Мобильным операторам хотят снизить налоги. Почему не надо ждать уменьшения тарифов

Международные эксперты подсчитали, что налоговая нагрузка на операторов мобильной связи в Украине выше, чем в Европе, и предложили три варианта реформы. Власть обещает прислушаться. Но если налоги все-таки снизят, то кто выиграет — только операторы или их клиенты тоже?

От снижения налогового давления на операторов мобильной связи потребители получат разве что повышенное качество связи / УНИАН

Хуже, чем у соседей

GSMA, организация, представляющая интересы операторов мобильной связи по всему миру, и консалтинговая компания Ernst & Young подготовили отчет о состоянии налогообложения в сфере мобильной связи в Украине и предложили несколько вариантов снижения налогового бремени, что позволит ускорить процесс развития отрасли.

Отчет очень объемный и подробный, и в нем масса интересных цифр, иллюстрирующих, сколько платят налогов операторы мобильной связи, и какую налоговую нагрузку они несут по сравнению с операторами в Европе. Приведет некоторые из них.

Для начала — количественные данные о роли мобильной связи в украинской экономике. Эксперты подсчитали, что по состоянию на 2018 г. доход рынка мобильных технологий в Украине оценивался в $1445 млн (1,1% ВВП), а общая сумма налогового взноса отрасли составила в $503 млн (1,1% от общих налоговых поступлений).

При этом операторы мобильной связи в Украине по состоянию на 2020 г. платят шесть видов разных налогов и сборов: налог на прибыль (18%), налоги на занятость (НДФЛ, ЕСВ, военный сбор), пошлины при импорте сетевого оборудования (0-10%), государственные сборы (плата за радиочастотный мониторинг, сбор за номера, технадзор за сетью, разрешения), платежи за радиочастотный ресурс, другие обязательные (налоги на недвижимость и на землю, гербовый сбор, сбор за парковку) и лицензионные платежи.

А теперь — сравнение. Аналитики указывают, что сегодняшняя налоговая нагрузка на операторов мобильной связи в Украине составляет 35% от общих доходов рынка, что значительно превышает аналогичный показатель в Европе (21% от доходов рынка). При этом операторы уплачивают две трети (68%) от общей налоговой нагрузки, а на потребителей мобильной связи приходятся остальные 32% (хотя нужно помнить, что в конечном счете все затраты все равно перекладываются на клиента через более высокий тариф).

Эксперты подсчитали, что объем налогового давления на операторов мобильной связи в Украине (24% от общего рыночного оборота) выше, чем средний показатель в Европе (9%). В основном это связано с налогом на прибыль предприятий и платой за радиочастотный ресурс, которые вместе составляют 36% от общей суммы налогов, уплаченных отраслью.

"Только плата за пользование радиочастотным ресурсом составляет 18% от общей налоговой нагрузки. Это в 6 раз выше среднего показателя стран Европы. Платежи за частотный ресурс не должны быть чрезмерными, поскольку эти налоги могут влиять на конкуренцию и повышать цены. Кроме того, в Украине осуществляется индексация рентной платы за радиочастотный ресурс на уровень инфляции, что может привести к внезапному и неожиданному увеличению платежей операторов", — говорится в отчете.

При этом аналитики отметили и чисто украинскую специфику налогообложения мобильщиков — у нас операторы также оплачивают сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуг связи, и он занимает более 17% от суммы налогов отрасли. Этот показатель значительно выше, чем аналогичный с продажи новых автомобилей (3-5%) или недвижимости (1%).

В общем, выводы в отчете весьма неутешительные: налогообложение сферы мобильной связи в Украине очень высокое, препятствует приходу инвестиций, и потому требует реформирования.

Три варианта реформы

Эксперты предложили три сценария налоговой реформы в области мобильной связи, и подсчитали, какой эффект даст каждый из них.

Первый – отмена индексации на уровень инфляции платы за пользование радиочастотным ресурсом и отмена платы за радиочастотный мониторинг. Эксперты подсчитали, что к 2025 г. этот шаг не снизит, а наоборот, увеличит налоговые поступления на $134 млн за счет расширения сектора услуг и роста экономики в целом. Рынку мобильной связи этот сценарий даст $35 млн дополнительных доходов, а также 3,3 млн новых подключений абонентов. Впрочем, это при прочих равных. Государству не нужно без оглядки следовать таким рекомендациям — надо понимать, что в случае галопирующей инфляции (что для Украины не редкость), неиндексированные ставки налогов сильно просядут, а с ними и платежи даже с расширенной базы.

