• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Жизнь или работа. Почему ЕС просит немцев меньше работать и больше "шопиться"

Немецкие компании крадут у рабочих 1 млрд трудо-часов в год, не оплачивая затраченное время
По данным недавнего исследования более половины немецких работников страдают от рабочего стресса
По данным недавнего исследования более половины немецких работников страдают от рабочего стресса
Реклама на dsnews.ua

Наработанных в СССР  навыков решать свои вопросы в рабочее время и "красть" рабочее время (приходить позже, уходить раньше и т. д) у немцев нет. Поэтому возникает идея,  что система оплаты труда не эффективна и ее следует менять.

Которую неделю длятся пылкие дебаты между ХДС Меркель, ее баварским двойником ХСС, либеральными Свободными демократами (СДП) и левыми Зелеными по поводу всего подряд, начиная от беженцев, энергетики и климата, до европейской политики и трудового дня.  ХДС-ХСС и СДП настаивают на послаблении Закона о рабочем времени в пользу работодателя, Зеленые радеют об интересах трудящихся. Одновременно к завершающей фазе подходят переговоры по оплате труда между промышленностью и профсоюзами, выставившими в качестве козыря требование о сокращении рабочей недели вплоть до 28 часов. 

Ассоциация работодателей уже давно выступала за пересмотр Закона о рабочем времени, в то время как профсоюзы по всей стране усердно пресекали попытки "заставить больше работать за те же деньги".

Во всем виноват компьютер

Немецкое законодательство запрещает работодателям вынуждать подчиненных работать более восьми часов, кроме оговоренных исключений. Рабочим полагается 30-минутный перерыв после шести часов труда и минимум 11 часов отдыха между трудоднями. Руководящий совет страны по экономическим вопросам считает, что все это безнадежно устарело и концепция нормального рабочего дня должна быть фундаментальным образом "ослаблена". "Законодательство по защите трудящихся в Германии было эффективным, но части его не отвечают требованиям сегодняшней компьютеризированной сферы труда", - заявил немецкому изданию Welt председатель Совета Кристоф Шмидт.

Идея состоит в том, чтобы отменить 8-часовый рабочий день и сократить перерыв между трудоднями до девяти часов, сохранив 48-часовую рабочую неделю. Это позволит нанимателю без зазрения совести вторгаться в личное время подчиненных, устраивая интернет-конференции в вечернее время или считая, что сотрудник успел почитать рабочие е-мейлы дома за завтраком. Ведь при существующем законодательстве и то и другое, по сути, нелегально.

Реклама на dsnews.ua

Некоторые цифры говорят в поддержку Совета. В 2016 г. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) подсчитала, что в среднем трудящиеся Германии работали меньше часов в год, чем в любой другой стране ЕС. Более того, показатель стабильно снижался в последние годы. Но существует ряд переменных, влияющих на статистику усредненных трудо-часов, которые нужно принимать во внимания проводя параллели между странами, считает немецкое издание Deutsche Welle. К тому же влияние компьютеризации на рабочее время остается неясным. 

С одной стороны график, как работника, так и работодателя стал более гибким, с другой - работник и так круглые сутки на связи.

Туз в профсоюзном рукаве

Немецкая конфедерация профсоюзов (DGB) предвидела выводы Совета, и еще в июле отвергла идею об "ослаблении" законодательства. Кроме того, DGB провела собственное исследование - 46% респондентов сообщили, что компьютеризация увеличила количество выполняемой ими работы, и лишь 9% считают, что их жизнь облегчилась.

По данным Федерального статистического управления, в прошлом году немцы проработали 1,719 млрд часов выше нормы. Из них работодатели оплатили лишь 772 млн часов. Председатель DGB Райнер Хоффман назвал это воровством: "один миллиард не оплачен - это не что иное, как кража заработной платы, совершенная нанимателями". В общем, профсоюзы не собираются легко сдаваться, тем более что для них это еще и шанс восстановить свое влияние - последние годы ряды членов заметно поредели.

Крупнейший немецкий профсоюз IG Metall в конце октября выдвинул требование о 6%-ном увеличении зарплат для 3,9 млн рабочих, результат переговоров косвенно повлияет на контрактные договоренности 44, 4 млн рабочих по всей Германии. А IG Metall представляет 2,3 млн рабочих в основном в автомобилестроительной и обрабатывающей промышленности, в том числе и на таких промышленных гигантах, как Volkswagen и Siemens.

Еще в июне IG Metall заявил о намерении установить правило, что рабочий может перейти на 28-часовую неделю на срок вплоть до двух лет с правом вернуться на полную занятость.

В случае когда низкооплачиваемым работникам необходимо дополнительное время по уходу за родными, работодатель поможет восполнить недостающий заработок.

