Независимость начинается с экономики. "ДС" становится площадкой для идей экономического патриотизма
В мире, где не только враги, но и партнеры руководствуются собственными интересами, Украине нужна суверенная политика развития национальной экономики
В течение второй половины нашей независимости, с середины 2000-х годов, Украина стабильна в одном: объемах валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Если рассчитать этот показатель, по которому принято отслеживать уровень жизни, в постоянных ценах, то все это время на украинца в год приходится $2100–2600.
За 15 лет несколько раз кардинально сменилось политическое руководство, Украина подверглась нападению со стороны России и временно потеряла контроль над Крымом и частью восточных областей, пережила стремительную девальвацию нацвалюты и галопирующую инфляцию. При этом наша страна переориентировалась на ЕС и Китай в международной торговле, реформировала центробанк и его политику, провела несколько громких реформ и вышла на углубленное сотрудничество с МВФ и другими международными организациями. Но так и не стала богатой.
Почему?
Украина до сих пор не повысила свою экономическую специализацию. Мы уверены, что ключ к экономическому успеху страны в улучшении структуры ее экономики, в том, что она производит для себя и что может предложить миру. Даже — и особенно! — в условиях свободной торговли у сырьевого государства всегда будет меньше благ: просто потому, что создает меньше добавленной стоимости. И наоборот, высокая производительность труда в перерабатывающей промышленности и секторе наукоемких услуг позволяет развитым экономикам производить кратно больше в расчете на работника. Даже если учесть разницу в ценах между странами, получается, что типичный поляк за час нарабатывает ВВП в 2,2 раза больше, чем украинец, немец — в 3,7 раза, а американец — в 4,5 раза. Такой разрыв не объяснить уровнем старательности работников — это следствие правильной специализации, лучших технологий и адекватных правил игры.
Структура нашей экономки, мягко говоря, неоптимальна и лучше не становится. Достаточно сказать, что в последние годы доля перерабатывающей промышленности в ВВП балансирует в пределах 10–12%, что несколько меньше, чем в 2010–2011 гг. При этом валовое накопление основного капитала не превышает 18% ВВП, что считается недостаточным уровнем для длительного и динамического роста. Еще более наглядно относительно простую специализацию Украины демонстрируют поставки за границу. За последние 15 лет в нашем экспорте сократилась и без того небольшая доля машиностроения (оборудования) и транспортных средств, в то же время кратно возросла доля аграрного сектора, в пределах которого, наряду с готовой продукцией, отгружается и немало сырья. А в металлургическом экспорте до сих пор значительная часть железной руды и полуфабрикатов (см. инфографику).
Может, Украина просто находит свою нишу и специализацию на глобальном рынке?
"Каждый должен заниматься тем, что умеет и может продать" — это представление наносит ущерб как людям, отказывающимся от обучения лучшей профессии, так и развивающимся странам, которые выбирают самый легкий путь, торгуя преимущественно сырьем и "простыми" товарами, то есть специализируются на своей бедности. Может показаться, что это лучшая из альтернатив: продай простое, что делаешь легко, — купи сложное, что делают другие. Но так теряется потенциал и блокируется развитие.
Доказана тесная связь между благосостоянием страны и сложностью и разнообразием экспортируемой продукции. Это и неудивительно: чем лучшими технологиями владеет страна, тем больше она может предложить миру. Согласно исследованию The Economic Complexity Index, самыми сложными товарами торгуют наиболее состоятельные государства. Они, как правило, выигрывают конкуренцию и забирают больше глобального "пирога".
Поэтому классическая теория сравнительных преимуществ в международной торговле — это красивая иллюстрация из "экономикса" и печальное видео истории и современности небогатых стран.
Большие страны, поднявшиеся на высшую ступень благосостояния, активно стимулировали и защищали внутреннее производство и продолжают это делать.
Великобритания, США и Германия, Япония, Южная Корея и Тайвань — ныне передовые страны — не "родились" в достатке, а стали богатыми, потому что в свое время поняли: текущие доходы — это производное от уровня экономического развития, а развитие — это процесс, которым нужно управлять. На этом пути уже некоторые наши соседи, в частности Турция, Польша, Словакия…
Мы обязательно напишем об историях успеха мощных экономик и динамично развивающихся стран. Украине следует перенимать их опыт, а не теоретические советы. То есть продуманно применять инструменты экономического развития.
