Больное место. Почему рынок земли нужен именно мелким пайщикам
Обработка полным ходом
Официально в Украине 27,7 млн га земли сельскохозяйственного назначения разделены на паи между 7 млн украинцев, еще около 10 млн га - в госсобственности. Однако наделами часто пользуются не собственники. Несмотря на 17-летний мораторий на продажу такой земли, оборот пашни идет полным ходом. Среди легальных способов получить сельскохозяйственные угодья - договоры аренды до 50 лет, бессрочное право пользования участком и даже обмен неравноценными паями с доплатой. В конце концов получают землю те, кто хочет и способен ее обрабатывать.
Зарытый потенциал
Однако право обрабатывать землю - далеко не все, что нужно для процветания агрокомпании или частному фермеру. Угодья в собственности - это еще и возможность получить деньги на развитие бизнеса. В случае открытия рынка земли, владельцы участков смогут внести их в уставный капитал предприятия или передать в залог для получения кредита.
И этот потенциальный финансовый ресурс будет только расти, потому что земельная реформа, судя по опыту других стран, должна повлечь повышение цен на участки и на их аренду. Сейчас в Украине гектар мог бы стоить около $1000, тогда как в Латвии - $2200, в Румынии - $6150, а в Польше - все $10 300. Естественно, что в Украине низкая арендная плата - в среднем $50/га.
Не менее важно, что у собственников земли, в отличие от арендаторов, появится больше мотивации вкладываться в ресурсы, например, устанавливать орошающие системы, строить элеваторы или просто высаживать капиталоемкие культуры, которые начинают приносить плоды через много лет.
Это значит, что после открытия прозрачного рынка земли могут возрасти инвестиции в АПК. Согласно расчетам Всемирного банка в результате годовой объем производства сельхозпродукции может увеличиться на $15 млрд, или на 1,3% ВВП. Кроме того, Украина может получить от одноразовой продажи государственных земель до $2 млрд дохода и еще $250 млн от их аренды.
От большого к малому
По данным выпущенного полтора года назад исследования International Land Deals for Agriculture, обычно земля в Украине переходит к агрокомпаниям через аренду или приобретение мелких игроков. Аналитики отмечали, что правительство поддерживало крупномасштабные, ориентированные на экспорт сельскохозяйственные проекты.
Однако в этом году Кабмин выделил миллиарды на поддержку фермерских хозяйств с земельным банком до 500 га и обычных граждан, которые держат скот. Так, фермеры могут рассчитывать на 100%-ную компенсацию стоимости украинских семян, 25% цены закупки сельхозтехники украинского производства, садоводы - 80% стоимости саженцев. Каждой ферме положено 1500 грн помощи за одну молочную корову, а каждому хозяину - 2500 грн за голову крупного рогатого скота.
А в законопроекте "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", разработанном еще правительством Арсения Яценюка, прописано, что такие участки могут быть в частной собственности граждан Украины, причем не более 200 га. Такой же позиции придерживается и действующий премьер Владимир Гройсман, который считает, что как минимум на первом этапе рынок земли нужно запускать для физических лиц, но не для больших корпораций и холдингов. Причем только для украинцев.
В Верховной Раде зарегистрированы и альтернативные законопроекты. В разных проектах есть важные оговорки и ограничения, например, по гражданству собственников, их статусу (физлицо или юрлицо) и роду деятельности (сельское хозяйство), площади земельных участков и их минимальной цене.
Сюрпризы дорогой земли
В связи с большим количеством предлагаемых законодательных изменений возникает вопрос - не пострадают ли те, кто сейчас обрабатывают землю, в том числе и агрокомпании, которые являются крупными экспортерами? Кстати, 45 самых больших из них владеют в сумме более 4 млн га сельхозземли.
Экономический эксперт Всеволод Степанюк указывает на возможные риски, в том числе для крупных арендаторов сельскохозяйственной земли. "Для больших агрохолдингов это невыгодно, потому что им придется снова решать вопросы собственности, вкладывать деньги в выкуп паев и т. д. У нас же нет такой кредитной системы, как в США, где можно под 2% взять деньги. Они будут отвлекать средства от производства, чтобы выкупить землю. А это сотни миллионов долларов, которые могли бы пойти на развитие, переработку, хранение или агротехнологии", - отмечает Степанюк.
Кроме того, против участников рынка земли, если его откроют, могут играть природные и внешние факторы, такие как неурожай или падение мировых цен на продукты, считает эксперт. По его словам, в таком случае собственники могут лишиться земли, которую сдают банкам под залог, а те, в свою очередь, расплатиться наделами, в частности, с иностранными кредиторами.
