Наступление на "серых" провайдеров. Борьба за справедливость или попытка прижать малый бизнес?

В медиапространстве в последнее время набирает обороты дискуссия вокруг обращения председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева к "серым игрокам" выйти из тени. Предпосылкой этой истории стал расцвет теневой экономики

Крупные игроки через сеть ФОПов пользуются налоговыми преимуществами, которые государство создает для развития микро- и малого бизнеса

В конкретном случае с провайдерами идет речь о незапрещенном законом характере деятельности. А именно о том, что крупные бизнесы пользуются льготами малых предпринимателей и минимизируют налоги через мимикрию под ФОПы. Пан Гетманцев привел даже примеры, когда интернет-провайдер с пользовательской базой в 320 тыс. работает через 288 субъектов хозяйствования на упрощенной системе налогообложения.

Законно ли это — вроде бы да. А вот каковы возможные последствия работы таких бизнесов для страны? Давайте разберемся.

Цель самой идеи упрощенного налогообложения — поддержка и развитие малого бизнеса. Но не секрет, что на практике ее особенностями пользуются уклонисты от уплаты налогов. Это стало регулярной практикой среди крупных провайдеров фиксированного интернета с многотысячной базой клиентов, которые дробят свой бизнес на десятки и даже сотни ФОПов. Таким образом, такие крупные игроки через сеть ФОПов пользуются налоговыми преимуществами, которые государство создает для развития именно микро- и малого бизнеса.

Кроме обогащения уклонистов, есть еще несколько последствий такой мимикрии.

Отсутствие контроля качества услуг

Если добросовестность налогоплательщиков касается потребителей опосредованно и в более отдаленной перспективе, то вопрос качества предоставляемых услуг — это то, что испытывает каждый украинец лично и сразу.

Кто именно отвечает за качество и стабильность услуг, за соблюдение законодательных норм и как можно это проконтролировать в случае с такими многочисленными предпринимателями?

Например, бизнесы в сфере интернет-доступа, о которых упоминает Гетманцев в своем обращении, должны быть зарегистрированы в Реестре поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг и соблюдать все требования законодательства в этой сфере. Контролировать и проверять это должна Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и услуг почтовой связи (НКЭК). Это в теории, а на практике о проверках Регулятором крупнейших операторов связи действительно можно найти немало информации, а вот часто ли мы слышим о проверках физических лиц-предпринимателей, оказывающих услуги фиксированной связи.

Результаты государственного надзора находятся в открытом доступе на сайте Регулятора. Например, за прошлый год комиссия провела 44 проверки, из них только 4 ФЛП.

Вполне логично и даже нужно больше внимания уделять крупным операторам, от которых зависит связь большего количества пользователей. Но если вспомнить о тех десятках и сотнях ФОПов, которые получают средства за услуги под одним брендом от тысяч пользователей, возникает вопрос, не уклоняются ли эти компании не только от уплаты налогов, но и от проверок?

На одном из круглых столов "Об обсуждении вопросов бронирования и упрощенной системы налогообложения" руководитель НЦУ отметил, что отчеты о выполнении распоряжения НЦУ "Об обеспечении постоянства электронных коммуникационных сетей в условиях военного положения" подали около 300 субъектов из 4638 внесенных в Реестр поставщиков электронных коммуникационных сетей и услуг.

Нечего и думать о тех, которые не внесены в Реестр — да, это тоже случается довольно часто (смотрите кейс).

Итак, сколько часов будет работать такой фиксированный интернет при отключении света, каким образом обеспечивается резервное питание, модернизирует ли мой оператор свою сеть от старых технологий к новым энергоэффективным, надежное и безопасное ли оборудование установлено в моей квартире, обеспечена ли защита моих персональных данных?

