"Новую почту" штрафуют на 325 млн грн. Неужели за разбитый аквариум?
Сегодня СМИ и соцсети потрясла новость: компанию "Новая почта" оштрафовали на 325 млн грн якобы из-за поврежденной посылки – а точнее разбитого аквариума, на что пожаловался один из клиентов. Но так ли это на самом деле?
По официальной информации, с компании решили взыскать 325 млн грн, но не за повреждение посылки, и не за один инцидент. В разное время работники Главного управления Госпродпотребслужбы в Харьковской области выписали два штрафа по результатам рассмотрения двух отдельных случаев.
Первый произошел еще в январе. В службу обратился гражданин, который пожаловался на то, что аквариум, который доставляла НП, пришел разбитый, а компания отказалась компенсировать ущерб (стоимость товара). Ситуация развивалась долго. И в марте инспекторы выехали с внеплановой проверкой, но руководитель отделения №49, на которое пожаловался потребитель, якобы отказался предоставить необходимые документы, утверждают в Госпродпотребслужбе. Впрочем, на предоставление документов законом отводится три дня, однако и по истечении этого срока, как говорят чиновники, им так ничего и не показали. В ведомстве посчитали, что это нарушение п. 8 ст. 23 Закона Украины "О защите прав потребителей" (препятствие деятельности служащих). Санкция – штраф в размере от 1% до 10% стоимости продукции, реализованной юрлицом за предыдущий календарный месяц. Поскольку "Новая почта" имеет большой оборот – то и сумма оказалась внушительной: 151 млн грн (за базу взяли февраль). Здесь стоит отметить, что чиновники выписали максимально возможный штраф, причем произошло это только в мае. Компания обжалует это решение в суде.
Второй инцидент был в марте. На НП пожаловался другой гражданин, житель Чугуева Харьковской области. Он заявил, что его обсчитали в отделении №3. В апреле туда пришли работники Госпродпотребслужбы, чтобы наконец разобраться в ситуации. Однако им тоже отказали в выдаче документов. В ведомстве сочли это нарушением ст. 26 Закона Украины "О защите прав потребителей" и предписали НП штраф в размере 174 млн грн (те самые максимальные 10% от оборота реализованной продукции, но уже за март).
Таким образом, если верить госслужащим, то 325 млн грн штрафа для "Новой почты" — это сумма двух (по всей видимости еще не реализованных) взысканий по разным случаям.
В самой же "Новой почте" выпустили пресс-релиз о том, что подают в Харьковский окружной админсуд на облуправление Госпродпотребслужбы и оспаривают штраф, при этом компания обратилась к омбудсмену и международным правозащитным организациям.
Однако фактически в пресс-релизе идет речь только об одном (первом) инциденте о повреждении посылки и последующей мартовской проверке в отделении Харькова. "Проверка прошла с нарушением действующего законодательства. В частности, по закону, проверяющий должен предоставить руководителю юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу документы о проверке. Вместо этого их было вручено руководителю отделения, который не является уполномоченным лицом. Кроме того, была нарушена и процедура проверки. В частности, представитель любого контролирующего органа при осуществлении проверки должен расписаться в специальном журнале — это требование законодательства. Этого тоже сделано не было", — заявили в НП, добавив, что руководитель отделения предлагал проверяющим обратиться к руководству компании, но этого сделано не было.
Таким образом, со стороны НП нет информации о сумме штрафа.
Интересно, что многие лидеры мнений встали на защиту "Новой почты". Один из самых популярных постов на эту тему написал экс-вицепремьер Павел Розенко. Именно благодаря таким постам создается впечатление, что почтовому оператору влупили штраф всего лишь из-за жалобы на испорченную посылку. Розенко так и пишет:
Впрочем, Розенко указал еще на ряд деталей – якобы у НП есть 15 дней на оплату штрафа, иначе ее счета будут арестованы (обратим внимание: с момента принятия постановления о штрафе по первому инциденту уже прошло значительно больше времени). А в комментариях экс-министр заявил, что "у отделений НП требовали такие документы, которых у них и в природе не могло быть".
"Бредом и позором" назвал действия чиновников из управления по защите прав потребителей и бывший первый замминистра экономического развития и торговли, экс-глава Государственной таможенной службы Максим Нефедов.
Из приведенных заявлений ясно одно, что у каждой стороны своя правда. И доказать, переступил ли кто-либо закон, можно только в суде. Для этого нужно знать все обстоятельства самих инцидентов в отделениях "Новой почты", а также понимать, какие-именно документы имели право затребовать и в действительности затребовали инспекторы. А это повод для профессионального разбирательства. И точно не в "Фейсбуке".
Пока что ясно одно: не стоит делать выводы о правых и виноватых по заявлениям госслужащих, заинтересованных сторон, бывших и нынешних топ-чиновников, политиков, богеров или других лидеров общественного мнения. По состоянию на сегодня констатировать можно только два момента: с одной стороны, Госпродпотребслужба почему-то решила наказать "Новую почту" самим жестким способом, который позволяют предъявленные ей статьи, а с другой — комментаторы, выступающие за НП, могут строить рассуждения на неподтвержденных данных.