"Налог на Google". Действительно ли подорожает интернет

Доходы от товаров и услуг, продаваемых международными IT-компаниями на территории Украины ее гражданам, будут облагаться 20% НДС. На 99% рядовых пользователей это никак не повлияет, но мифов вокруг этого налога почему-то очень много

Depositphotos

17 февраля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4184 с очень длинным названием, который касается обложения налогом иностранных интернет-компаний, предоставляющих электронные услуг физическим лицам в Украине. Этот документ был подан в Раду еще 2 октября 2020-го по инициативе главы комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, нардепа от "Слуги народа" Даниила Гетманцева.

Законопроект касается компаний-нерезидентов, то есть тех, которые предоставляют электронные услуги физлицам на территории Украины, но не имеют постоянного представительства в стране.

"В прошлой жизни" это был законопроект №2634 (поданный в декабре 2019-го, тогда же и "похороненный"), который предлагал ввести налог на добавленную стоимость в размере 20% на электронные услуги, предоставляемые физическим лицам компаниями-нерезидентами Украины, такими как Google, Facebook или Netflix.

И тогда, и сейчас разработчики документа предлагали дополнить Налоговый кодекс нормами, определяющими порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, поставляемых нерезидентами физическим лицам в Украине. В пояснительной записке сказано, что деятельность компаний-нерезидентов, предоставляющих цифровые услуги, сейчас не облагается налогами, что приводит к потерям госбюджета и создает неконкурентную среду для компаний-резидентов, которые такой налог платят.

Сейчас НДС платят только те компании, которые зарегистрированы на территории Украины. Поэтому, когда наши граждане покупают в онлайн-магазинах AppStore, iTunes и Google Play приложения, музыку и фильмы, эти платежи не облагаются налогами в Украине. Ведь покупки совершаются напрямую у иностранных компаний. Например, пользователи сервиса Google Play платят ирландской Google Ireland Limited, пользователи Apple — люксембургской iTunes SARL. Это значит, что налоговые платежи с оказанных услуг компании платят в этих юрисдикциях, а украинский бюджет от этого ничего не получает.

Кто и сколько будет платить?

После того как законопроект станет законом, цифровые товары и услуги иностранных компаний начнут облагаться НДС в размере 20%. В документе также предусмотрена возможность зарегистрироваться в электронном кабинете и уплачивать налог в валюте, чтобы упростить механизм для нерезидентов Украины.

Законопроект поддерживает и Министерство цифровой трансформации. По словам Даниила Гетманцева, представители крупных корпораций, с которыми он встречался, отметили, что процедура взимания НДС с иностранных интернет-компаний действует в 20 юрисдикциях. И сами IT-гиганты готовы платить НДС в Украине, если им будет предоставлена такая возможность.

Главный же аргумент авторов законопроекта №4184 — он устанавливает справедливость и равные условия для украинского IT-бизнеса и зарубежного. Сам глава парламентского комитета прокомментировал это так: "Никаких новых налогов! В нашем налоговом кодексе четко прописано, что все, кто поставляет услуги на территории Украины, должны платить налог. Почему тогда даже маленькая украинская компания облагается налогом за предоставление услуг в Украине, а крупные транснациональные компании международного уровня вроде Facebook, Netflix, Tik Tok, Instagram, Linkedin, YouТube, Viber — нет? Почему мы должны льготировать иностранцев и таким образом обворовывать наш государственный бюджет? Есть клиенты в определенной стране — платите этой стране налоги!"

Что именно обложат налогом?

Имеется вполне конкретный перечень:

  • поставка изображений или текстов, в том числе фотографий, электронных книг и журналов;
  • поставка аудиовизуальных произведений, видео по запросу, игр, азартных игр, включая поставки услуг по участию в них;
  • предоставление доступа к информационным, коммерческим, образовательным и развлекательным электронным ресурсам и другим подобным ресурсам;
  • предоставление в пользование облачных технологий для размещения данных;
  • поставка (передача прав на использование) программного обеспечения и обновлений к нему, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования;
  • предоставление рекламных услуг в интернете, мобильных приложениях и других электронных ресурсах.

