Михаил Меркулов: Мы все равно вернем Sky Mall, это вопрос времени
"ДС" Первый вопрос - о споре компании Arricano за торгово-развлекательный комплекс Sky Mall. В мае 2016 г. Лондонский международный арбитражный суд по этому делу вынес решение в пользу Arricano, а в декабре прошлого года также в пользу Arricano принял решение и Хозяйственный суд Отделения королевской скамьи Высшего суда правосудия. Закончилось ли на этом для Arricano многолетняя борьба в судах за Sky Mall?
M.M. Судебная часть в Лондоне закончилась. Суд принял окончательное решение, что объект должен вернуться компании Arricano. Сейчас на Кипре идет судебный процесс по исполнению решений Лондонских судов, потому что две компании, которые участвуют в процессе, находятся именно там. Это формальный процесс, и передача акций должна произойти на Кипре. Но фактическая передача объекта должна происходить в Украине.
M.M. Есть цепочка юридических решений, которая происходила при краже объекта, а теперь ее нужно пройти в обратном направлении. Цепочку, конечно же, запутали, чтобы усложнить возврат Sky Mall. Оппоненты понимают, что по закону объект должен быть возвращен, и теперь они будут делать все возможное, чтобы процесс был либо затянут как можно дольше, либо не произошел вообще. Их логика понятна, потому что ежемесячно они получают со Sky Mall доходы, а мы не можем получить их с 2012 года.
M.M. По нашим оценкам, объект в год генерирует около $24 млн. Но мы не имеем доступа ни к объекту, ни к доходам, ни к отчетам, хотя у нас - 49,9% акций. И половина денежного потока должна идти к нам. Но, к сожалению, пока в Украине беззаконие, отсутствие верховенства права и защиты частной собственности и иностранных инвесторов. Sky Mall - это лакмусовая бумажка для иностранных инвесторов, особенно в сфере недвижимости.
Как только кто-то хочет инвестировать в недвижимость, он сразу вспоминает о Sky Mall, спрашивает нас, а мы честно отвечаем. А поскольку Sky Mall до сих пор не возвращен законным владельцам, то и очередь из желающих инвестировать в Украину не стоит.
"ДС" Arricano обращалась к президенту, послам G7 и международным финансовым донорам с просьбой содействовать исполнению этого судебного решения. Есть результат?
M.M. Писали, и не единожды. Есть обещания разобраться, есть публичные инструкции "разберитесь и доложите". Но ничего более.
M.M. Это сфера судебной системы и прокуратуры. Власть должна дать ход всем искам с нашей стороны в отношении Sky Mall. Есть ряд судебных исков, которые мы подавали по факту рейдерства, вывода объекта из реестра и всех незаконных действий по этому объекту. Эти судебные дела на данный момент заморожены, и им не дают ход ни прокуратура, ни суд.
Лондонский суд поставил точку в общем коммерческом споре, но еще до этого решения мы не могли сдвинуть в Украине с мертвой точки ни одного дела из-за высоких политических позиций нашего оппонента.
Мы все равно вернем Sky Mall, это вопрос времени. Это случится до выборов или после. На нашей стороне - все иностранные доноры, нам помогают посольства Эстонии, США, Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата и офис бизнес-омбудсмена. Все оказывают давление на власть с целью улучшения инвестиционного климата. Потому что с такими рейдерскими кейсами в Украину инвестиции не пойдут. А Украина не сможет вечно жить на транши МВФ просто потому, что в таком случае не только наши внуки за это будут расплачиваться, но и внуки наших правнуков.
M.M. Потребительский рынок в Украине вырос примерно на 7% в гривне, но поскольку инфляция была порядка 14%, то по сути спрос упал. За первое полугодие 2017-го мы выросли на 19% в долларе, и примерно такие же показатели - во втором полугодии. Но мы не заурядная украинская компания - мы собрали у себя блестящий менеджерский состав, внедряем огромное количество инновационных проектов во всех наших сферах, начиная от ТРЦ и заканчивая операционными вопросами и финансовой деятельностью.
M.M. Происхождение из Эстонии нам в чем-то помогает. Во-первых, управление торговыми центрами в Эстонии и Финляндии - суперэкономное. Например, торговым центром в Эстонии управляют три человека, а один директор в Эстонии управляет пятью торговыми центрами. У нас в компании одним торговым центром управляют шесть человек, мы еще до трех не дошли...
M.M. Потому что украинское законодательство не позволяет так сделать. Есть нормы еще со времен СССР, по которым для работы с высоковольтными сетями нужен один электрик, который будет соединять провода, второй - его страховать, а третий будет следить, чтобы ничего не произошло. И пока законодательство не поменяется, у нас не будет три человека на один ТРЦ. Но пока наши шесть сотрудников - это меньше, чем в любом другом торговом центре. У нас самая экономная операционная модель среди всех торговых центров Украины.
Мы много инноваций внедряем в экосистеме "потребитель-арендатор-арендодатель". Например, мы первые на рынке, кто начал проводить бесплатные тренинги для персонала арендаторов. Потому что человеческий фактор является проблемой для всех видов бизнеса и для нас в том числе. Судите сами: есть бренд стоимость $1 млрд, есть магазин этого бренда, в который инвестированы сотни тысяч долларов, есть товар, который стоит сотни тысяч и который красиво разложен на полках, есть фасад магазина, который привлекает людей. Но когда люди заходят в магазин, они встречают продавца, который получает 5 тыс. грн, и тут все эти инвестиции могут просто не сработать. Продавец в данном случае - то самое бутылочное горлышко во всей этой модели бизнеса, где может быть сбой. Чтобы устранить эту проблему, мы начали два года назад тренировать персонал наших арендаторов, чтобы научить, как обслуживать лучше, как предлагать интереснее, как общаться, как продавать больше. Как только они продают больше, мы зарабатываем больше на аренде.
В этом году мы задумали новый проект - вместе с отраслевыми игроками сделать обучающий онлайн-курс для огромной армии продавцов в общенациональном масштабе. Это позволит всему рынку глотнуть свежего воздуха, ввести какие-то отраслевые стандарты и поднять уровень товарооборота во всех точках.
В этом году мы планируем запуск приложения для торгового центра, в нем будет функция, которая поможет людям больше экономить времени и денег и получать больше удовольствия от того, что они купили действительно то, что им нужно, а не то, что смогли.
M.M. Например, у большинства барышень есть множество карточек лояльности, их просто пачки, они уже в сумку не влезают. Когда она приходит в магазин, она начинает рыться в сумочке и искать карту именно этого магазина. Если не находит, она расстраивается, потому что не получит скидку. В нашем случае все программы лояльности объединяются в одно приложение, и когда человек приходит в магазин, то приложение активируется через телефон. Поэтому только решение этой проблемы облегчает сразу несколько этапов покупки - не нужно морочить голову, чтобы карточки были в сумочке, ведь сумочек у барышни - три-четыре-пять.
M.M. Мы намерены сделать акцент на потребительском кредитовании. Например, вы пришли в торговый центр с тремя детьми и увидели распродажу обуви, но на покупку трех пар у вас не хватает каких-то 500 грн. В Украине уже есть виртуальные банки, которые могут по паспорту и коду дать кредитный лимит на 2 тыс. грн, даже если у вас нет никакой кредитной истории. Если у посетителя нашего торгового центра в телефоне будет соответствующее приложение виртуального банка, он сможет легко взять кредит и расплатиться за покупку.
Наше эстонское происхождение накладывает свой отпечаток на нашу деятельность - мы сейчас стараемся быть наиболее технологически продвинутыми в нашей отрасли.