Бенефициарами переговоров о рабочем времени в первую очередь станут сменные рабочие. Опрос, в котором приняло участие 700 тыс. рабочих на заводах IG Metall показал, что сменные рабочие недовольны тем, насколько мало влияния они имеют на собственный рабочий график.

Если профсоюзу удастся добиться положительного решения, фокус крупнейшей евро-экономики имеет шанс переместится с экспорта на внутреннее потребление. Их переговорную позицию подкрепляет рекордная занятость, нехватка высококвалифицированной рабочей силы и сильная экономика.

Сокращение рабочего времени совершенно не устраивает работодателей по тем же причинам - им нужно больше трудо-часов, особенно от квалифицированных работников. По словам главы основной ассоциации работодателей Gesamtmetall, продуктивность не успевает за ростом затрат на рабочую силу.

В итоге переговоры приведут к компромиссу в надбавке к зарплате, как это происходит ежегодно. За процессом внимательно следят как Бундесбанк, так и Европейский центробанк.

При первых признаках повышения зарплат ЕЦБ начнет сворачивать программу экономического стимулирования в Европе.

В текущем году ЕЦБ рекомендовал Германии увеличить потребление и повысить зарплаты, чтобы снять фискальное давление с соседей по ЕС и помочь достичь запланированного курса инфляции евро. Несмотря на быстрый экономический рост в странах еврозоны, в последние годы зарплаты там растут крайне медленно, из-за чего ЕЦБ не удается достичь запланированных показателей ценового роста уже пятый год кряду.
Рост реальной зарплаты в 2016 г. в Германии составил 2,5%, а в 2017-м - 2,4%. На 2018 год Бундесбанк прогнозирует инфляцию на уровне 1,4% при предполагаемом повышении зарплат на 2,9%.

Работа или жизнь

Недавнее исследование одной из страховых компаний показало, что более половины немецких работников страдают от рабочего стресса. Головные боли, бессонница и эмоциональное истощение, и в итоге депрессии и нервные срывы. Люди работают, пока не свалятся с ног. А свалившись, продолжают работать. Так что немцам стоит работать поменьше, и побольше заниматься шопингом - тем более что это прописал им не только доктор, но и Европейский центробанк.

Чтобы больше потратить, стоит уйти с работы пораньше. В начале года правительство Японии начало компанию, нацеленную на увеличение потребления и уменьшение рабочих нагрузок в стране. "Премиум пятница" призывала работников в каждую последнюю пятницу месяца покинуть офис в 3 часа дня и хорошенько отдохнуть. Движение началось за здравие, и постепенно скатилось на нет. Возможно, из-за того, что последняя пятница месяца - не самое удачное время, чтобы пораньше уходить с работы.

Зато шведы уходят домой раньше без зазрения совести. Уже несколько десятилетий ряд шведских компаний экспериментирует с 6-часовым рабочим днем, при этом работники получают 8-часовую оплату. К примеру, сервисный центр Toyota в Гетеборге попробовал эту систему более 10 лет тому. Изменение рабочего графика повлекло мгновенное увеличение прибыли, и практика закрепилась.

Недавно закончилось двухгодичный эксперимент, проведенный Гетебогским муниципалитетом. Город до 6 часов сократил рабочий день с сохранением зарплат для 68 медсестер, работавших в доме престарелых. Чтобы восполнить недостающие трудо-часы, пришлось нанять 17 дополнительных работников. Власти сэкономили на пособиях по безработице, плюс собрали налоги, но выплатили дополнительные $1,33 млн зарплаты.

С финансовой точки зрения эксперимент провалился, но все участники остались довольны: сотрудники стали здоровее и счастливее, качество обслуживания пациентов улучшилось.

Именно эту цель ставили перед собой власти Гетеборга. Но дорогостоящий эксперимент все же решили не продолжать.

На самом деле вопрос, что важнее - счастье и продуктивность работников или деньги - не имеет универсального ответа. "6-часовый рабочий день не панацея и не тот общий принцип, который можно было бы внедрить в краткосрочном периоде", - предупреждает Вемер Айхорст из немецкого института экономики труда IZA. Не всякая работа может быть сделана за ¾ времени. Переключение на 6-часовый рабочий день в масштабах страны ударит по экономике. Потребуется большее количество работников для выполнения существующего объема работ, что увеличит затраты на рабочую силу для компаний и может привести к нехватке рабочих, особенно в отраслях, требующих высокой квалификации.

Десять лет назад во время кризиса немецкие рабочие добровольно согласились сократить трудо-часы, чтобы избежать массовых увольнений. В текущем году 100 тыс. работникам национального ж/д оператора предложили выбор: прибавка к зарплате или дополнительные выходные - большинство выбрало выходные. Примут ли работодатели во внимание этот тонкий намек, и насколько взаимовыгодным будет компромисс, решится уже в ближайшее время. Ранее Германии удавалось эффективно балансировать интересы обеих сторон и достигать оптимальных экономических решений.

    Реклама на dsnews.ua