Навоз вместо скважин. Когда биометан избавит Украину от газовой зависимости
Природный газ можно добывать из-под земли, можно закупать за рубежом. А можно производить из органических отходов, которых в Украине в избытке
21 октября Верховная Рада 285 голосами приняла во втором чтении законопроект №5464 "О внесении изменений в Закон Украины "Об альтернативных видах топлива" относительно развития производства биометана". Новый закон регламентирует само понятие "биометан", предусматривает создание реестра его производителей для учета в системе и устанавливает порядок формирования гарантий происхождения биометана.
Раз уж "Укргазодобыча" все никак не может нарастить добычу природного газа, быть может, от газового импорта получится избавиться через развитие производства биогаза? Благо, переработка органических отходов может дать до четверти объема газа, потребляемого в стране и даже больше. Напомним, что в Украине ежегодно добывается из земли около 20 млрд куб. м природного газа, а импортируется — порядка 10 млрд куб. м. Население по итогам 2020 г. потребило 8,15 млрд куб. м газа.
"Принятый закон — рабочий и удовлетворяет требованиям индустрии. Он писался с нашим участием. Он нас полностью устраивает. И там прописан реестр производителей, что было обязательно, — сказал "ДС" председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины, член правления Global 100 RE Ukraine Георгий Гелетуха. — Выписка из этого реестра будет называться "гарантия происхождения", она и делает биометан юридически биометаном. То есть когда вы закачали его в трубу, потребитель даже не будет знать, что он потребляет — биометан или природный газ. Но если потребитель захочет именно биометан, то он будет должен еще купить вот эту гарантию происхождения".
Чем биометан отличается от биогаза
Производство биогаза (метана с примесью водорода) — технология, давно известная и совсем несложная. Практически полный аналог природного газа можно получать, как и самогон, из любой органики — от навоза до деревянной табуретки. При этом в Украине масса источников органического сырья, пригодного для переработки в биогаз. Это сельское хозяйство, отходы любых предприятий по переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания, канализационные стоки городов, пищевые остатки, отходы деревообработки и пр.
Выход газа в среднем составляет 300 куб. м из одной тонны сырья, но сильно зависит от его вида (содержания сухого вещества). Так, из тонны навоза крупного рогатого скота получается 50-65 куб. м биогаза с содержанием метана 60%; из разных видов растений — 150-500 куб. м с содержанием метана 70%. Больше всего биогаза — 1300 куб. м с содержанием метана до 87% — можно получить из жира.
Эффективнее всего использовать биогаз прямо на месте его производства, сразу обеспечивая местных потребителей теплом и электричеством. Такова мировая практика, получившая наибольшее распространение в Германии, Нидерландах и скандинавских странах. То есть простая смесь воды с навозом, плюс прочая органика, в изобилии гниющая на любом подворье, способны обеспечить электричеством и теплом местных жителей и само агропредприятие. А остающаяся после производства газа переброженная масса (шлам) — замечательное органическое удобрение.
Однако для того, чтобы продавать такой газ, надо закачивать его в газотранспортную систему, но для этого в Украине ранее не было законодательного механизма.
Принятый закон о развитии производства биометана четко определяет, что это — "биогаз, который по своим физико-техническим характеристикам соответствует требованиям нормативно-правовых актов к природному газу для подачи в газотранспортную и газораспределительную системы или для использования в качестве моторного топлива". Проще говоря, биометан — это дополнительно очищенный биогаз (в оригинальном биогазе довольно много соединений серы). Пока биометан в среднем получается дороже природного газа, добытого из-под земли. Но по мере развития биогазовой инфраструктуры его стоимость снижается — и, к тому же, он не подпадает под углеродные квоты, так как не является ископаемым топливом.
Принятый закон позволит создать в Украине рынок биометана, увеличить объемы его производства для замещения природного газа при выработке тепло- и электроэнергии, сократить импорт природного газа. Другие плюсы — возможность экспортировать биометан в страны Европы, рост экономической привлекательности биоэнергетических проектов для инвесторов, в том числе иностранных, уменьшение выбросов парниковых газов. Последний пункт будет способствовать достижению целей Энергетической стратегии Украины до 2035 г. и выполнению нашей страной обязательств по снижению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения.
Отдельно стоит остановиться на возможности экспорта. Да, Украина сейчас зависима от импорта природного газа. Но теоретически нам будет выгодно экспортировать биометан, импортируя обычный природный газ. Европейцы готовы платить за биометан на 300-400 евро за 1000 куб. м больше. А им это выгодно, потому что использующие биометан вместо природного газа производства не платят экологическую пошлину за выбрасываемый в воздух СО2.
При нынешней цене природного газа производить биометан уже выгодно и на внутренний рынок.
Заветные кубы
По оценкам экспертов Минэнерго, потенциал производства биометана в Украине — 7,8 млрд куб. м в год. По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению и Биоэнергетической ассоциации Украины чуть больше — 8 млрд куб. м в год, что соответствует 25% внутреннего потребления газа.
