шести месяцев. То есть после вступления закона в силу в стране какое-то время может не оказаться ни одного арбитражного управляющего, что может застопорить как действующие, так и новые дела о банкротстве. Кроме того, проект не содержит исчерпывающего перечня документов, подача которых необходима для получения свидетельства.

Все это наводит на мысль о возможном перераспределении сфер влияния на рынке либо о банальном желании чиновников заработать на обновлении документов. Ведь допуск к профессии будет осуществляться через автоматическую систему независимого тестирования. Однако контролировать деятельность управляющих будет квалификационная комиссия из четверых назначенных Минюстом лиц и троих "наиболее опытных и высококвалифицированных управляющих". Кто и каким образом проверит их уровень квалификации и опыта, в законе не указано.

Еще одной спорной нормой является введение обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих за возможные убытки, которые он нанесет своими действиями должнику и кредиторам. Страховая сумма не должна быть меньше 300 минимальных заработных плат (около 300 тыс. грн.). "Однако в сравнении с теми оборотами, которые "проворачивают" арбитражные управляющие в рамках отдельных дел по банкротству, это копеечная компенсация. Поэтому о каких-либо гарантиях для участников процесса говорить не приходится", — считает старший юрист ЮФ "Гвоздий и Оберкович" Тарас Розпутенко.

Алексей Набожняк ("Деловая столица", N48, 28 ноября 2011)

ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила  републикации.

    Реклама на dsnews.ua