• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Украинцам на зависть. Почему в ЕС не растут цены на продукты

Регулирование цен на продукты питания в Евросоюзе основывается на непрямых методах и в большинстве случаев сочетается с поддержкой производителя

В супермаркете
Продовольственная организация ООН (ФАО) сообщила, что за год цены на продукты выросли на 30% / Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

Каждый мировой кризис сопровождается ростом цен на еду. Не стал исключением и нынешний. В ноябре Продовольственная организация ООН (ФАО) сообщила, что за год цены на продукты выросли на 30% и достигли самого высокого уровня с 2011 г. На этом фоне годовой уровень инфляции в еврозоне составляет 4,9%, что стало максимумом с 1997 г. А в Германии инфляция впервые за 30 лет превысила 5-процентную отметку. Но разница все равно впечатляющая.

В Верховной Раде Украины задумались, а не ввести ли госрегулирование цен на продукты питания в Украине. Готовя такой законопроект, народные депутаты отметили, что ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не существует полной свободы в части ценообразования. Они привели в пример Европейский Союз, где контроль над ценами осуществляется для большей части продукции аграрного сектора — от 88 до 97%. Разберемся, как это работает.

Нулевой НДС для всех продуктов

Если предположить, что в Евросоюзе на уровне сообщества или отдельного государств есть какие-то органы, непосредственно ограничивающие сами цены, это будет неправдой. Как правило, там действуют непрямые методы сдерживания цен, которые намного эффективнее грубого ограничения. Евросоюз создавался на основоположном принципе свободы перемещения товаров и свободы таможенных границ. Это значит, что важным налогом в таких условиях является НДС.

"Цель любого государственного влияния на цены — их уменьшение. Сделать их более доступными для людей. Каким образом это можно сделать? Европа делает это налоговыми методами. Например, налог на добавленную стоимость на продукты питания в Европе часто составляет до 10%. На промышленную группу — 20%. В Украине и то и другое — 20%", — рассказывает экономист Олег Пендзин.

В Евросоюзе сниженные ставки НДС действуют для ряда товаров первой необходимости, среди которых продукты питания. Стандартная ставка НДС в Европе — 15%, но государства могут ее снижать или делать двойные дифференцированные ставки, например, 5% и чуть больше. Низкая ставка может быть как стабильной, так и вводиться на определенный период, скажем, на полгода.

Реклама на dsnews.ua

Нулевая ставка на продукты питания в Евросоюзе — редкость. Она встречается в Ирландии, на Мальте. Например, НДС в Австрии — 10%, Франции — 5,5 и 10%, в Бельгии — 6 и 12% в зависимости от продуктов.

Одной из громких новостей уходящего года стало то, что в Брюсселе было достигнуто соглашение по тексту Директивы ЕС ввести нулевую ставку НДС для всех продуктов питания в Евросоюзе, в особенности для фруктов и овощей. Этот шаг планируют сделать во всех странах ЕС одновременно во второй половине 2022 г.

Европейские производители, как правило, с энтузиазмом встречают снижение ставок НДС. В Польше второго полугодия ждать не хотят. Министр финансов страны уже обратился к комиссару ЕС по делам экономики с просьбой разрешить временно, на полгода, ввести нулевую ставку НДС на продукты питания уже сейчас. Необходимость этой меры объясняется тем, что в Польше наблюдается высокая инфляция потребительских цен и власть стремится поддержать экономику без промедлений.

Кроме этого, в Евросоюзе могут регулировать и другие налоги, которые влияют на стоимость конечной продукции. Это налог на землю, налоги на топливо и удобрения (от которых могут освобождаться фермеры), а также налоги для торговых сетей.

Дотации фермерам

Вторым важным методом влияния на цены является активное дотирование сельскохозяйственного товаропроизводителя, поддержка небольших и средних фермерских хозяйств.

"Мы посчитали, что в структуре доходов европейского фермера 60% — это дотации государства. Безусловно, дотирование сельскохозяйственного товаропроизводителя приводит к льготным условиям формирования цены", — говорит Олег Пендзин.

Евросоюз традиционно выделяет значительную часть своего бюджета на поддержку сельского хозяйства. Например, на 2021 г. на сельское хозяйство было потрачено 55,8 млрд евро, из которых 40,1 млрд — прямые платежи, а 14,7 млрд пошли на развитие сельских районов. В 2019 г. Евросоюз в среднем выдал 267 евро поддержки на гектар. На данный момент эксперты оценивают поддержку в ЕС на уровне 250-350 евро/га.

