Минфин хочет собирать с компаний еще по 150 миллионов ежегодно
Минфин готовится внести в парламент законопроект по реформированию аудиторской деятельности. Поговаривают, что его разработчиком и идейным вдохновителем стала нынешняя замминистра финансов, а в прошлом - глава правления Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева. Во всяком случае, именно она представляла документ правительству и прессе, отстаивая все его позитивы.
Одна из главных новаций - создание двухуровневой системы общественного надзора над аудиторской деятельностью. Непосредственно курировать аудиторов будет Инспекция по контролю за качеством. Под ее надзором окажутся все специалисты, работающие с так называемыми субъектами общественного интереса - банками, страховыми компаниями, публичными акционерными обществами, эмитентами ценных бумаг, крупными госкомпаниями и др. В свою очередь, инспекция будет подотчетна и войдет в состав другого специального органа - Совета по общественному надзору над аудиторской деятельностью, который создадут при Минфине.
7 из 11 членов совета - представители органов власти (по одному чиновнику от Минфина, НБУ, НКЦБФР, Госфинуслуг, Минэкономики, Минюста, Минобразования). Остальные - непрактикующие аудиторы, кандидатуры которых утвердит опять-таки Минфин. Таким образом, финансовое ведомство получит административные рычаги, с помощью которых там смогут легко управлять "независимым" органом. Финансирование Совета ляжет на плечи клиентов аудиторов. Кроме платы за аудиторские услуги, предприятиям придется перечислять от 0,5 до 10 минимальных заработных плат. "Суммарно это будет им стоить свыше 150 млн грн ежегодно. Неплохой кусок на содержание работников органа общественного надзора", - подсчитал заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Матвей Холошин.
Это уже не первая попытка чиновников взять аудиторов под контроль. Например, в 2012 году, когда Минфин возглавлял Валерий Хорошковский, правительство также носилось с идеей сократить полномочия Аудиторской палаты (АПУ). Тогда предлагали создать две специальные комиссии по сертификации и контролю качества аудиторских услуг. При этом предполагалось, что Аудиторская палата будет не только осуществлять надзор над деятельностью комиссий, но и их финансировать. Однако законопроект так и не был принят. Сейчас минфиновцы также ратуют за сокращение полномочий АПУ. Ей позволят проводить дисциплинарные расследования, контролировать образование аудиторов, а также качество услуг тех, кто не работает с субъектами общественного интереса.
Согласно прогнозам Минфина, результатом реформы должен стать уход с рынка недобросовестных и непрофессиональных аудиторов, повышение доверия к финучреждениям. Нарекания на работу аудиторов в последнее время звучат постоянно. Недавно НБУ наказал 8 аудиторских компаний, запретив им работать с банками и потребовав их закрытия. Причиной стали позитивные выводы об учреждениях, которые в 2014-2015 годах были признаны неплатежеспособными.
Даже беглого ознакомления с документом достаточно, чтобы понять, что написан он в интересах крупных аудиторов. Он прописывает требования, которые заставят уйти с рынка многие мелкие компании. Зато оставшиеся расширят горизонты деятельности за счет увеличения перечня компаний, которые должны обязательно проходить аудит. "В список попадут еще примерно 3 тыс. крупных и 13 тыс. мелких компаний. За счет этого объем рынка в денежном выражении вырастет примерно на 10 млрд грн. Все эти финансовые потоки будут сконцентрированы в руках 30, максимум, 50 аудиторских компаний, которые получат право работать с субъектами общественного интереса", - полагает Матвей Холошин.
Часть рынка уже переделили. Еще в июне Кабмин принял постановление о привлечении международных компаний к аудиту ключевых госпредприятий. Документ поделил госкомпании на две группы: с активами более 2 млрд грн или доходом более 1,5 млрд грн (84 объекта) и с активами от 250 млн грн до 2 млрд грн (99 объектов). Чтобы проверять объекты первой группы, компания должна иметь более 100 аудиторов, из которых, минимум, 15 - с международными сертификатами, и годовую выручку - более 30 млн грн. По оценкам экспертов, в такие критерии впишутся лишь компании большой четверки, плюс 2-3 крупнейших украинских аудитора, возглавляющие национальные рейтинги.