На эти вопросы не нужно отвечать тем, с кого не спросят. Потому что они надежно прикрыты малыми ФОПами. У которых, кстати, даже и работников нет в штате. Интересный факт: по данным из открытых реестров на сайте НКЭК по состоянию на 3 июня 2024 г., за I квартал 2024 г. можем видеть более 1693 физических лиц-предпринимателей с одним человеком в штате, многие из которых обслуживают более 3-9 тыс. точек фиксированного доступа в интернет с одним человеком в штате. Но уклонение от уплаты ЕСВ — это уже проявление следующего последствия деятельности таких предприятий.

Недополучение доходов госбюджетом

Львиную часть поступлений государство получает от предприятий, состоящих на общей системе налогообложения. Это подтверждает анализ структуры сводного бюджета, где ясно видно, что на единый налог в 2024 г. приходилось чуть более 2% всех поступлений, тогда как налог на прибыль (10,61%) и НДС (8,63%) вместе составляют около 20% — разница в 10 раз.

Структура доходов Сводного бюджета Украины на 1 июля 2024 г.

Уклоняясь от уплаты налогов, такие бизнесы, по сути, воруют у государства средства, особенно во время войны в стране, которые могли бы пойти на поддержку Вооруженных Сил Украины. Один день защиты нашей страны стоит более 100 млн грн. Спонсорские средства имеют множество ограничений, часто за них нельзя приобрести даже дроны. Итак, налоги сегодня — это основной источник, финансирующий борьбу с врагом и Вооруженные Силы Украины.

Дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на бизнес

Реагируя на недополучение столь необходимых поступлений в бюджет, государство вводит изменения по налогообложению, под которые попадают как налоговые преступники-уклонисты, так и законопослушные бизнесы.

И настоящие малые предприниматели с доходами до 7,8 млн грн в год, которым государство обеспечивает упрощенную систему налогообложения для развития малого бизнеса в Украине, сталкиваются уже с вопросом выживания, а не развития.

Дискредитация концепции упрощенного налога

Между тем недобросовестные налогоплательщики остаются более гибкими. Ведь под одним брендом предоставляются услуги даже не десятки, а сотни хозяйств на упрощенной системе налогообложения. Классическое "преступление в законе". Доказательства мы видим своими глазами каждый день — в фискальных чеках за оплату товаров в крупных торговых сетях либо за горючее на АЗС или в платежках за услуги, предоставляемые под известными брендами, мы видим в получателях платежей фамилии ФОПов.

Более того, такая изобретательность дискредитирует и ставит под угрозу идею упрощенного налогообложения и развитие малого бизнеса, являющегося основой любой экономики. К примеру, крупные провайдеры с многотысячной клиентской базой из-за дробления на сотни ФОПов бросают тень на добросовестных малых предпринимателей, честно работающих, чтобы обеспечить связь в разных уголках нашей страны, в том числе в небольших населенных пунктах и прифронтовых районах.

Кейс

На сайте регулятора мы натолкнулись на интересное решение НКЭК от 17.04.2024 №198 "О применении административно-хозяйственных санкций к Шоферовскому Д.С.". ФОП Шоферовский Д.С. работал без внесения в Реестр поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг, как следствие — отсутствие проверок и контроля со стороны НКЭК.

После проведения внеплановой проверки Шоферовский Д.С. прекратил деятельность как ФОП во избежание ответственности за осуществление деятельности в сфере электронных коммуникаций без представления в регуляторный орган уведомления о начале деятельности.

Такие лица находятся за пределами регулирования НКЭК, потому что регулятор даже не знает о существовании этих субъектов до даты получения жалобы на них, соответственно, не проверяет и не штрафует их за нарушение ЗУ "Об электронных коммуникациях".

Такие "серые" провайдеры не представляют обязательную отчетность в НКЭК, НЦУ не выполняют указов Президента, решений/распоряжений НЦУ, СНБО, а некоторые даже незаконно осуществляют деятельность на неподконтрольных территориях, которые временно оккупированы рф, сотрудничают с "самопровозглашенной властью" и российскими субъектами. И такие случаи, к сожалению, не единичны.