Второй вариант налоговой реформы — снижение платы за пользование радиочастотным ресурсом на 50% во время развертывания сети 4G. Этот сценарий к тому же 2025 г. увеличит налоговые поступления на $180 млн, мобильному рынку даст $36 млн дополнительных доходов и 3 млн новых абонентов.

И третий сценарий — внедрение налогового кредита по НДС на экспорт услуг мобильной связи, который увеличит налоговые поступления на $34 млн, доходы отрасли увеличит на $7 млн и приведет к операторам 0,5 млн новых абонентов.

Министерство цифровой трансформации заявило, что поддерживает "прозрачность налогообложения рынка телекоммуникаций", признает необходимость оптимизации налогообложения отрасли, и даже сообщило о шагах, которые предпринимаются для улучшения положения в отрасли. В частности, в министерстве отметили, что в Верховной Раде уже лежит законопроект №2041, который как раз предполагает третий сценарий налоговой реформы.

Однако, как указано выше, этот сценарий предусматривает самый маленький эффект среди трех указанных экспертами. Будут ли реализованы первые два, на сегодня остается непонятным — министерство по этому поводу ничего не заявляло. Вполне возможно, что эти сценарии так и останутся на бумаге, и вот почему.

От мобильной связи хотят только денег

По мнению консультанта Романа Химича, в действиях государственных органов проявляется отсутствие какой-либо стратегии в части развития мобильной связи, что предполагает адекватную налоговую нагрузку.

"Традиционно в Украине и Кабмин, и НКРСИ (Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информации, — "ДС") главным своим приоритетом при регулировании рынка мобильной связи видят максимизацию изъятий в бюджет. И это при том, что отраслевая нормативная база, которой регулируется деятельность НКРСИ, вообще не упоминает пополнение бюджета как задачу регулятора. Это вопрос фактического, а не декларативного содержания государственной политики. К сожалению, в случае операторов мобильной связи государство по-настоящему интересуют только деньги", — сказал он.

Роман Химич привел пример сбора в Пенсионный фонд Украины, который прямо дискриминирует отрасль мобильной связи.

Обоснования этого налога, которыми оправдывалось его появление двадцать с лишним лет назад, давно потеряли связь с реальностью, однако никто не собирается его отменять. "Это чистой воды отъем денег под предлогом "вы всегда платили, поэтому платите и дальше", — сказал он.

При этом, указывает Роман Химич, этот сбор платят всего несколько компаний-операторов мобильной связи. А несколько сотен больших и малых фирм, которые предоставляют услуги на базе фиксированных сетей, не то что не отчисляют пенсионный сбор, но всячески уклоняются от уплаты налогов, оформляя сотрудников как физлиц-предпринимателей (укр. — ФОП). Речь идет в первую очередь о компаниях, предоставляющих услуги доступа в интернет бытовым потребителям по всей Украине. "По сравнению с рынком фиксированной связи, мобильщиков прямо и открыто дискриминируют, и это при том, что они работают "в белую" насколько это вообще возможно", — сказал эксперт.

Также, по его словам, наблюдается дискриминация и при взимании платы за использование частот: крупные мобильные операторы платят за использование частот не то что в разы, а в сотни раз больше, чем карликовые фирмочки, которые получили частоты при непонятных обстоятельствах и фактически не ведут хозяйственную деятельность.

Так что с тарифами?

По словам Романа Химича, украинский рынок мобильной связи очень бедный — с одного квадратного километра территории мобильные операторы получают в 5 раз меньше выручки, чем их коллеги в Польше. Не случайно в последние годы стали наблюдаться проблемы с качеством мобильной связи в Украине. "Сложно ожидать, что, имея намного меньше ресурсов и масштабные обязательства в части развития сетей, можно сделать то же, что и у соседей. Компромиссы неизбежны. Естественно, при этом страдает качество услуг", — сказал он.

В такой ситуации говорить о снижении тарифов для потребителей не приходится, отметил Роман Химич.

Итак, потребители выгоду от снижения налогового давления на операторов мобильной связи если и получат — то не деньгами. В лучшем случае это будет более высокое качество связи. В частности, эксперты в отчете GSMA отмечают, что высвободившиеся средства операторы будут реинвестировать в первую очередь на улучшение пропускной способности существующей сети, а также на расширение покрытия. Эксперты в этом прогнозе исходят из того, что в Украине услуги мобильной 2G и 3G связи охватывают почти все население (100% и 90% соответственно), а охват 4G уже достиг 77%. Впрочем, как оно будет на самом деле, сказать сложно: может получится и так, что операторы просто увеличат свою маржу — ведь сравнительная выручка отечественных игроков рынка значительно ниже, чем у европейских.