Что касается рекламных услуг, то они обычно оказываются через украинские юридические лица (которые в свою очередь закупают рекламные услуги у интернет-гигантов), и их налогообложение регулируется совсем другими нормами. Достаточно редко рядовой гражданин Украины покупает рекламу напрямую у Google или Linkedin — но если он это делает, тогда Google или Linkedin будут вынуждены заплатить с этой сделки 20% налога. Ну или, например, вы платите сервису Dropbox за дополнительные 25 гигабайт памяти в облачном хранилище данных — вот с этих ваших денег американская компания Dropbox должна будет заплатить 20% НДС в бюджет Украины.

Сколько гривень в год может приносить бюджету такое налогообложение?

В сопровождающих законопроект документах, включая пояснительную записку, никаких цифр не указано. Сам Даниил Гетманцев еще в октябре 2020-го, комментируя направление законопроекта в Раду, упоминал цифру в 3 млрд грн, недополучаемых бюджетом каждый год только от рекламных услуг в интернете.

Получается, украинцы — именно как физлица — заказывают у международных интернет-гигантов напрямую, без посредников, ежегодно рекламы на 15 млрд грн (на $539 млн по текущему курсу). Но рекламу в интернете покупает достаточно узкая группа потребителей, и тем более немногие по этому вопросу контактируют с тем же Google — работать через местные агентства куда удобнее.

Скорее, такую сумму формируют украинские геймеры, которые покупают доступ к компьютерным игровым площадкам, а также разные предметы и статусы внутри компьютерных игр за реальные деньги.

В каких странах действуют аналогичные налоги?

"Налог на Google" в разных формах уже действует во многих странах ЕС, в ряде других стран мира. Их количество быстро возрастает: два года назад страны G20 договорились о создании правил для устранения лазеек, которые используют мировые технологические гиганты Facebook, Google и Amazon, чтобы избегать налоговых выплат.

В пояснительной записке к законопроекту №4184 его авторы приводят пример РФ, где с 2017 г. нерезиденты обязаны уплачивать НДС при продаже электронных услуг. Речь идет об IT-гигантах — Apple, Google, Microsoft, Netflix, Wargaming Group, Bloomberg, Alibaba, Booking.com.

Есть еще белорусский опыт: там иностранные компании с 1 января 2018 г. платят НДС 20% при оказании услуг потребителям-физлицам, налог уплачивается раз в квартал. Сборы за первый год вышли скромные — в пересчете около 175 млн грн, за второй — примерно столько же. При этом иностранные компании, которые оказывают цифровые услуги физлицам на территории Беларуси, должны зарегистрироваться в белорусских налоговых органах и уплачивать НДС. Первыми это сделали, несмотря на малый объем белорусского рынка, Netflix, Google, Airbnb и другие гиганты. По словам местных налоговых юристов, международные компании обращались к ним за разъяснениями о том, попадают они или нет под налог, то есть сами хотели соблюдать законодательство.

Компаниям необязательно открывать в Беларуси свои представительства и вообще как-то присутствовать: все можно делать удаленно, достаточно стать на учет в налоговом ведомстве страны. Налоговая присылает логин и пароль от личного кабинета, через который будет вестись вся работа. Но упущен вопрос учета проданных услуг и контента: налоговики признают, что им приходится полагаться на добросовестность интернет-компаний.

Может ли из-за введения этого налога подорожать пользование интернетом?

Сам по себе доступ в Сеть не подорожает — мы платим провайдеру за услугу доступа, "за электроны, бегающие по проводам в определенном порядке". А вот далее уже все зависит от того, что именно мы используем.

Кто-то покупает доступ к фильмам на Netflix или возможность хранить свои подкасты на Soundcloud — что одно, что другое стоит около $11 в месяц. А кто-то профессионально торгует ценными бумагами на американских биржах — и он покупает доступ к биржевому терминалу Bloomberg за $5 тыс. в месяц.