Этими дотациями занимается Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (EAGF). Он поддерживает фермеров ЕС с помощью различных схем оплаты, в частности, за устойчивые методы ведения сельского хозяйства. Все платежи подлежат соблюдению правил ЕС по безопасности пищевых продуктов, защите окружающей среды и благополучию животных.

Естественно, существуют и национальные программы поддержки сельского хозяйства. Это погектарные выплаты, субсидии на поголовье домашних животных, узкоспециализированные выплаты на выращивание отдельных культур, целевые субсидии, например, на модернизацию ферм и т. д. Не следует забывать и о льготных кредитах.

"Это могут быть и прямые дотации, например, на литр молока, на гектар посевов. Это и кредитная политика, это и политика снабжения горюче-смазочными материалами, — говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. — Если напрямую идет снабжение крупных аграрных объединений, оптовая закупка, то она может идти без всякой проверки. Для этого дизель могут окрашивать в специальный цвет, что это для аграриев, а не для АЗС, чтобы избежать перепродажи через заправки. Это целый комплекс методов, которые позволяют в Европе держать цены низкими. Причем это как общеевропейские дотации, так и государственные. В рамках Евросоюза никто не запрещает проводить собственную национальную политику по регулированию рынка".

Поддержка сельского хозяйства не ограничивается выплатой денег. Важный аспект влияния на рынок — регулирование экологических стандартов и поощрение органического земледелия.

Низкая цена — тоже плохо

Важно понимать, что сельское хозяйство — рискованное занятие. Поэтому в Европе цены не только сдерживаются. Там следят, чтобы они и не были слишком низкими, что может поставить фермеров на грань выживания. Здесь на первый план выходят госрезерв и государственные интервенции.

Государство с учетом строгих стандартов качества покупает продукты, которые хранятся правительствами стран ЕС или их агентствами, а затем снова продаются на рынке, что предотвращает падение цен до неприемлемо низких уровней. Особенно это актуально для секторов, которые подвержены колебаниям цен (пшеница, ячмень, кукуруза, рис, говядина, телятина, сливочное масло).

Государственное вмешательство осуществляется через механизм фиксированных цен или тендеры. ЕС устанавливает фиксированную (минимальную) цену, которая помогает предотвратить падение рыночной ниже приемлемого уровня. Продукция стоимостью ниже минимальной цены ЕС, закупается по цене рынка, а позже продается через тендерный механизм, когда условия торговли улучшатся. По сути это действия в рамках госрезерва.

Известен случай, когда власти вынуждены были прекратить такие интервенции. В 2018 г. Евросовет отказался от количественного ограничения для закупки сухого обезжиренного молока по фиксированной цене. Тогда на рынке молока была сложная ситуация, и запасы этого продукта в ЕС выросли до 400 тыс. т. Это привело к серьезному давлению на рынок и отрицательно сказалось на ценах на молочные продукты. Рыночные цены на сухое обезжиренное молоко в ЕС оставались в среднем примерно на 19% ниже уровня государственного вмешательства, в то время как цены на сливочное масло были на 117% выше уровня государственного вмешательства, тем самым увеличивая разрыв между ценами на жир и белок. Поэтому Совет ЕС принял решение отказаться от автоматического выкупа этого продукта.

Также правительства стран ЕС в период низких рыночных цен помогают частному бизнесу оплачивать хранение определенных товаров на определенный период. Сюда входят сахар, оливковое масло, говядина, свинина, баранина, масло, сыр и т. д.

Регулирование цен на продукцию распространено и на местном уровне. Например, громады могут вводить определенные ограничения надбавок для продукции в местных магазинах, а также требовать, чтобы большинство предлагаемых продуктов было от местных производителей. На государственном уровне такие меры принимались, чтобы торговые сети не "убивали" цены и самих производителей. В конце 2017 г. во Франции обсуждался закон, по которому продукты в супермаркетах не должны были иметь маржу меньше 10%. Торговые сети также должны были платить фермерам как минимум закупочную цену, а не сбивать стоимость на фоне переизбытка запасов. Также хотели ограничить скидки в магазинах, которые в некоторых случаях достигали 70%. Как видим, в Евросоюзе больше регулируют не максимальную надбавку, а минимальную планку.

Как работают продуктовые ваучеры

Европейцам знакомы и, казалось бы, весьма далекие от современности методы типа продуктовых карточек. В ЕС продуктовые ваучеры используют некоторые компании для своих сотрудников ради оптимизации налогов. Эти талоны, в отличие от прибавок к зарплате и премий, не облагаются социальными взносами или облагаются по низкой ставке. Отоварить талон можно в ресторанах, кафе и продмагах, которые участвуют в программе. Такие возможности существуют во Франции, Венгрии, Италии, Чехии, Румынии.