Налоговые льготы и субсидии производителям технологической продукции, доступ к кредитным ресурсам, стимулирование экспорта готовых товаров и страхование экспортных контрактов, обустройство инфраструктуры, создание свободных экономических зон и индустриальных парков, проведение таможенной политики для защиты местной промышленности от уничтожения иностранными конкурентами — вот неполный набор таких инструментов. Правильно направляя экономические ресурсы, они согласовывают интересы бизнеса, который может заработать больше, и общества в целом, которое получит доступ к новым благам: одно дело — $2500 "на душу" в год, совсем другое — $25 000…
У Украины есть большие возможности для быстрого наращивания производства — конвертации своего потенциала в экономический успех. История показывает, что страны, которые используют инструменты развития и перенимают передовые технологии, способны динамично расти.
Поэтому мы выступаем за модернизацию промышленных отраслей, в частности машиностроения, электроники, химпрома.
В то же время мы поддерживаем развитие новейших видов деятельности, генерирующих высокую добавленную стоимость, — от продуктового IT до наукоемких услуг.
Именно так можно наиболее продуктивно использовать весь украинский потенциал — от человеческого капитала до производственных мощностей и природных ресурсов.
В частности, мы поддерживаем мероприятия и инициативы, направленные на увеличение мощности украинской экономики, поддержку и развитие технологического производства.
А именно:
- внедрение в публичные закупки принципа локализации относительно продукции машиностроения (как способ привлечения прямых иностранных инвестиций и поддержки национального производителя);
- создание условий для развития индустриальных парков;
- содействие технологическому экспорту, в частности, через механизмы Экспортно-кредитного агентства;
- ограничение экспорта критически важного сырья, в частности металлолома и леса-кругляка;
- применение принципа "экспортной дисциплины" — для тренировки отечественных производителей, при котором государственная поддержка компаний ставится в зависимость от качества и объема их продукции на экспорт.
Наша поддержка принципиальна, а не безусловна. Лучшие идеи могут быть похоронены в ящичках бюрократии или карманах коррупции. Поэтому мы будем пристально следить за соблюдением честных правил игры там, где речь идет о государственных расходах, и согласованием интересов бизнеса с целями экономического развития!
Мы не выступаем за безусловный или нескончаемый протекционизм. В целях экономического развития во временной и гибкой поддержке нуждаются технологические отрасли с экспортным потенциалом, а не экспортеры сырья или производители простых товаров для внутреннего потребления.
Модернизированная перерабатывающая промышленность — центр притяжения высокопроизводительных услуг и образования. Исследования и разработки, консалтинг, финансовые и информационно-коммуникационные услуги лучше всего развиваются там, где они могут быть применены, прежде всего в обслуживании компаний-производителей продукции с высокой добавленной стоимостью. Синергия высокопроизводительных видов промышленности и услуг — это наш шанс остановить трудовую миграцию и отток мозгов, мобилизовать человеческий капитал в пределах и на благо Украины.
А где деньги?
Мы ежедневно пишем о деньгах и знаем, что мощные планы разваливаются без финансирования. Мы уверены, что предлагаемые меры будут стимулировать инвесторов вкладываться в Украину. При этом мы не делаем ставку на заимствование за границей и постоянное рефинансирование долгов. Современные монетарные системы работают так, что государство не может обанкротиться в собственной валюте, а количество денег в обращении должно зависеть от реальных ресурсов в экономике. Создавая и расконсервируя производственные мощности, обустраивая новые рабочие места, повышая производительность труда и способствуя развитию экономики знаний, можно существенно увеличить количество благ, не разгоняя инфляцию до опасного уровня. Таким образом, государственная поддержка в рамках политики развития (от прямых расходов до налоговых льгот) будет стимулировать производство без ущерба для финансовой системы.
Дефицит госбюджета — это плюс в экономику. Поэтому отчаянные желания сбалансировать основную смету приводят к отсталости и бедности. А целенаправленные государственные расходы на технологическое производство, инфраструктуру и образование делают возможным быстрый рост.
Наконец, мы отдаем себе отчет в том, что экономическая слабость страны — это всегда зависимость. Зависимость от требовательных кредиторов, цен на сырьевых рынках, критического импорта, поставок необходимого вооружения… В мире, где не только враги, но и партнеры руководствуются собственными интересами, Украине нужна суверенная политика развития национальной экономики.
Сильная экономика — это залог высокого благосостояния, более устойчивой стабильности и крепких позиций Украины на международной арене. А следовательно, утверждение нашей независимости. Собственно, с этого нужно начинать.
Независимость начинается с экономики!
Редакция издания "Деловая столица"