Впрочем, облагаться налогом будут международные компании, которые поставляют свои услуги в Украине. При этом, как особо упоминают "Слуги народа", для украинских пользователей этих услуг никаких налогов не вводится. Правда, "слуги" умалчивают, что зарубежные IT-компании вполне могут переложить налог на плечи украинских потребителей. То есть если некая услуга заказывается с территории Украины (это определяется по IP-адресу), то для нашего потребителя она просто станет немного дороже.

Вообще, здесь есть несколько сценариев. Например, мы покупаем право слушать музыкальный альбом у сервиса Spotify. Эта компания может вложить стоимость налога в цену товара — альбом подорожает для нас на 20%. Либо компания может уменьшить свою маржу, не меняя цену товара. Наконец, бремя расходов может быть возложено на правообладателя — доход музыкального лейбла или артиста от продажи альбома станет меньше.

Правда, практика показывает, что иностранные IT-компании предпочитают перекладывать налоговое бремя на плечи граждан той страны, которая ввела новые налоговые правила. Но 99% украинцев используют исключительно бесплатные интернет-сервисы. От электронной почты Gmail и до пиратских видеосайтов. Соответственно, они не почувствуют никакого удорожания пользования интернетом. Из оставшегося 1% большинство тоже платит не сильно много. Например, обозреватель "ДС" платит те самые $11 в месяц за хранение своих подкастов на Soundcloud. Так что введение НДС принципиально ничего не поменяет.

Придется ли украинцам платить больший налог с денег, получаемых "из интернета"?

Многие граждане Украины не платят зарубежным интернет-сервисам, а наоборот, получают от них деньги. Кто-то продает свои фотографии на Shaterstock или услуги копирайтера на биржах фриланса, а кто-то — популярный блогер и получает деньги за то, что его ролики крутятся на YouTube.

Такие люди часто пугаются, когда слышат про налог с интернет-компаний — они думают, что деньги будут брать с них — скажем, если они сами размещают там ролики и получают деньги за рекламу. Но это не так: законопроект затрагивает только сами онлайн-сервисы. А наш гражданин, получающий доход от своих видео на том же YouTube, должен будет только заплатить налог на доходы физлиц, впрочем, как и сейчас.

Правда ли, что мировые интернет-гиганты откажутся обслуживать украинцев?

Теоретически такая возможность существует. Прямо сейчас подобное происходит в Австралии: там Facebook удалил все новости, поступавшие в соцсеть со страниц австралийских СМИ. Теперь Facebook ограничивает издателей и жителей континента от возможности распространять или смотреть местный или международный новостной контент. По новым правилам австралийские пользователи потеряли возможность просматривать международные и местные новости, публиковать ссылки на новостные сообщения, делиться чужими записями, в которых есть новости. А пользователи Facebook по всему миру не могут делиться информацией австралийских изданий.

Более того, на слушаниях в австралийском сенате региональный директор Google Мел Сильва заявила, что в новых условиях компания не сможет работать на территории страны и отключит свой интернет-поиск в Австралии.

Причина таких действий сразу двух интернет-гигантов — предложенный Австралией новый "Закон о сделках со СМИ". Если его примут, технологическим гигантам, таким как Facebook и Google, придется платить за контент, публикуемый из новостных агентств и СМИ. Руководства платформ, в свою очередь, заявили, что предлагаемый закон "в корне неправильно понимает отношения между нашей платформой и издателями".

Конечно, "австралийский прецедент" и принимаемый в Украине закон — далеко не одно и то же. И действительно, законы о налогообложении иностранных интернет-компаний действуют очень во многих странах. Но столь же верно и то, что IT-гиганты очень нервно реагируют на попытки национальных правительств ограничить их доходы.

Сами же интернет-корпорации достигли такого экономического, социального и политического могущества, что способны "заткнуть за пояс" очень многие страны мира. Что вызывает тревогу уже и в США.

Впрочем, скорее всего все закончится хорошо. Доходы, получаемые Google или Netflix на территории Украины, явно не столь велики, чтобы идти на конфликт с властями, уходить из нашей страны и тем самым лишаться статуса "мировых гигантов". Проще переложить этот налог на тех немногих чудаков, которые, живя в Украине, честно платят за контент.