Неудачная репетиция. Почему Гончаруку лучше написать новый бюджет

В поданном Кабмином проекте госбюджета на 2020 г. нет ответов, как власть собирается де-факто проводить обещанные реформы
Фото: flickr.com/NBU

Вопреки ожиданиям

Романтические ожидания по поводу бюджета-2020 базировались на реформаторской риторике, которая звучала на многочисленных форумах и конференциях со стороны новых чиновников. Можно было ожидать, что бюджет будет сверстан с совершенно иными акцентами, чем прошлый. Остановимся на некоторых тезисах новой власти, которые способствовали таким ожиданиям.

Тезис первый - страна-смартфон: необходимо существенное вливание средств на цифровизацию экономики и соответствующее информационное сопровождение реформы.

Тезис второй - социальное счастье: тут было бы неплохо добавить денег самым незащищенным слоям населения.

Тезис третий - экономия энергоресурсов и защита окружающей среды: предполагает рост затрат государства на соответствующие проекты.

Тезис четвертый - инновации и развитие науки. Тут все очевидно: гранты, спецфонды.

Тезис пятый - большая приватизация. Повышенные ожидания населения и бизнеса должны были сделать из нашей страны центр инвестиционного паломничества, а поступления от продажи объектов госсобственности - выступить в качестве источников для финансирования смартфонной страны.

И наконец, главный тезис - обещание роста экономики на 40% в ближайшие пять лет и, в частности, прогноз роста ВВП уже в следующем году на 5%. Это важно, так как одно дело говорить о росте на встрече с журналистами, и совсем другое - отразить эти обещания в четких и сухих бюджетных показателях. Именно с помощью бюджета власть могла ответить за слова, и никак иначе.

Бюджет кредиторов

Но на выходе мы получили бюджет, очень похожий на нынешний. В первую очередь он стал приятным подарком для внешних кредиторов.

Общие доходы госбюджета определены на уровне 1,08 трлн грн, в том числе общий фонд - 0,96 трлн. Расходы - 1,17 трлн грн.

Ниже в таблице собраны ключевые макропоказатели проекта (по двум базовым моделям) в сравнении с нынешним и предыдущим годами.

Показатель
2018
2019
2020-1
2020-2

  Номинальный ВВП, млрд грн

3559

4015

4552

4579

  Рост ВВП (%)

 3,3

3

3,3

3,6

  ИПЦ (в среднем по году), %

10,9

8,5

7,2

7,4

  Промышленная инфляция

14,2

8,7

8,4

9,2

  Номинальная средняя з/п, брутто, грн

8865

10 329

12043

12540

  Уровень безработицы по методологии   МОТ, %

8,8

8,6

8,1

8,6

  Сальдо торгового баланса, $ млн

-11287

-11985

-13781

-13955

  Экспорт товаров и услуг, $ млн

59117

63424

68171

68168

  Рост экспорта, %

9,7

7,3

7,6

7,6

  Импорт товаров и услуг, $ млн

70404

75409

81952

82123

  Рост импорта, %

12,6

7,1

8

80,2

В сравнении с 2018 г. ВВП в 2019-м вырастет с 3,5 до 4 трлн грн, что позволяет прогнозировать динамику роста экономики по двум базовым моделям, которые мало отличаются между собой и предполагают достижение ВВП в следующем году значения 4,55 или 4,58 трлн грн.

В показателях роста нас ждет первый сюрприз и развенчание главного тезиса. Никакого 5%-ного увеличения ВВП в следующем году не ожидается. Вместо этого рост экономики составит 3,3% по первому сценарию и 3,6% - по второму. Первое ведро с холодной водой опрокинуто на горячие головы апологетов вау-экономики.

Второе ведро тоже не заставило себя долго ждать: бюджетный прогноз Минфина грубо потоптался на инфляционном таргете Нацбанка, который ожидает выход инфляции в ближайшие годы на уровень целевого показателя в 5%. Индекс потребительских цен (январь-декабрь текущего года к январю-декабрю прошлого), то есть среднегодовой ИПЦ в этом году составит 8,7%, а в следующем - 7,2%. Правда, можно сымитировать инфляционное снижение за счет перехода к другому показателю - ИПЦ декабрь к декабрю, который зачастую ниже среднегодового инфляционного индекса, но это будет уже больше походить на передергивание карт в процессе игры.

Промышленная инфляция должна снизиться до 8,4%. С точки зрения динамичного роста сырьевой, открытой экономики - это не совсем позитивный индикатор, который свидетельствует о том, что сырьевые цены в следующем году будут находиться в вялом тонусе, либо высокая ценовая динамика будет гаситься ревальвацией гривни, что также отрицательно повлияет на экспортеров сырья. С такой низкой промышленной инфляцией экономика сможет быстро развиваться лишь при активации скрытого потенциала третичного сектора, который не зависит от сырьевой ценовой динамики, а также с помощью выпуска товаров с высоким уровнем добавленной стоимости в промышленном сегменте. А для этого уже сейчас необходимо проводить структурные реформы и менять экономический профиль страны. Но этого пока нет в планах нынешней власти.

Во внешней торговле будет расширение отрицательного торгового сальдо. Импорт в 2020 г. должен вырасти на 8% - до $81-82 млрд, в то время как экспорт - до $68 млрд, или на 7,6%. И разрыв возрастет с нынешних $11-12 млрд до почти $14 млрд.

Источником покрытия торгового дефицита может стать либо приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), либо международные трансферты трудовых мигрантов. Или традиционные для нас кредиты. То есть придется рефинансировать старые долги, простыми словами - для погашения текущей задолженности брать новые займы. Как при этом достичь обещанного уменьшения доли долга в ВВП до 46,7%, остается загадкой, тем более что в бюджет закладывается амбициозная задача выйти на дефицит в размере 2,09%.

