Не готово: российские банки отказались переходить на "родной" софт
Крупные российские банки уведомили Центробанк РФ, что не смогут отказаться от иностранного программного обеспечения к 1 января 2025 года.
На совещании в регуляторе 24 августа представители РСХБ, Газпромбанка, Промсвзьбанка, ВТБ и "Дом.РФ" попросили на два года отложить переход на отечественный софт, рассказали "Коммерсанту" знакомые с обсуждением источники, передає "ДС".
Действующие российские автоматизированные банковские системы (АБС) адаптированы для работы с иностранным системным ПО, в первую очередь система управления баз данных (СУБД) от Oracle, пояснил источник.
По его словам, адаптация под российских СУБД "займет длительный срок и потребует крупных инвестиций", поскольку "фактически АБС потребуется переписывать заново". В связи с этим банкам требуется отсрочка до 2027 года для разработки соответствующего софта.
При этом ВТБ, РСХБ и "Дом.РФ" обсуждают возможность учредить консорциум, который за несколько лет подготовит новую АБС для работы с российскими СУБД, говорит источник на IT-рынке. "Инициатором выступал ВТБ — банк сначала планировал самостоятельно разработать АБС, но потом там осознали, что проект слишком масштабный и дорогой", — отметил собеседник в одном из банков РФ.
Идея учредить консорциум для решения этой задачи — "опасный путь", поскольку у банков нет экспертизы в разработке сложных системных продуктов по типу СУБД, говорит директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов.
"В условиях кадрового голода набрать для этого команду оперативно невозможно, если только переманить разработчиков из отечественных вендоров, в этом случае мы лишим другие отрасли возможности использовать существующие решения", — отметил эксперт.
Президент РФ Владимир Путин ужесточил требования кибербезопасности 30 марта 2022 года, в частности запретив субъектам КИИ, к которым относятся банки, госзакупки иностранного ПО и программно-аппаратных комплексов, а с 1 января 2025 года — использование иностранного софта.
Напомним, в течение года с полок российских аптек исчезло 1,3 тыс. наименований импортных лекарств, или каждое пятое средство (20,3%).