На лазурном побережье. Как "Азовмаш" прячет деньги от кредиторов
Ранее "ДС" уже писала о том, как в результате реструктуризации и серии управляемых банкротств машиностроительный холдинг "Азовмаш", который контролируется Светланой Савчук (вдовой экс-нардепа Александра Савчука) и экс-народным депутатом Юрием Иванющенко, пытается уйти от погашения долгов своим кредиторам. Пока банкротства предприятий холдинга, в частности ПАО "Азовобщемаш" и ЧАО "Торговый дом Азовобщемаш", всячески затягиваются в судах, в том числе с помощью запросов народных депутатов от БПП, благодаря которым "тормозится" рассмотрение дел. Интересы "Азовмаша" в судах представляет юридическая компания "FCLex", контроль над которой СМИ приписывают народному депутату от БПП, члену парламентского комитета по вопросам верховенства права и правосудия Александру Грановскому.
Недавно стали известны подробности того, как владельцы холдинга с помощью новосозданных фирм выводят деньги, заработанные за счет экспортных поставок "старой" группы "Азовмаш", обремененной долгами.
Одна из таких фирм-торговцев — ООО "Торговый дом Азовмашэкспорт" — была создана в январе 2015 года. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, ее учредителями выступает кипрская компания Stockwave Investments Limited, компания Mariupol Investments Limited, собственниками существенного участия являются компании Arakel Consultants Limited и Arakel Services Limited, а конечным бенефициарным собственником Светлана Савчук. "ТД Азовмашэкспорт" не занимается производством: согласно реестру, основными видами деятельности компании являются посредничество в торговле товарами и оптовая торговля машинами и оборудованием.
Еще одна компания-торговец — ООО "Азовская машиностроительная компания" — была зарегистрирована в апреле 2015 года. Ее учредители — ООО "Азовмаш групп" (зарегистрирована в Киеве, пер. Музейный, 10) и Kaizen holding OU (зарегистрирована в Таллине, Эстония). Конечным бенефициарным собственником ООО "Азовская машиностроительная компания" также является госпожа Светлана Савчук.
Схема вывода средств состоит в следующем. Банкрот и должник холдинг "Азовмаш" продолжает выпускать продукцию на своих производственных площадках и продает ее в Россию. Однако продает ее уже не напрямую — ведь холдинг обременен долгами и вырученные от деятельности средства должен направлять на погашение обязательств перед кредиторами. Поэтому для продажи продукции привлекаются "ТД Азовмашэкспорт" и ООО "Азовская машиностроительная компания", которые и получают деньги за отгруженную продукцию. Интересно также отметить, что сотрудникам "Азовмаш" не платят зарплату, несмотря на загрузку производства и постоянные заказы на экспорт.
В распоряжение "ДС" попали несколько грузо-таможенных деклараций за 2015-2016 гг., по которым экспортировалась продукция должника "Азовмаш". Например, в одной из них указано, что в апреле прошлого года в адрес "Завода синтетического спирта", расположенного в Оренбургской области России, было отправлено 6 цистерн для перевозки спирта. В графе "отправитель" указано ПАО "Азовзагальмаш", которое является производителем этих цистерн. Однако в графе №9 указано ООО "ТД Азовмашэкспорт". Согласно таможенным правилам, в этой графе "...указываются ведомости о резиденте, который заключил внешнеэкономический договор (контракт)". Таким образом, на экспорт ушла продукция, произведенная на ПАО "Азовзагальмаш", но деньги за нее на счет получило ООО "ТД Азовмашэкспорт".
Согласно еще одной грузо-таможенной декларации, в апреле 2015 года российская компания "Лесстройторг" (Белгородская область) получила 13 вагонов-цистерн для перевозки хлора производства того же ПАО "Азовзагальмаш". Компанией, которая заключила контракт, снова указано ООО "ТД Азовмашэкспорт".
Еще в пяти грузо-таможенных декларациях зафиксирована отправка в мае, июне и в октябре 2016 года в Россию для ООО "Белгородская Соляная Компания" (г. Белгород) частей конвертера. Во всех случаях производителем оборудования было указано ПАО "Азовзагальмаш". Однако компанией, которая заключила контракт и получила деньги за товар, указано ООО "Азовская машиностроительная компания".
При этом новосозданные торговые компании активно используют схему открытия-закрытия счетов в банках под определенные группы экспортных поставок. Например, ООО "ТД Азовмашэкспорт" в апреле прошлого года производило расчет с использованием счетов, которые были открыты в феврале, а закрыты уже в июне прошлого года, после осуществления поставки и расчета получателя за нее. Также ООО "Азовская машиностроительная компания" в июне этого года открыло счет, в том же месяце экспортировала продукцию, а уже в сентябре закрыла его. По другой поставке, уже в октябре этого года, ООО "Азовская машиностроительная компания" использовала счет, открытый в конце сентября. Так, конечно, надежнее для собственников: поставка сделана, деньги получены, переведены, а счет тут же закрыт.
В результате такой схемы деньги за произведенную на мощностях "Азовзагальмаша" продукцию получают совершенно другие компании, но имеющие, правда, общих владельцев. При этом формально между производителем-должником и новосозданной для вывода средств компанией взаиморасчеты могут проводиться по искусственно надуманным схемам, например, зачет взаимных требований или оплата фиктивных услуг, или же не производиться вовсе.
Привлекательность этой схемы для владельцев холдинга в том, что "ТД Азовмашэкспорт" и ООО "Азовская машиностроительная компания" не обременены кредиторскими обязательствами на миллионы долларов. Поэтому собственники бизнеса могут размещать заказы на предприятиях, которые обременены долгами, а с помощью "торговых" компаний деньги от продажи готовой продукции концентрировать и выводить. В то же время общий долг группы компаний перед кредиторами уже достиг 20 млрд гривен. И, похоже, собственники машиностроительного холдинга, проживающие на лазурном побережье в роскошном Монако, не собираются рассчитываться ни с кредиторами, ни с персоналом.