"Напечатали" больше денег. Почему украинцам и бизнесу не стало лучше
В Украине растут два связанных макроэкономических показателя: денежная масса и денежная база. Однако темпы их увеличения сильно отличаются, и это уже представляет опасность для экономики
Увеличение общего объема денег в финансовой системе — естественный процесс. Особенно в условиях инфляции и роста экономики, а в Украине мы имеем и одно, и другое. Однако в экономической науке есть разные понятия объема денег, в зависимости от их роли в экономике. Главные показатели — денежная база и денежная масса.
Это не просто "много денег"
Денежная база (ДБ) — это обязательства Нацбанка в национальное валюте. Она включает в себя наличные деньги вне банков, наличные деньги в кассах банков, а также резервные деньги (корреспондентские счета в НБУ, в основном — коммерческих банков).
В свою очередь, под денежной массой (ДМ) понимается совокупный объем наличных денег в обращении и денег безналичного оборота, то есть это те деньги, которые обслуживают экономику — бизнес и граждан. В нее не входят наличные в кассах банков и резервные деньги (корсчета банков в НБУ). Но входят наличные деньги, находящиеся в обращении, банковские депозиты разных видов (обязательства банков) и некоторые ценные бумаги депозитных организаций. Получается, что показатель "наличные вне банков" — единственный общий как для ДБ, так и для ДМ.
Совокупный объем денежной массы, в том числе и ее прирост, во многом определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны величина денежной массы в обращении представляет собой результат денежно-кредитной политики.
Обычно денежная масса намного (в разы) превышает денежную базу. Поэтому не следует для характеристики массы денег в обращении пользоваться данными о денежной базе. Однако все же ДБ и ДМ взаимосвязаны.
По данным НБУ, в Украине динамика денежной базы и денежной массы выглядит так:
Как видим, с начала года по май включительно ДБ приросла на 8,1%, а ДМ — всего на 2,4%. Получается, что денег в финансовой системе Украины действительно становится больше, но увеличивается прежде всего ДБ, а "деньги для экономики", то есть ДМ — приросли всего на 2,4%. Достаточно ли этого для обеспечения экономического роста?
Добавим сюда, что многие экономисты все же опасаются сильного роста денежной базы, считая, что это просто "печатание" денег, которое рано или поздно трансформируется в инфляцию.
Что происходит?
Как считает председатель Совета НБУ Богдан Данилишин, в Украине наблюдается преимущественно не монетарная инфляция, то есть не из-за увеличения предложения денег, а инфляция затрат — растет стоимость производства, сырья и т.п. То есть экономика требует больше денег, потому что расходы и цены выше.
При этом если ДБ не трансформируется в ДМ — это означает, что банки не спешат выдавать кредиты. В самом деле: корреспондентские счета (элемент ДБ) заметно растут, а объемы кредитования — намного меньшим темпом. Банкам намного проще вкладываться в безрисковые депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ, чем кредитовать бизнес.
У этой проблемы две стороны. Первая: государство (в лице НБУ и правительства), которое постоянно нуждается в деньгах, за последние годы "развратило" банки предложением своих надежных ценных бумаг (ДС и ОВГЗ). Вторая сторона: кредиты бизнесу не могут конкурировать с государственными ценными бумагами, поскольку есть проблема с достаточным числом платежеспособных заемщиков.
Получается, что уровень монетизации экономики Украины растет, но структура прироста монетарных агрегатов деформирована и не способствует экономическому росту. Денежный мультипликатор (отношение денежной массы к денежной базе) снизился из-за того, что банки, получая новые деньги, не трансформируют их в новые кредиты, а просто накапливают в депозитных сертификатах НБУ или вкладывают в ОВГЗ правительства (рост за последние 1,5 года на 62%) и во внешние активы (рост на 86%).
Мнения экспертов
Разобраться в ситуации мы решили с помощью своих экспертов, которым задали вопросы:
- Достаточный ли прирост денежной массы? Нет ли перекоса в приросте денежной базы?
- Какая связь между увеличением денежной базы, денежной массы и инфляции? Это у нас "печатают" много денег и таким образом раскручивают инфляцию или у нас цены растут — поэтому больше денег нужно для обслуживания экономики?
- Насколько оживление деловой активности в последнее время повлияло на количество денег, нужное для обслуживание экономики?
