На что способна Гонтарева
НБУ не в силах остановить кризис на банковском рынке, где уже назревает волна новых банкротств. К сентябрю ведомство должно завершить стресс-тестирование 35 крупнейших финучреждений, определив масштаб их проблем и объемы необходимой докапитализации. "Это 80% нашей банковской системы...Программа МВФ оговаривает необходимость рекапитализации украинских банков на 15 млрд грн. Но, возможно, понадобится больше средств - в зависимости от результатов тестирования", - отметила недавно глава НБУ Виктория Гонтарева.
Сами финансисты считают, что для этого потребуется в три-пять раз больше - от 45 до 80 млрд грн. По мере углубления рецессии в экономике ситуация будет только ухудшаться. Госбюджет-2014 предполагал падение ВВП по итогам года на 3%. Однако в Минэкономразвития недавно заявили, что эта оценка может быть ухудшена до 6-7%. Это означает дальнейшее снижение платежеспособности заемщиков, рост доли "плохих" кредитов в портфелях банков, а значит, и их убытков.
В такой ситуации отчасти виноват сам НБУ. "Последние годы регулятор занимался не спасением экономики через стимулирование ее кредитования, а поддержкой
Тех, кто уже не может держаться на плаву, будут постепенно топить - отзывать лицензии и ликвидировать. По самым скромным оценкам, во втором полугодии ко дну могут пойти еще порядка 10-15 небольших и средних банков
комбанков, настаивая на их капитализации и формальном выполнении ими нормативов. По сути, он боролся с инфляцией, проводя политику кредитного голода. Тем самым поставил крест на росте экономики", - говорит экс-зампред НБУ Сергей Яременко. После пяти лет, в течение которых финучреждения кредитовали реальный сектор под 25-30% годовых при рентабельности бизнеса 0,5%, экономика оказалась абсолютно выжатой и не готовой к новым стрессам. Поэтому число неплатежеспособных заемщиков будет быстро увеличиваться, а проблемы кредиторов нарастать. Предотвратить пессимистический сценарий на Институтской теперь не в силах. Нынешнему руководству ведомства придется просто подчищать последствия допущенных предшественниками ошибок. Более того, по словам Сергея Яременко, сейчас НБУ может пойти по уже проторенному пути. По требованию МВФ регулятор готовится перейти к инфляционному таргетированию. Новый раунд ужесточения денежно-кредитной политики, который может за этим последовать, добавит головной боли банкирам и окончательно добьет экономику.
Регулятор все еще не в силах решить и вопрос с ликвидностью. "Проблема с пассивами банков по-прежнему остра. Деньги продолжают уходить из банковской системы. Отток вкладов может продолжиться", - полагает член наблюдательного совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник.
По данным НБУ, объем гривневых депозитов в июне впервые с начала года показал рост: общий объем вкладов в нацвалюте увеличился на 0,1% - до 377,9 млрд грн. Однако объем депозитов в иностранной валюте за первый месяц лета снизился на 4% - до $23,3 млрд. Чтобы поддержать финансистов, Нацбанк с начала года уже влил в банковскую систему порядка 120 млрд грн. рефинансирования. Но даже при этом около четырех десятков финучреждений продолжают нарушать платежную дисциплину и испытывают сложности при возврате вкладов.
Раздобыть необходимые для докапитализации средства смогут не все банки. "Даже крупные российские и международные группы будут вносить дополнительный капитал неохотно, исключительно в рамках необходимого минимума. Но в целом финансовые возможности для капитализации финучреждений будут не у всех акционеров", - считает партнер департамента корпоративных финансов компании "Делойт" Дмитрий Ануфриев. В такой ситуации регулятору ничего не остается, как пытаться оттянуть неизбежные банкротства, поддерживая проблемные банки рефинансированием и печатая для них гривню. Тех, кто уже не может держаться на плаву, будут постепенно топить - отзывать лицензии и ликвидировать. По самым скромным оценкам, во втором полугодии ко дну могут пойти еще порядка 10-15 небольших и средних финучреждений.
Антикризисные полномочия, которые вот-вот получит Нацбанк, мало ему помогут. На прошлой неделе Президент Петр Порошенко подписал закон 1586-VII о предотвращении негативного влияния на стабильность банковской системы. После вступления его в силу НБУ получит право регулировать рынок в ручном режиме и требовать от акционеров финансовых вливаний в финучреждения. Однако банкиры говорят, что на Институтской и без того уже давно перешли на ручное управление. А выбивать деньги из акционеров в ситуации, когда банковский бизнес приносит одни убытки, априори не имеет смысла. Не слишком поможет и норма закона, обязывающая руководителей и акционеров банков, доведенных до банкротства, нести ответственность перед вкладчиками всем своим имуществом. Около половины финучреждений продолжают скрывать своих реальных собственников. Многие из них записаны на подставные и оффшорные компании. А некоторые, чтобы не афишировать владельцев существенного участия (имеющих 10%-ные пакеты акций и более), по-прежнему дробят пакеты между десятками акционеров. Таким образом они получают возможность не называть даже своих номинальных собственников. Поэтому они легко смогут избежать ответственности в случае банкротства.
Скорее всего, в ближайшие месяцы НБУ сконцентрируется в основном на выполнении "заказов" с Грушевского. Правительство зашло в тупик с наполнением бюджета. План по налогам за первое полугодие был выполнен во многом именно за счет платежей Нацбанка, который за пять месяцев перечислил в казну 22 млрд грн. Правда, такую практику, по настоянию МВФ, придется прекратить. Однако НБУ продолжит печатать деньги для непрямого финансирования бюджета - путем покупки гособлигаций внутреннего займа в нацвалюте. С начала года регулятор уже приобрел этих ценных бумаг на 40,7 млрд грн. (по состоянию на 10 июля), дав возможность правительству профинансировать соцрасходы.