Есть айфоны. Почему Трамп может посадить Китай на диету

Как вы думаете, если взять США и Китай, то кто кого кормит? В прямом смысле – через поставки продуктов питания. Как ни странно, американцы кормят китайцев
Фото: Shutterstock

И это называется "стратегическая предусмотрительность": без айфона можно легко обойтись, а вот есть хочется несколько раз в день.

Не все, что красиво выглядит, полезно для экономики

В Украине с завидной периодичностью в общественном пространстве идут разговоры, что наша страна сможет разбогатеть только в том случае, если будет развивать высокотехнологичные отрасли, вкладывать в IT, в самолето- и ракетостроение и т. д.

При этом тот факт, что наибольшую долю в ВВП - 22% - обеспечивает аграрный сектор, подается как признак слабости украинской экономики. Дескать, все развитые экономики мира - индустриальные, а самую высокую добавленную стоимость дает сегмент hi-tech, то есть, очень условно говоря, - компьютеры и телеком.

Оставим даже в стороне тот факт, что сегодня самые развитые страны (европейские) строят постиндустриальную экономику и зарабатывают вообще на услугах. Обратим внимание на другое. Например, на окончание американо-китайской торговой войны. Анализируя то, как она проходила, мы выяснили для себя интересный факт: только 10% американских поставок в Поднебесную - это автомобили и самолеты, одни из главных символов американской индустрии. Также значительны поставки полупроводников, нефти и газа, но доминируют все же не они.

Удивительно, но в основном Америка поставляет в Китай продукты питания. Сою, пшеницу, кукурузу, свинину, курятину, продукты переработки фруктов и многое другое... Именно американские фермеры, преданные избиратели Дональда Трампа, и заставили его прекратить торговую войну с Пекином - они теряли колоссальный рынок сбыта.

Китай же поставляет в Штаты прежде всего ширпотреб и компьютерную электронику. При этом почти вся эта электроника разработана как раз в США, американскими компаниями и инженерами. Те же айфоны созданы корпорацией Apple в Америке, но собираются на заводах Китая. Американское правительство, несмотря на всю риторику Трампа, не поддерживает финансово производителей айфонов на своей территории. А фермеров - поддерживает.

Потому что понимает: случись что-то глобально-катастрофическое с разрывом торговых связей - и свои фермеры обеспечат продовольствием с избытком. А китайцы будут есть айфоны и друг друга...

Действительно, мы привыкли воспринимать Соединенные Штаты как крупнейшую в мире индустриальную экономику. На самом же деле большая часть американского ВВП (84%) создается в отраслях сферы услуг. Сельское хозяйство Соединенных Штатов обеспечивает лишь несколько процентов ВВП, но при этом по объемам сельскохозяйственного производства США значительно превосходят любую другую страну. Так, Штаты занимают первое место в мире по производству зерновых культур, сои и третье - по сбору сахарной свеклы. Здесь выращивается 16% от общего мирового урожая зерна и 22% от мировых объемов сорго. Все это создается на более чем 2,5 млн частных ферм, на которых работает более 20 млн человек. Наконец, Америка поставляет на мировой рынок 50% кукурузы, 20% говядины, свинины, баранины, около одной трети пшеницы.

Просто так сложилось, что про американские автомобили, самолеты и компьютеры хорошо знает весь мир, а вот кукуруза и кусок мяса в тарелке "национальности" обычно не имеют. Но в данном случае пример США - просто повод напомнить, что не следует пренебрежительно относиться к аграрной составляющей экономики.

Вопрос эффективности

При словосочетании "аграрная экономика" многие, к сожалению, начинают думать о такой экономике, в которой большинство населения работает на земле или иным образом занято в сельском хозяйстве. Но описанная картинка последний раз была актуальна в XIX в., ну еще может во влажных мечтах президента Беларуси Александра Лукашенко. И, кстати, как раз в XIX в. Карл Маркс писал про преимущества индустриальных стран над аграрными. Получается, что те, кто сегодня ратует за максимальную индустриализацию Украины, опираются на экономические идеи родом из позапрошлого века.

