Помощь гривне и новая цена для Ахметова. Что сулит украинской экономике дорожающая руда
Высокие цены на железную руду будут выгодны экспортерам и сыграют на укрепление гривни, но могут негативно сказаться на внутреннем производстве металла
За последнюю неделю котировки железной руды достигли максимума с августа прошлого года. Как сообщают мировые СМИ, февральские фьючерсы железной руды с содержанием 62% железа подорожали до $150,11/т. Это на 70% больше, чем в ноябре прошлого года.
Мировые цены на руду снижались с конца лета по ноябрь прошлого года, остановившись на отметке $90/т, и теперь вновь пошли вверх. Нынешний рост обусловлен ослаблением в Китае экологических требований к стальной отрасли, а значит и большим спросом на сырье.
Китай — крупнейший мировой экспортер стали, но для производства ему приходится завозить железную руду. Послабления важны для страны еще и на фоне кризиса в строительной отрасли. Поэтому производителям стали в КНР был предоставлен льготный период на 5 лет по отсрочке требований по выбросам углерода — на производство стали приходится 15% этих выбросов в стране.
Это не может не радовать Украину, которая является одним из крупнейших экспортеров железной руды в мире. Высокие цены на сырье поддержат нашу экономику, но могут негативно отразиться на внутреннем производстве металлопродукции.
Долгосрочный тренд
Цены на железную руду росли большую часть 2021 г. В январе сырье стоило $160/т, а во второй половине весны и в первой половине лета котировки достигли $220/т.
Это взволновало Национальную комиссию по развитию и реформам КНР (NDRC). Там объясняли резкий рост цен на мировом товарном рынке либеральной монетарной политикой, ростом ликвидности и доминированием оптимистичных настроений и ожиданий. Впрочем, комиссия не предпринимала никаких прямых действий, ограничиваясь мониторингом рынка.
С августа по ноябрь цены начали падать К этому привело несколько причин. Во-первых, сказалось регулирование в КНР сталелитейного сектора. Политика властей была направлена на то, чтобы снизить вредные выбросы путем сокращения объемов выпуска продукции менее эффективными сталелитейными предприятиями. Затем проявилось замедление в производстве китайских автомобилей, на что повлияли вспышки COVID-19. Между тем, автомобилестроение формирует более 20% спроса сталелитейной продукции. Также в крупных городах Китая немного упал спрос на недвижимость.
Но с конца прошлого года и по сей день котировки на железную руду продолжают расти. Прежде всего, это объясняется восстановлением загрузки китайских сталелитейных заводов. Также Министерство промышленности и информационных технологий Китая сообщило, что в 2022 г. не будет абсолютного ограничения производства стали, что оживило рынок. Участники рынка начали прогнозировать рост объемов выплавки при высоких показателях рентабельности сталелитейных предприятий.
Долго ли продержатся высокие цены на руду в этот раз?
Экономический эксперт Всеволод Степанюк считает, что рост цен на железную руду будет иметь длительный тренд. Это объясняется инфляцией доллара и уходом инвесторов в сырьевые рынки. "Котировки в долларе будут повышаться в долгосрочной перспективе, потому что в связи с коронавирусом было напечатано очень много пустых долларов и идет инфляция этой валюты, — говорит экономист. — Кроме того, в связи с тем, что лихорадит финансовые рынки, многие инвесторы, точнее финансисты, уходят в сырьевые товары. Это тоже подстегивает цены на них. Это вызвано больше не дефицитом, а финансовыми спекуляциями на сырьевых биржах".
Эксперт отмечают, что также может произойти колебание цен на руду: "Колебания будут, и волатильность рынка будет большая. Сейчас в целом нестабильная ситуация, а в условиях нестабильности колебания цены будут серьезные, но в целом общий тренд будет на повышение".
Гривня укрепится
Железорудное сырье (ЖРС) — важная статья украинского экспорта и источник валютной выручки. Характерно, что этот экспорт в последние годы довольно стабилен, чему не помешала даже пандемия коронавируса.
Как показывают таможенные данные, по итогам 2020 г. Украина нарастила экспорт железорудного сырья на 16% по сравнению с предыдущим годом - до 46,3 млн т. В денежном эквиваленте это $4,24 млрд (+24,8%). По итогам 2021 г. украинские компании экспортировали чуть меньше, чем годом ранее — 44,46 млн т (на 4,2% меньше). Но выручка на высоких ценах выросла на 62,8% — до $6,9 млрд.
Главным потребителем украинского сырья оставался Китай (41,9%), далее идут Чехия (9,65%) и Польша (7,99%).
Эксперты отмечают, что рост цен на руду должен принести пользу украинской экономике.
"Это принесет больше экспортной выручки в этом году, что благоприятно будет сказываться на курсе национальной валюты, которая может еще укрепиться к весне. Высокие цены и на продовольствие, поэтому можно ожидать, что экспорт в этом году будет высоким, что позволит получить новый рекорд по долларовому ВВП страны", — говорит экономический эксперт Даниил Монин.
"Рост цены на руду увеличит валютную выручку с одной стороны, а с другой — поступления в государственный бюджет в виде увеличения рентных платежей. Это один из моментов, который приведет к большему укреплению национальной валюты, чем ожидалось. Учитывая теплую зиму и такие высокие цены на железную руду, это позитивно повлияет на наш торговый баланс", — отмечает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский.
Дилемма металлургов
Впрочем, увеличение биржевой цены на железорудное сырье говорит и о том, что украинский крупный бизнес также будет платить больше по ренте на добычу руды. В конце прошлого года в Украине были приняты налоговые изменения (проект №5600). Если раньше металлурги платили 11-12% от себестоимости каждой тонны руды, то теперь рента привязана к индексу китайской биржи. Если цена ниже $100 за тонну, нужно отчислять 3,5% от стоимости, если выше $100/т — 5%, выше $200/т — 10%.
Так что крупному бизнесу придется платить больше, но эксперты уверяют, что он и так получает сверхприбыли. "Поскольку формула изменилась, это будет положительно влиять на поступления в государственный бюджет. Они будут платить больше, но и прибыль будет оставаться больше", — отмечает Илья Несходовский.
Журналисты подсчитали, что разница между рентой в 3,5 и 5% для предприятий собственника "Метинвеста" Рината Ахметова и Вадима Новинского по итогам 2021 г. составляет +$28 млн. Понятно, что в этом году будут несколько другие объемы продаж, но в любом случае это не такие уж и большие деньги для настолько крупного бизнеса. Проблема в другом: от высоких мировых цен может пострадать внутреннее производство металла (среди производителей металлопродукции в Украине лидируют "Метинвест" и ArcelorMittal).
"Получается, что руда дорожает и для внутреннего производителя, а в сумме с наиболее дорогими энергоносителями в регионе для украинских производителей это может просто сделать неконкурентоспособными многие отрасли металлургии, — говорит Всеволод Степанюк. — Если бы цена регулировалась пошлиной, — чем выше мировая цена, тем выше таможенная пошлина, — то тогда мы бы имели дешевую руду для внутреннего потребления и дешевый металл здесь, а так рента растет — повышается цена на сырье и для украинской промышленности".
Впрочем, несмотря на прогнозируемый долгосрочный тренд, вряд ли стоит ожидать резкого роста цены на руду. Как минимум из-за позиции Китая: там давно говорят о необходимости снижения зависимости китайской металлургии от импортного сырья и стимулировании внутренней китайской добычи. Среди других механизмов — замена руды на металлолом, поддержка зарубежных сырьевых проектов китайских компаний и диверсификация поставщиков.