Не тот климат. Почему Зеленскому не надо делать из Харькова Кремниевую долину

Нынешний президент хочет сделать Харьков одновременно "столицей оборонной промышленности" и "украинской Кремниевой долиной". Попробуем объяснить, почему первое никак не может сочетаться со вторым

Харьков с высоты птичьего полета / Shutterstock

Владимир Зеленский посетил с большим визитом Харьков – и написал в своем официальном телеграмм-канале: "Харьков часто называют студенческой и научной столицей. Наша задача – сделать регион еще и столицей оборонпрома, машиностроения и IT, своеобразной украинской Кремниевой долиной".

Глава государства убежден в быстром и продуктивном развитии региона. "В свое время Павел Тычина спрашивал: "Харьков, Харьков, где твое лицо?" Так вот, убежден – уже через несколько лет и без того симпатичное лицо Харьковщины будет еще умнее, еще более волевым и еще счастливее", – подытожил Зеленский.

Собственно, никто и не спорит с тем, что Харьков сегодня – крупный украинский научный, образовательный и промышленный центр. Вот только привычка лепить ко всему более-менее высокотехнологичному сравнение с Кремниевой долиной, а потом требовать выращивать там пачками стартапы на миллиард долларов каждый, – ни к чему хорошему не приводит.

К тому же надо понимать: оборонная промышленность (особенно в разрезе машиностроения) и IT-индустрия построены на принципиально разных идеологиях. Военпром – родственник армии, там все основано на приказах, целесообразности и решении поставленных задач. Там госзаказ и бюрократия, в том числе бюрократия военная.

Кремниевая долина (территория между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, с неофициальной столицей в Пало-Альто) не случайно состоялась именно в Калифорнии – изначально это была территория хиппи, и именно повзрослевшие хиппи создавали первые легендарные компании Долины. Эти люди презирали приказы и субординацию, для них на первом месте было творчество и нестандартность мышления. Именно нетрадиционный подход к решению сложнейших задач и позволил расцвести Кремниевой долине.

Потенциал и реальность

"Харьков имеет серьезный потенциал для развития, однако за годы независимости многие предприятия оборонной промышленности и машиностроения были ликвидированы по разным причинам. Так что сегодня говорить о том, что эти отрасли могут стать локомотивами экономического развития, увы, не приходится, – сказал "ДС" доктор экономических наук, профессор КНУБА Алексей Журавлев. – А вот IТ-сфера уже сейчас ставит Харьков на лидирующие позиции не только в Украине, но и в Восточной Европе. И, на мой взгляд, именно эту сферу следует развивать (а лучше не мешать) в первую очередь, создавая украинскую Кремниевую долину. Это позволит удержать в Харькове тех специалистов, которые ежегодно выпускаются из харьковских университетов, позволит увеличивать количество рабочих мест, улучшать инфраструктуру и т.д.".

В самом деле, Харькову повезло стать мощнейшим технологическим центром Украины. Десятки авторитетных ВУЗов и научных институтов, крупнейшие машиностроительные, электромеханические, авиационные и ракетно-космические предприятия, сильная научно-технологическая школа. Причем большинство предприятий еще в советское время в той или иной степени работали на "оборонку", так что традиции не потеряны.

Отсюда же, кстати, – из хорошего инженерно-технического образования – и сегодняшние успехи харьковчан в IT-сфере. Однако для создания перспективных стартапов и "выращивания" из них многомиллиардных IT-компаний нужно еще кое-что: открытость к инновациям, свобода предпринимательства и доступ к финансовому ресурсу. А с этим – проблемы по всей Украине.

Не только Харьков

Вообще, когда начинается история "президент сказал…", "министр сказал…", сложно это комментировать в негативной коннотации, потому что вроде бы говорят правильно. Но когда это превращается в действие, почему-то обычно получается не так, как надо. Если мы берем за основу какой-либо успешный опыт в других странах, в других экономиках, он, безусловно, выглядит классно. Но всегда нужно понимать, что исходные данные и ситуация могут отличаться. Наличие ресурсов, предпосылки, риски – все это разное у разных стран и разных регионов одной страны. Поэтому просто перенимать какой-либо позитивный опыт без учета национальной специфики не получается. А национальная специфика показывает, что у нас уже есть довольно успешная IT-индустрия, которая растет с двухзначными показателями в год.

Может быть, стоит не превращать в "Кремниевую долину" тот или иной регион, а просто всю страну сделать комфортной для IT-бизнеса? По большому счету, Украина и так уже вполне комфортна для IT, о чем говорит и хлынувший из Беларуси поток соответствующих специалистов. Осталось это поддержать, еще раз выяснить, что у нас хорошо, что получается именно у нас, а не в Сан-Диего в штате Калифорния.

Подобной позиции придерживается и глава Украинской IT-ассоциации Константин Васюк. Комментируя для "ДС" "харьковскую" инициативу Зеленского, он сказал: "Мы поддерживаем то, что поможет в развитии поддержать индустрию, но при этом нужно учитывать обязательно нашу специфику национальную. И в этом плане индустрии есть, что предложить. Что мы, в принципе, уже и сделали в письме президенту очень подробно. Индустрия открыта, мы поддерживаем, но мы бы хотели видеть не какой-то отдельный регион, а всю Украину как IT-страну. Это было бы еще лучше".

Фабрика вместо Долины

Есть, конечно, еще одно сомнение: ведь по итогу может получиться так, что успешные украинские IT-стартапы просто перекупят западные корпорации. Тогда какой смысл государству напрягаться, вкладывать какие-то деньги, если все равно этот бизнес, став минимально успешным, из страны уйдет?

На это Константин Васюк ответил так: "Надо понимать, почему это происходит, почему выкупают. Сейчас у многих инвесторов первое требование: перерегистрируйте компанию в юрисдикцию, допустим, США – и мы вас купим. Развив исключительно стартапы как систему, мы начнем работать как фабрика стартапов для других венчурных инвесторов, для других стран. А ведь у нас же многие готовы инвестировать. Я знаю таких людей, которые инвестируют в стартапы, – наши же айтишники, предприниматели, у которых есть средства. Но, инвестируя сюда, они потом все равно перерегистрируют, потому что у них риски. Тут нет второго компонента – правового поля, чтобы обеспечить функционирование этого стартапа потом в Украине. Поэтому должны быть условия для развития стартапов именно здесь".

Визит президента в Харьков и последовавшие заявления – это частный случай, но он высветил общую ситуацию. Украина действительно имеет сейчас секторы экономики (IT, ракетостроение, машиностроение) с потенциалом, который пока не "убит". В отношении IT он даже растет, но нужны очень грамотные дальнейшие шаги, чтобы этот рост продолжался и шел на пользу стране.