Сегодня в мире не существует исключительно аграрных обществ, если не брать в расчет дикую глушь Африки. Но многие развитые страны сегодня "возвращаются к земледелию" на новом уровне, инвестируя средства именно в это направление, уделяя меньше внимания промышленности и сфере услуг. Во-первых, это позволяет обеспечить продовольственную безопасность. Во-вторых, любая диверсификация идет на пользу экономике. На узкой специализации или на развитом секторе услуг можно хорошо зарабатывать - но не слишком продолжительное время. А есть действительно хочется всегда.

Современные государства, уделяющие особое внимание аграрному сектору, отличаются:
- глубокой интеграцией в процессы мировой торговли;
- подготовкой квалифицированных специалистов для аграрного сектора;
- относительно невысоким уровнем доходов населения;
- отсутствием крупных промышленных центров;
- отставанием в технологическом плане от большинства соседей.

Важно понимать, что ничего оскорбительного в этом перечне нет. Нужно просто грамотно использовать имеющиеся преимущества. За счет собственной земли (тем более - шикарных украинских черноземов), при наличии соответствующих технологий действительно можно не только прокормить свое население, но и зарабатывать большие деньги на экспорте агропродукции. Проблемы, конечно, возникают - например, с удовлетворением потребности в технике - в странах попросту нет замкнутого цикла производства, когда все компоненты даже самого простого трактора производятся только на одной территории.

Важно понимать: в наши дни, в отличие от XIX (и даже ХХ) в. нет прямой связи между объемом производимой в стране агропродукции и долей населения, занятой в сельском хозяйстве. Уже даже для развивающихся стран не характерно, что в сельском хозяйстве занято больше половины населения. Увеличение объема получаемой продукции за счет увеличения площадей для посева, поголовья скота и числа работающих, то есть экстенсивный путь, был актуален до "зеленой революции" 1960-х.

Сегодня механизация, химизация и мелиорация вкупе с успехами генетики позволяют повысить КПД агропроизводства до такого уровня, что 1% населения, занятый в АПК, может сделать государство крупным экспортером агропродукии. Израиль - яркий тому пример.

Для развитых европейских и североамериканских стран, называемых постиндустриальными, характерен интенсивный путь развития сельского хозяйства, когда на тех же посевных площадях повышается урожайность благодаря научному подходу и применению новейшей техники и технологий, различных удобрений. Новейшие методы - внедрение генной инженерии, электроники и робототехники.

Это путь и Украины: сегодня крупные агрохолдинги и небольшие фермеры в нашей стране используют, например, дроны для контроля за урожаем. И есть уже украинские компании, которые эти дроны для аграриев производят (в том числе на экспорт) - например, UAV.tools или Kray Technologies. Это уже не позволяет называть Украину "развивающейся" страной.

Сегодня прогресс АПК основан на селекционных работах с научным подходом, что включает в себя выведение сортов высокой урожайности для каждой агроклиматической зоны. Все больше используется удобрений, растут орошаемые площади, использование механизации, а также повышается квалификация работников. Как результат - рост аграрного производства. Это все последствия "зеленой революции", характерные также и для Украины.

В описанной ситуации самый лучший выбор для нашей страны - инвестировать в высокие технологии, связанные с аграрным бизнесом. Это биологические технологии - генетика, биоэнергетика, биохимия. Это технологии переработки агропродукции и производства продуктов питания. Это производство аграрной техники, ведь в современном комбайне больше электроники, чем во всем министерстве сельского хозяйства 20 лет назад.

Про украинское производство дронов мы уже говорили. Получается, Украине нет смысла пытаться догнать ушедший поезд, стремясь создать собственный условный айфон или спортивный автомобиль. Самый выгодный вариант - развивать высокие технологии, ориентированные на сельское хозяйство. Ведь в этом случае всему созданному сразу будет гарантирован спрос как минимум на внутреннем рынке. А экспорт уже прилагается - мы видим это по успешности украинских агрохолдингов.