На уровне правительства подобные меры реализованы в Италии. Там использовали продуктовые ваучеры для поддержки самых бедных слоев населения. В начале пандемии в марте 2020 г. премьер-министр Италии Джузеппе Конти объявил, что в стране выдадут продуктовые карточки на общую сумму 400 млн евро. Получить их могли потерявшие работу и граждане с небольшим достатком. На фоне резкого снижения потребления это был весьма важный шаг, чтобы защитить продовольствие (и его производителя) от бессмысленной порчи.

Стоит отметить, что осенью 2018 г. правительство Литвы намеревалось ввести продуктовые талоны именно с целью поддержать местного производителя, малый и средний бизнес, и таким образом сдержать цены. Продовольственные талоны хотели ввести весной 2019 г. на продукты первой необходимости. Талоны должны были стать альтернативой возврату НДС (20%). Правительство планировало, что такие карточки будут продаваться в отделениях "Почты Литвы" по 8 евро, после чего в специальных магазинах их можно будет обменять на товары (от местных фермеров) на сумму в 10 евро. Потом продавцы должны были менять карточки на деньги, получая компенсацию из бюджета. Однако эта идея не была реализована. В Литве решили, что более эффективным ответом на рост цен будет работа на увеличение доходов граждан. К тому же купонная система требовала дополнительных бюджетных расходов и создавала бюрократическую нагрузку.

Рынок и мониторинг

Когда мы говорим о регулировании цен на продукты питания в Европе, важно учитывать, что все это происходит в условиях рынка.

"Никто не устанавливает граничных цен, да и Украина никогда этого не делала, — говорит Олег Пендзин. — Государственное регулирование в Украине заключалось в ограничении торговой надбавки и ограничении нормы рентабельности для производителя".

"У нас крупные корпорации диктуют цену, — считает Всеволод Степанюк. — Более того, даже налоговое давление на частников возрастает, чего не скажешь о корпорациях. Если в Европе стимулируют небольшие фермерские хозяйства для создания конкуренции, то у нас их, наоборот, пытаются ликвидировать".

По инициативе Еврокомиссии был создан Европейский инструмент мониторинга цен на продукты питания (European Food Prices Monitoring Tool). Основная цель этой инициативы — собрать воедино данные о динамике цен в различных звеньях цепочки поставок пищевых продуктов и сравнить их. Мониторингу подлежат цены на сельскохозяйственные товары, продукты пищевой промышленности и потребительские товары. Все это, по задумке авторов механизма, повышает прозрачность поставок, стимулирует конкуренцию и повышает устойчивость продукции к волатильности цен.

Мониторинг действует и в Украине. Он введен правительством в прошлом году из-за карантина. Данные о ценах на определенные товары поступают в Минэкономики. Если какой-то поставщик хочет сильно повысить цены, с ним проводятся переговоры, и, чтобы не иметь дело с Антимонопольным комитетом и Госпродпотребслужбой, тот идет на уступки.

В ЕС регулирование цен на продукты питания основывается на конкуренции, строгом антимонопольном законодательстве, приоритете местных товаров перед импортом. Отсутствие административного установления цен не создает риски образования дефицита товаров — производители в этом случае могли бы задерживать товар, ожидая отмены регулирования.

Возвращаясь к Украине, нам нужно увеличивать поддержку малых и средних фермерских хозяйств и наращивать их количество. По данным Госстата, их насчитывается 48,6 тыс., а в той же Польше — 1,3 млн. Ну и искать возможности для наращивания поддержки сельхозсектора государством — ее сегодняшний уровень в Украине не идет ни в какое сравнение с европейской. В госбюджете на 2022 г. финансовая поддержка сельхозпроизводителей составляет 4,4 млрд грн, а в Евросоюзе счет идет на миллиарды евро. Если разделить сумму господдержки в Украине на площадь пахотных земель в 33 млн га, то получится в среднем 133 грн/га, тогда как в Европе это 250-350 евро/га. Хотя у нас есть и целевая поддержка на гектар. Например, с 2021 г. на 5 тыс. грн/га (162 евро) начали субсидировать новосозданные фермерские хозяйства и тех, кто выращивает нишевые культуры (гречку, просо, овес, рожь). Для сравнения: в Польше субсидия по выращиванию зерновых и зернобобовых культур на 2021 г. составляет 149 евро/га, картофеля — 263 евро/га, сахарной свеклы — 336 евро/га, помидоров — 733 евро/га, клубники — 286 евро/га.

Кроме того, если правительство действительно хочет сдерживать цены, оно обязано рассмотреть возможности более гибкого налогообложения и интервенций на рынок. Словом, шире применять тот опыт, который используется в ЕС.

    Реклама на dsnews.ua