Выходит, что минимизировать эти риски для аграриев могла бы эффективная политика по сдерживанию инфляции и уменьшению количества проблемных кредитов, улучшение бизнес-климата в целом и, как следствие - значительное снижение процентной ставки.
Важно, что даже большие агрокомпании финансово не готовы к открытию земельного рынка.
"Если сейчас полноценно открыть рынок, то у них нет банально тех ресурсов, чтобы выкупить всю землю даже по минимальной оценке - около 10 тыс. грн/га. По подсчетам экспертов, им придется выложить $2-3 млрд, чтобы выкупить банки земли, которыми пользуются. Но они прекрасно понимают, что если рынок откроют, цена начнет сразу расти, придут инвестфонды с Запада, Китая, арабских стран. И за полгода она может вырасти до $1000 за гектар. Тогда их траты на покупку земли увеличатся почти втрое. Таких денег у них нет", - пояснил экономический эксперт Алексей Кущ.
По его прогнозам, украинским компаниям в таком случае придется брать землю в аренду уже по возросшим рыночным ценам, а рентабельность резко сократится. Поэтому для агрокомпаний предпочтительнее такая земельная реформа, при которой можно продавать право пользования без перерегистрации права собственности, хотя этому препятствуют международные организации, в том числе МВФ.
Однако какой бы ни была земельная реформа, ее нужно проводить по принципу "Не навреди!". Важны как интересы малого и среднего агробизнеса, так и больших холдингов, поэтому не стоит давать преференции кому-то из них, а тем более ставить в выигрышную позицию более состоятельных иностранцев. Развитие мелких фермерских хозяйств может вывести отечественный агросектор на новый уровень, но и крупные агрокомпании должны уверенно чувствовать грунт под ногами, потому что они, без преувеличения, обеспечивают стабильность всей экономической системы, приносят в Украину миллиарды долларов экспортной выручки.
Земля для украинца - сакрально-заповедная территория. На ней не должно быть чужих
Эксперты, гласящие об отсутствии рынка земли в Украине, за спиной скрещивают пальцы.
Введенный в 2001 г. мораторий на продажу сельскохозяйственных земель никоим образом не остановил движение рынка и формирование аграриями собственных земельных банков. Также мораторий не сказался негативным образом на фермере и рядовом селянине: кто хочет и умеет работать, тот это делает. Желающие заработать на предоставленном ресурсе также имели возможность реализовать свои намерения - по многочисленным схемам мены, долгосрочной аренды, продажи прав, эмфитевзиса, через внесение актива в уставные капиталы обществ.
Возникает вопрос: зачем нужны эти непрозрачные институты, как прямая купля-продажа земли может негативно сказаться на существующем рынке? С точки зрения наведения порядка в хозяйстве, нанесения удара по околоземельной коррупции этот шаг логичен и верен. Сложности лежат в двух плоскостях.
• Бизнес не терпит резкой смены правил игры. Агрохолдинги уже потратили значительную часть средств под покупку (по сути) земельных активов и естественным образом не видят дополнительных затрат в части уже приобретенного. С запуском рынка собственности такие риски существуют. Ну, хотя бы в части расходов на борьбу с различного рода спекуляциями в данном вопросе. И стоимость новых объектов покупки в расширение банка, которая в любом случае возрастет. При этом закрепление собственности на земельный банк сулит возможность привлечения дешевых внешних ресурсов.
• Открывать ли нашу землю для иностранцев? К чему, собственно, нас подстегивает МВФ и подписанное коалиционное соглашение.
На конференции "ПроАгро 2018" с темой "Противодействие рейдерству и мошенничеству в АПК" разгорелась жаркая дискуссия. Произошло это в третьей секции после выступления Михаила Апостола, который напомнил присутствующим про толпы китайцев с чемоданами денег на границе в ожидании старта продаж земель сельхозназначения. Коллега по сессии указал на прочие национальности. И тоже с чемоданами. Зал с замиранием напрягся.
Да, у нас 28 млн га черноземов. А всего распахано 32 млн из 42 имеющихся. Да, наша земля, по всей видимости, недооцененная и даже упавшая в прогнозной оценке в сравнении с периодом "до" (1100 против 1400 в 2013-м). И многие селяне давно распродали те клочки, что успели приватизировать, проели и опять голодные, лишившись основного средства производства.
Но мне лично видится проблема в несколько иной плоскости: земля для украинца - сакрально-заповедная территория. На ней не должно быть чужих.