Потенциал включает биометан из отходов и побочной продукции растениеводства (3,8 млрд куб. м), отходов и побочной продукции животноводства и перерабатывающей промышленности (1,3 млрд куб. м) и силоса кукурузы агропромышленного комплекса (2,7 млрд куб м).
Также в августе 2020-го зампредседателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Юрий Шафаренко заявил: "Используя лишь только около 37% отходов агросектора, можно заместить в эквиваленте до 10 млрд куб. м газа ежегодно. Также можно выращивать энергокультуры на 4 млн га малоплодородных земель и замещать в эквиваленте до 20 млрд куб. м газа в год. Таким образом, можно полностью отказаться от импорта газа".
Оптимистично на потенциал биоэнергетической отрасли смотрят украинские бизнесы, которые уже успешно реализуют биогазовые проекты. В основном это агрохолдинги — они первыми оценили возможность отказаться от закупок электричества, наладив собственную генерацию через переработку отходов своих же производств.
Так, по мнению президента компании "МХП Эко Энерджи" (располагает двумя мощными биогазовыми комплексами) Александра Домбровского, за счет внутренних биоресурсов Украина может избавиться от энергетической зависимости от внешних поставщиков.
"Украина как аграрная страна имеет огромный биоэнергетический потенциал. Мы можем заменить около 20 млрд куб. м газа внутренними биоресурсами. И речь идет о восстанавливаемом ресурсе, который забирает CO2 из воздуха и дает положительный мультипликативный эффект экономике", — отмечает Домбровский.
И по мнению главы НАК "Нафтогаз" Юрия Витренко, при наращивания газодобычи на 5 млрд куб. м в год и сокращении неэффективного потребления, можно будет вообще отказаться от импорта. Получается, биометан как раз и мог бы стать той самой "скважиной", которая даст Украине полную газовую независимость.
Потенциальный эффект от нового закона отметил также глава Оператора ГТС Сергей Макогон: "Что это означает для украинской ГТС? Что есть потенциал наполнения сети возобновляемым газом. Транспортировка биометана не требует дополнительных затрат на реконструкцию или строительство новых объектов. Использование биометана совпадает со стратегией постепенного замещения природного газа, стратегией Оператора ГТС Украины по постепенному переходу к транспортировке возобновляемых газов, стратегии Зеленого перехода".
В Украине сегодня работают 53 установки, производящие энергию из биогаза и поставляющие ее по "зеленому" тарифу. Их совокупная мощность — 103,4 МВт. Но Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г. предусматривал, что биогазовые мощности к концу 2020-го составят 290 МВт. То есть план был выполнен лишь на 36%. Закон, легализовавший биогаз в формате биометана, наверняка подтолкнет процесс создания новых мощностей.
Узкое место: не все так быстро
Биогазовый потенциал Украины очень велик, но наращивать производство биометана будут медленно. По оценкам Биоэнергетической ассоциации Украины, в лучшем случае к 2030-2035 гг. у нас смогут производить до 1,7 млрд куб м, а до 3 млрд куб м — только к 2050 г.
Но почему так медленно? "Сейчас тяжело прогнозировать высокие темпы, потому что мы только в самом начале процесса. После принятия закона Кабмин еще полгода будет разрабатывать нормативку, в том числе Положение про реестр. Фактически только в середине 2022-го у нас будет готова нормативная база под биометан, — пояснил Георгий Гелетуха. — Но одно дело выработать биометан, другое дело — подать его в сеть. Во многих случаях мощность газораспределительной сети очень низкая, и вы туда просто физически не сможете подать то количество биометана, которое может быть выработано на вашем предприятии. Мы уже с этим столкнулись, в особенности летом. Хотя, возможно, темпы будут более высокими".
Также, по словам эксперта, простые виды сырья для биогаза — это навоз и силос. Но если брать только их, это не даст 7-8 млрд куб. м биометана, а будет значительно меньше, от силы несколько миллиардов. А чтобы получить больше, нужно развивать технологию, научиться работать с такими остатками, как солома, стебель кукурузы, стебель подсолнечника. Их много, но это не очень типичное сырье для биогаза. Так что производство будет постепенно расти по мере совершенствования технологий.
"Да, потенциально у нас 7-8 млрд куб. м можно вырабатывать. А если добавить органическую фракцию бытовых отходов и отходы пищевой промышленности, то вообще получим 9,5 млрд куб. м биометана в год. Поэтому точно необходимо этим заниматься. Но сейчас, в ближайшей доступности, — это 1,7 млрд куб. м в год", — резюмировал Георгий Гелетуха.
Впрочем, выгода биометана не только в избавлении от зависимости от покупного или добываемого из земли газа. Это еще и соответствие европейским экологическим стандартам, децентрализация и диверсификация выработки энергии. А как отдельный бизнес — попутное производство большого количества органических удобрений.