Лишние люди. Может ли безвиз стать экономическим благом для Украины

В современном мире квалифицированные рабочие или образованные специалисты — ценнейший ресурс, за который приходится бороться

Именно поэтому некоторые эксперты говорят, что Украине, потерявшей за годы независимости 18% населения трудоспособного возраста, безвизовый режим скорее навредит, чем принесет пользу. "Фактически бессрочный отказ в безвизе спас нас от вымывания 3–5 млн высококвалифицированных рабочих и инженеров в течение следующих трех–пяти лет. Удар, от которого наш внутренний рынок труда и наша экономика не оправилась бы уже никогда", — убежден экономист IMF Group Ukraine Михаил Кухар.

Впрочем, можно попробовать разобраться, так ли это, отбросив соображения идеологического и политического характера.

Рекордная убыль

За два с половиной года, с начала 2014-го по середину 2016-го, количество населения Украины трудоспособного возраста сократилось на 8%, с 2000-го — на 15%, с 1992-го — на 18%. За годы независимости количество населения трудоспособного возраста в среднем уменьшалось на 0,8% в год. И это действительно много.

К примеру, в стагнирующей Японии в 1990–2015 гг. количество жителей трудоспособного возраста ежегодно сокращалось на 0,4%, в Китае в ближайшие 25 лет ожидается уменьшение на 0,5%. В обоих случаях это дает экспертам повод говорить о серьезном демографическом кризисе, не дающем экономике расти. Просто в Японии нехватка рабочей силы наблюдается давно, а в Китае проблема только появилась на горизонте.

В Украине же об экономических последствиях сокращения населения почему-то вспоминают нечасто. Максимум радуются отсутствию безвизового режима, из-за которого страну могут покинуть 3–5 млн квалифицированных рабочих в течение трех–пяти лет, или сетуют на дефицит Пенсионного фонда, которому явно не хватает налога на доходы физлиц. Что случится с квалифицированными рабочими и их семьями здесь и какова их роль в экономике страны, обычно не уточняется. И зря.

Рентная экономика и лишние люди

Основная причина, почему Украине нельзя трактовать свой демографический кризис так же, как в Японии или Китае, состоит в том, что структурно экономики стран сильно отличаются. И чтобы понять, в чем суть проблемы, стоит обратить свой взор не на развитые страны, а на нашу соседку Россию, в которой ситуация, во многом аналогичная нашей, просматривается особенно ясно.

Согласно одной из популярных в России баек Маргарет Тэтчер когда-то сказала, что в этой стране должны жить 50 млн человек, а остальные — лишние люди. Не комментируя правдивость подобных историй, можно заметить, что первым и наиболее очевидным результатом такого сокращения россиян стал бы рост ВВП на душу населения до уровня развитых стран.

Почему? Да потому, что и 50 млн вполне хватает для обслуживания "трубы", добычи других полезных ископаемых и ведения сельского хозяйства. И совершенно неважно, что на вышеперечисленную экономическую деятельность в структуре ВВП России приходится примерно такая же доля, как и на торговлю. Интуитивно мы понимаем, что важнее.

В этом контексте особенно показателен пример таких сырьевых стран, как Австралия (3 чел. на кв. км) или Канада (3,5 чел. на кв. км), где плотность населения ниже, чем в России, в 2,6–3,6 раза, зато ВВП на душу выше примерно в четыре раза. Конечно, это не мешает россиянам печалиться по поводу демографического кризиса, однако если понимать, что каждый гражданин — потенциальный претендент на долю ренты, то ситуация немного меняется.

Не получится сидеть и ждать

По прогнозу ООН, в Украине к 2100 г. будет жить около 26 млн человек, что эквивалентно 43 людям на квадратный километр территории. Это означает, что если мы хотим жить хорошо, то не можем рассчитывать исключительно на сельское хозяйство, экспорт руды и леса или тем более на металлургию, которая к тому времени с большой вероятностью не доживет.

Но означает ли это, что украинцам стоит радоваться административным преградам на пути гастарбайтеров в ЕС? Нет. Потому что квалифицированный специалист, не имея перспектив и хорошо оплачиваемой работы, быстро перестает быть квалифицированным. В то же время, согласно статистике НБУ, на каждого украинца, легально пребывающего за границей, в год приходится около $1–1,5 тыс. денежных переводов на родину. При этом из $6,5 млрд переводов, полученных в 2014 г., около $2 млрд пришло из России, экономическая ситуация в которой оставляет желать лучшего и в ближайшее время не изменится. Так что по итогу 2015 г. украинские гастарбайтеры перевели из РФ уже только $1,2 млрд, всего — $5,2 млрд.

В таких условиях отток 3–5 млн квалифицированных рабочих означает рост валютных поступлений в страну на $3–7,5 млрд в год. Если учесть, что в 2015-м Украина экспортировала зерна на $6,1 млрд, а черных металлов на $8,1 млрд, то не будет преувеличением назвать экспорт рабочих рук одной из важнейших статей дохода страны. При этом валютные поступления от трудовых мигрантов не требуют импорта техники, семян, оборудования или горюче-смазочных материалов.

Что говорит статистика

Если зависимость объема ВВП Украины в долларах от среднегодового индекса на сырье от МВФ прослеживается очень хорошо (корреляция 96,4%), то между количеством рабочих рук и динамикой ВВП Украины хоть в долларах, хоть в гривне с учетом изменения цен корреляция очень слабая (-33,9 и -9,9% соответственно). Что можно перевести так: даже если связь между этими величинами есть, то она или обратно пропорциональная (чем меньше рабочих рук, тем выше ВВП), или очень сложная. Образно говоря экономика Украины колеблется вместе с ценами на мирових сырьевых рынках. Если цены на мирових рынках на руду, металл, зерно в период с 2000 года по 2008 шли вверх, то украинская экономика чувствовала себя очень даже уверенно, а вот когда цены рушились, как в 2014-2015 гг., или стагнировали, как в 1990-х, то наступали тяжёлые времена. 

И здесь мы подошли к другому важному вопросу: если экономика страны практически не зависит от наличия или отсутствия миллионов людей, то дефицит Пенсионного фонда вызван не столько демографическим кризисом. Просто система, по которой его наполняют, дает сбой, а изменить перераспределение доходов не получается из-за безудержного аппетита правящего класса умноженного на патерналистские мечтания населения и больших долгов, висящих на стране.