- Будет ли увеличение ДБ постепенно быстрее трансформироваться в увеличение ДМ не только по агрегату "наличные вне банков" (это их общий компонент), а и через увеличение банковских депозитов?
- Что нужно сделать, чтобы запустить кредитование, если увеличения ДБ недостаточно?
Как считает директор департамента казначейских операций Юнекс банка Сергей Кирилюк, эти два индикатива (ДМ и ДБ) не совсем корректно сравнивать. Денежная масса — это денежный агрегат. Денежная база — основа для формирования денежных агрегатов, но сама таковой не является. При этом между денежной массой и инфляцией есть прямая связь. Увеличение массы приводит к пропорциональному росту инфляции с лагом примерно в 6-9 месяцев. Но рост денежной массы далеко не всегда связан с прямой эмиссией. По его мнению, текущей денежной массы вполне достаточно для обслуживания экономики, но недостаточно для стимулирования роста спроса и экономики.
"Сухая экономическая теория действительно считает, что рост денежной массы должен приводить к росту кредитования. И этот механизм должен циклически ускорятся. Но в реальности, особенно в наших условиях, этого не происходит, — говорит Сергей Кирилюк. — Все так или иначе упирается в условия для ведения бизнеса, рыночную конъюнктуру, потребительский спрос и, соответственно, спрос на кредиты, готовность банков их предоставлять. А эти параметры в свою очередь связаны с десятками других факторов. Вроде усиления защиты прав кредитора, улучшения бизнес-климата и т.д."
В свою очередь финансовый аналитик Алексей Кущ уверен, что перекос между ДБ и ДМ — свидетельство того, что не работает т.н. "кредитно-монетарная трансмиссия".
"Есть такое понятие, как мультипликатор, который показывает возможность монетарной системы страны делать так называемые "новые деньги". И как раз мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе. В Украине этот показатель находится на уровне примерно 3-3,5. То есть крайне низкий показатель, который говорит о том, что одна новая эмитированная гривня приводит к появлению примерно трех гривень в обращении, — говорит эксперт. — По большому счету, у нас у банков неограниченная возможность делать новые деньги из национальной валюты. Но как раз диспропорция в динамике роста ДМ к ДБ показывает, что вновь эмитированная гривня фактически курсирует в замкнутой системе между банками, НБУ и Министерством финансов".
По мнению Алексея Куща, речь идет об обмене резервными обязательствами. Банки получают рефинансирование от Нацбанка или берут свои свободные денежные остатки, — и меняют их на ОВГЗ. Таким образом происходит обмен резервными активами: гривня на облигации. В результате деньги не идут в экономику, то есть, банки не кредитуют реальный сектор.
Экономический эксперт "Украинского института будущего" Даниил Монин сказал "ДС", что в Украине в этом году экономика вырастет на 17-18% номинально, а рост цен производителей сейчас чуть ли не 30% (за последний год).
"Соответственно, рост денежной базы на 8% для меня, честно говоря, кажется даже маленьким. Мне кажется, что, по идее, она должна расти больше, — сказал он. — Кроме того, насколько мне известно, НБУ на 160 млрд грн каждую неделю "морозит" деньги в депозитных сертификатах Национального банка. Поэтому, с моей точки зрения, в экономике денег совсем мало. И такой маленький рост, мне кажется, только тормозит экономику".
Однако директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский считает, что в прошлом году и законодатели, и НБУ вели себя очень правильно: снятие определенных ограничений, требований, дало возможность все же запустить кредитование бизнеса. А далее уже сам бизнес, развиваясь, должен вкладывать деньги в собственное развитие.
"Это не проблема банковской системы, которая, например, была в 2019 г., а больше проблема бизнеса, который должен понимать перспективы, чтобы брать деньги и развиваться, — считает Несходовский. — Денежная база принципиально не влияет на выдачу кредитов. Тут скорее влияет политика НБУ: он уже заявил, что коммерческие банки перешли лимит количества ценных государственных бумаг, которые они покупали. Это серьезное предупреждение для банков — что они вместо того, чтобы вкладывать в экономику, вкладывают в менее рискованные и достаточно прибыльные государственные ценные бумаги".
Эксперт также напомнил, показатели по итогу 2020 г.: тогда денежная масса, наоборот, увеличилась быстрее, чем денежная база — прирост 28,6% против 24,8%. А сейчас, по его мнению, происходит возвращение к нормальной ситуации.