Напечатать долларов. Зачем ФРС США уподобляется центробанку Китая
Включить печатный станок
11 октября Федеральная резервная система (ФРС) США объявила о том, что с 15 октября начинает программу скупки на рынке краткосрочных казначейских облигациях (bills). Эти бумаги на срок от 4 до 26 недель составляют около 11% рынка госдолга США - $2,5 трлн из $22,9 трлн - и используются для оперативного управления ликвидностью бюджета.
Объем приобретения активов составит около $60 млрд в месяц, общая сумма выкупа - $510 млрд (эта цифра при необходимости может быть скорректирована).
Скупать бумаги ФРС будет как минимум до II квартала 2020 г. Максимальный объем ликвидности будет залит в рынок в период с 22 по 25 октября, когда запланированы три операции выкупа на $22,875 млрд. Как поясняют в ФРС, эти операции "носят технический характер", не связаны с проведением монетарной политики и направлены на то, чтобы нормализовать ситуацию на денежном рынке и пополнить ликвидность банков, резервы которых с $2,2 трлн в сентябре 2017-го сжались до $1,3 трлн к началу октября 2019-го.
Официальное название нынешней программы скупки активов - to mitigate the risk of money market pressures that could adversely affect policy implementation, то есть "о нивелировании рисков давления со стороны денежного рынка, которое может повлиять на имплементацию текущей политики". Но в США это прочитывают иначе: печатный станок ФРС, пять лет стоявший без дела, на некоторое время будет запущен на полную мощность - на те самые $60 млрд в месяц.
Одновременно ФРС продолжит реинвестировать в казначейские бонды поступления от ипотечных бумаг, которые держит на балансе. Это добавит к покупкам еще $20 млрд в месяц. Итого на поддержку непосредственно бюджета США американский центробанк выделит $80 млрд ежемесячно, из которых 60 млрд - денежная эмиссия.
Что бы не заявляли руководители ФРС, то, что они делают, - это возвращение к выкупу американского госдолга, в чистом виде печатание денег. Иными словами - количественное смягчение, вот только ФРС старательно избегает употреблять это словосочетание, изобретая все новые эвфемизмы.
Как считают аналитики Райффайзенбанка, так банкиры делают, чтобы не пугать рынок. Впрочем, называть это можно как угодно, но полтриллиона долларов, быстро влитые в экономику, напугают кого угодно.
Еще один интересный момент: проводя сейчас необъявленное QE, ФРС, по сути, выполняет прозвучавшее несколько месяцев назад (и не раз повторявшееся) требование Дональда Трампа. Напомним, американский президент еще в мае призвал ФРС последовать примеру ЦБ Китая, заливающего экономику деньгами. А затем просто просил девальвировать доллар и снизить процентные ставки до нуля.
"Китай будет закачивать деньги в свою систему, как всегда снижая процентные ставки, чтобы компенсировать текущие и будущие потери, - писал Трамп в своем Twitter. - Если бы ФРС могла соответствовать, это был бы конец игры, мы бы победили!".
Поддать ликвидности
Хотя официально выкуп облигаций расписан на срок до II квартала 2020 г., в реальности остановить количественное смягчение в обозримой перспективе ФРС не сможет, считают аналитики Goldman Sachs. По их мнению, рынку постоянно нужна долларовая подпитка из-за гигантских размещений американского госдолга на сумму около триллиона долларов в год - ведь они "высасывают" ликвидность со всех рынков. Выкуп облигаций будет продолжаться как минимум до конца 2022 г., хотя со временем объемы, вероятно, уменьшатся, прогнозирует Goldman Sachs.
И хотя в ФРС объясняют свои действия необходимостью поддержать понизившуюся ликвидность у банков, происходящее очень похоже на то количественное смягчение, которое ФРС трижды проводила в промежутке между 2008 и 2014 гг. Отличие же состоит в том, что тогда масштабно скупались долгосрочные облигации на вторичном рынке. Целью было снизить доходность облигаций и таким образом подтолкнуть инвесторов к поиску инструментов с более высокой доходностью, что в конечном итоге должно было дать положительный эффект для экономики в целом.
