Москва разрешила Аксенову забрать у Клюевых бизнес в Крыму
На крымские активы компании ActivSolar, скандально известной в предыдущие годы по миллиардным траншам из бюджета Украины (на которые собственно появились в Крыму с 2011 г. пять солнечных электростанций) скоро найдут новых собственников. До сих пор эта структура с австрийской пропиской и украинским капиталом оставалась основным бизнесом экс-главы администрации Януковича Андрея Клюева и его родного брата Сергея.
Теперь же, по заявлениям и.о. главы самопровозглашенной Республики Крым Сергея Аксенова, мощности ActivSolar послужат для пользы жителей полуострова, обеспечат "энергетическую независимость Крыма от Украины". В то же время саму компанию проверят "по законодательству Российской Федерации, в уголовном, судебном порядке". Результаты такой проверки предугадать несложно, учитывая, что уже сейчас самопровозглашенные власти Крыма называет компанию Клюевых "мошенническим" и "липовым" проектом.
"Они получали все бесплатно на территории республики Крым - землю, содействие. (...) Сами себе создавали льготы. Вообще, я считаю, что в этом проекте частных инвестиций нет, в моем видении, если хотите услышать. Это мошеннический проект (...), который позволял государственной верхушке Украины зарабатывать в год под миллиард долларов и класть в карман", - заявил Аксенов.
Возможно эти словам имеют большую смысловую нагрузку, чем кажется на первый взгляд. До последнего времени власти Крыма экспроприировали только государственную собственность Украины в Крыму. К примеру, "Черноморнефтегаз", который на 100% принадлежит НАК "Нафтогаз Украины". А тут речь идет о частной компании со штаб-квартирой в Вене. Фраза Аксенова о том, что в проекте нет частных инвестиций, подкрепленная быстро собранными документами, вполне может стать основанием признать эту компанию "государственной", и, соответственно, забрать в свою собственность.
Позиции Клюевых здесь довольно уязвимы. Конечно, формально ActivSolar развивалась за кредитные средства: руководство заявляло о привлечении 8 млрд грн. кредитов в иностранных банках под строительство крымских электростанций. Однако, по данным ряда экспертов, деньги эти привлекались под госгарантии, и возможно даже через Государственное кредитно-инновационное учреждение. Второй момент, это тариф на солнечную энергию - он переваливает за 6,6 грн за кВт, тогда как средняя цена на украинском оптовом рынке электроэнергии в апреле составляла чуть более 45 коп. Такие тарифы на гелиоэнергию появились не сами по себе, так что Аксенов прав, говоря о созданных льготах. Если крымские власти посчитают, что тариф завышен, то можно говорить о мошенничестве, а значит арест, конфискация и т.д. становятся вполне реальной перспективой.
Мотив, почему Крым хочет забрать в свою собственность солнечные станции, понятен. Еще в марте украинское Минэнерго заявило, что стоимость электроэнергии в Крыму может возрасти после отмены дотаций для солнечных электростанций. Это произошло в том момент, когда Украина приняла закон об оккупированных территориях. Теперь, во-первых, Украина не обязана дотировать "зеленый тариф" для солнечных электростанций, во-вторых, производители не должны оплачивать дотационные сертификаты, благодаря чему население покупает электроэнергию по льготным ценам. И теперь все потребители в Крыму должны платить за солнечную электроэнергию по полной стоимости - 6,6 грн. за киловатт.
Понятно, что ни у крымских властей, ни у крымских потребителей нет желания платить Клюеву такую цену. А в таком случае проще или отобрать станции (тогда тариф может сразу стать горазда меньше, ведь тогда не надо ни инвестиции окупать, ни кредиты оплачивать), или договорится с Клюевыми о снижении тарифа. Первый вариант, видимо, оказался предпочтительнее.
Стоит отметить, что на данный момент никаких заявлений украинских чиновников относительно возможных нарушений законодательства со стороны братьев Клюевых не было. И их материковые активы продолжают продавать государству электроэнергию по "зеленому" тарифу больше 6 грн. А, между прочим, ActivSolar имеет пять подобных крымским объектов в Николаевской и Одесской областях. Так что недавний указ и.о. президента Украины Александра Турчинова по "разработке механизма отчуждения имущества коррупционеров в пользу государства" эти активы точно не затронет.