Тут можно вспомнить один из известных маастрихтских критериев, который определял максимально допустимый для участников еврозоны индикатор доли долга в ВВП на уровне 60%. Как известно, рассчитан он был исходя их двух базовых показателей: 3% (максимальный дефицит бюджета) и 5% (темпы роста ВВП). В случае если в бюджетный прогноз закладывается темп роста ВВП на уровне 3,3%, максимально допустимый дефицит бюджета при условии стабильности курса должен оставить 1,98%, то есть нужно либо сокращать заявленный дефицит, либо надеяться на укрепление гривни, которое снизит индикатор автоматически. Но ожидать, что и в следующем году уровень долговой нагрузки сократится лишь под влиянием благоприятных курсовых факторов на фоне замещения старого долга новым, не вполне разумно.

Темпы роста экспорта и импорта хоть и выглядят более-менее консервативно, но это явно не те показатели, которые могут обеспечить рост экономики на 5% в год. Ведь в таком случае и экспорт, и импорт должны расти более чем на 10%.

Итак, учитывая риски газового блэкаута со стороны РФ, отрицательное торговое сальдо (товары и услуги) придется закрывать кредитами и трансфертами трудовых мигрантов.

Реальные акценты на фоне нереальных обещаний

А теперь перейдем к бюджетным акцентам. Более 45% доходной части придется направить на выплату долгов в размере 438 млрд грн. Единственный выход - привлечь примерно 380 млрд грн новых долгов, то есть чистое финансирование задолженности государства составит примерно 60 млрд грн, что еще раз доказывает высказанный выше тезис о замещении старого долга новым. Как в таком случае произойдет кардинальное снижение долговой нагрузки - вопрос риторический. По сути, мы ничего реально не погашаем, а лишь смещаем точки выплат на будущие периоды. На втором месте оборонный комплекс - 245 млрд грн, далее - целевой трансфер на покрытие дефицита ПФУ в размере 172,6 млрд грн. Пенсионная дыра разрастается. Здравоохранение - 108 млрд грн, образование - 136,4 млрд грн, затраты на инфраструктуру повышены до 74,4 млрд грн. На выплату субсидий заложено 47,6 млрд грн, и это на 8 млрд грн меньше, чем в нынешнем году. В парламенте уже зарегистрирован законопроект о верификации доходов получателей субсидий, который предусматривает одностороннее раскрытие персональных данных граждан.

Нетрудно заметить, что расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга в разы превышают наиболее значимые статьи госбюджета (оборона, медицина, образование). И это очередная порция холодного душа: перед нами бюджет, составленный в интересах внешних кредиторов, полностью учитывающий их финансовые цели в отношении Украины. По сути - это даже не бюджет, а станок для генерирования денежных потоков, которые будут направлены на удовлетворение их требований. Все остальные затраты сверстаны по остаточному принципу.

А теперь наиболее значимый каминг-аут: на науку планируют выделить 10,1 млрд грн, в том числе на развитие университетской науки - 842 млн. В пересчете на доллары это научный бюджет средней мировой фармацевтической компании. Между тем даже белорусы с россиянами давно перешли к плановому выводу расходов на науку и инновации на уровень 1,5-2,5% ВВП. Кстати, 2,5% - это общепринятый европейский стандарт.

На культуру и информатизацию заложено 8,6 млрд грн - страна-смартфон, видимо, подождет. На энергонезависимость - порядка 2 млрд грн. Что значимого можно профинансировать за эти деньги - загадка.

Что касается социальной инклюзии ВВП. Минимальная пенсия вырастет до 1769 грн. Правда, случится это лишь к декабрю следующего года. Зато максимальная пенсия увеличится с 16,38 до 17,69 тыс. грн (прокуроры и судьи будут благодарны).

Не прольется дождь финансовой инклюзии и на более широкие слои населения. Минимальная зарплата будет повышена до 4723 грн, или на 550 грн. Кстати, из проекта бюджета исчезли запланированные доплаты учителям.

Поступления от приватизации должны составить 5 млрд грн. То есть будут продавать или не все, или очень дешево. Скорее всего - речь о втором варианте. В любом случае тотальной распродажи госсобственности не будет: на марше новые схемы в виде создания мегахолдинга по управлению государственными активами. Судя по всему, инвесторам такую корову не продадут и будут доить сами.

Что касается обменного курса гривни к доллару, то он заложен в размере 28,2 грн/$. Но не стоит переоценивать данный индикатор - курс при расчете бюджетных показателей является искусственным значением и используется для ручного "натягивания" плановых бюджетных поступлений до нужной величины, обеспечивающей главный структурный маяк - дефицит бюджета в пределах 2-2,5%. Дело в том, что бюджетообразующий налог у нас - это импортный НДС и таможенные пошлины, которые зависят от курса гривни. Стало быть, занижая прогнозный показатель курса национальной валюты, можно вполне законно увеличивать плановые поступления в доходную часть бюджета на миллиарды гривень.

Только репетиция?

Презентуя проект бюджета-2020, премьер Алексей Гончарук подчеркнул, что он сверстан  на макропоказателях, которые были утверждены еще весной, то есть предыдущим правительством. Очевидно, спешка понадобилась для того, чтобы не нарушать расписание бюджетного процесса, зафиксированное в Бюджетном кодексе: согласно документу правительство подает в парламент проект бюджета до 15 сентября. "Через две недели мы подадим в парламент программу действий правительства, поделимся своими мыслями о том, как мы видим инструменты экономического роста. При необходимости Минэкономики пересмотрит макропоказатели, и мы сделаем соответствующие изменения", - также сообщил Гончарук. То есть нельзя исключать и такой вариант, что после утверждения программы правительства проект бюджета-2020 претерпит значительные изменения.