Теперь же увеличение объема банковских резервов действительно ведет к росту баланса ФРС: это, собственно, и есть то, чем инициатива Федрезерва похожа на программы количественного смягчения. Вот только если избыточные резервы банков начнут просачиваться в реальную экономику, это приведет к ускорению инфляции.
Глава ФРС Джером Пауэлл уже несколько раз подчеркивал, что возобновление покупки казначейских бумаг - это не часть денежно-кредитной политики и проводится не для стимулирования экономики. Однако независимые аналитики все равно сходятся во мнении, что пополнение баланса ФРС - это страховка от провала в торговых переговорах между США и Китаем.
Дело в том, что там появились позитивные подвижки, но гарантий заключения перемирия пока все равно нет. Когда предыдущие подобные переговоры завершились провалом, центробанк Китая сразу же директивно ослабил юань и тем самым поддержал свои компании, пострадавшие от закрытия американских рынков.
По мнению традиционных критиков американской экономики, десятилетиями утверждающих, что "завтра доллар рухнет", уже в ближайшие дни можно ожидать повышения волатильности на фондовом рынке. Более того, игроки этого рынка все больше верят в то, что американские монетарные власти вскоре пойдут на масштабные меры поддержки рыночного роста. Читай: будут снижать налоги и печатать больше долларов, что подстегнет экономический рост, но обесценит американскую валюту.
Напомним, что в ходе предыдущей программы выкупа облигаций правительства США (с осени 2012-го по осень 2014-го) ФРС приобретала у банков долгосрочные гособлигации и долговые обязательства ипотечных агентств в целях увеличения ликвидности экономики. Тогда ФРС ежемесячно выкупала ценные бумаги на сумму $85 млрд. В целом программа позволила влить в американскую экономику $3,5 трлн - и не произошло ни разгона инфляции, ни обвала фондовых рынков.
Это, можно сказать, ответ тем, кто задается вопросом: как повлияет на курс доллара выпуск в экономику дополнительных $60 млрд ежемесячно. Чисто математически это могло бы быть фактором для снижения курса. Однако в реальной экономике, во-первых, сумма слишком мала для США - такой вброс, вероятнее всего, будет проходить незаметно из-за общей инертности денежной массы. (Если бросить валун в болото, не стоит ожидать цунами.)
Во-вторых, количественное смягчение делается для стимулирования деловой активности. То есть активизировавшийся на первом этапе бизнес "скушает" эти дополнительные деньги и еще попросит. Другое дело, что потом, когда экономика в какой-то момент начнет тормозить и скатываться в рецессию, избыток денежной массы создаст проблемы.
Вот, собственно, и прозвучало слово "рецессия". Да, и в США, и за их пределами очень многие наблюдатели считают, что начало новой программы ФРС вызвано тем, что экономика США понемногу скатывается в рецессию. Обещанного ранее Трампом роста ВВП на 3% в год и более не происходит. В этом году речь идет по прогнозам о 2,4% роста ВВП, в 2020-м еще ниже - 2,1%.
О том, что дела в США идут не очень хорошо, свидетельствует спред (разница между доходностями) долговых ценных бумаг в Америке и в мире. С начала октября этого года спред 10-летних гособлигаций США и Германии упал примерно с 2,35 до 2,15%, спред бондов США и Японии снизился с 2 до 1,85%. Доходность долговых государственных бумаг США падает быстрее, чем в целом по всему по миру.
В марте и августе этого года мы также видели т. н. "инверсию кривой доходности госбумаг США" - ситуацию, когда доходность коротких бумаг (вроде двухлетних облигаций США) оказывалась выше доходности длинных, 10-летних. Это считается надежным предвестником того, что рецессия в США начнется через полгода-год.