Маск, Безос и Брэнсон. Чей план заработать на космосе лучше
50 лет назад космическую гонку вели сверхдержавы. Сперва — США и СССР, потом подключились Европа и Китай. Сегодня соревнуются бизнесмены-миллиардеры. В первой тройке — Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон
20 июля богатейший бизнесмен мира Джефф Безос успешно поднялся на своем корабле на высоту 107 км, поставил несколько рекордов и вернулся обратно. Все прошло по плану: обитаемая капсула отделилась от многоразовой разгонной ступени (та мягко приземлилась на реактивной тяге), достигла апогея и приземлилась на парашютах в назначенной точке. Все мероприятие заняло 10 минут 20 секунд.
Но Безос не стал первым миллиардером, побывавшем в космосе: его 11 июля опередил Ричард Брэнсон на ракетоплане Unity с помощью двухфюзеляжного самолета-носителя White Knight Two. Чтобы подняться на высоту более 80 километров, Unity отсоединился от него и включил собственные двигатели. После достижения заданной высоты ракетоплан завис на несколько минут, чтобы пассажиры смогли ощутить невесомость и рассмотреть Землю. Затем пилоты начали снижать высоту, пока Unity успешно не приземлился. Всего полет продлился около часа.
Эти полеты были исполнением детских мечтаний обоих миллиардеров о космосе и одновременно началом крупных коммерческих проектов.
Лунная мечта: Безос и Blue Origin
После приземления Джеф Безос заявил, что уже в этом году корабль New Shepard совершит еще два коммерческих полета, а всего его компания Blue Origin продала билетов на $100 млн (цену за один билет он не назвал, предыдущие продавались с аукциона).
При этом с 2000 г. Безос, по оценкам экспертов, вложил в Blue Origin $7,5 млрд, так что окупать он их планирует явно не за счет космического туризма. Миллиардер свои главные надежды связывает с рынком коммерческих космических запусков, а также с новой лунной программой, для которой он предлагает свою большую ракету New Glenn.
Безос создал компанию Blue Origin в 2000 г., одним из первых ее сотрудников стал его друг, фантаст Нил Стивенсон. Но только к 2003-му в Blue Origin начали нанимать опытных инженеров, некоторые из которых работали в правительственных проектах, таких как DC-X (прототип многоразовой ракеты, способной приземляться вертикально). Именно такую модель Безос счел самой перспективной (к аналогичному выводу пришел и Илон Маск).
В 2006-м Blue Origin обзавелась собственным космодромом в Техасе и приступила к разработке космического корабля New Shepard. Это с самого начала был многоразовый аппарат для суборбитальных полетов в интересах космического туризма. Несмотря на неудачный испытательный полет в 2011-м, уже в 2015-м корабль первым в индустрии успешно отсоединил пилотируемую капсулу, а его ракета-носитель — первой успешно совершила вертикальную посадку.
Однако вскоре стало ясно: компания Безоса отстает от SpaceX и технологически, и в плане правительственных контрактов — в 2021-м Blue Origin проиграла тендер NASA на $2,9 млрд на лунный посадочный модуль.
Самое примечательное тут — то, что у Blue Origin просто нет бизнес-плана. Собственник готов финансировать ее столько, сколько потребуется для создания надежных кораблей и ракет, которые смогут многократно совершать полеты и возвращаться на Землю.
У ракеты New Shepard — суборбитальной, с ограниченными задачами, — сложный и дорогой в изготовлении водородно-кислородный двигатель BE-3. Он, на самом деле, — часть другого проекта: второй ступени тяжелой космической ракеты New Glenn. Это создающийся сейчас Безосом конкурент серийного носителя Falcon 9 компании SpaceX Илона Маска. Задача New Glenn — стать лидером по выводимой в космос нагрузке и претендовать на лунные запуски. Для многоразовой первой ступени New Glenn был создан метан-кислородный двигатель BE-4 — это конкурент двигателей Raptor, работающих на прототипах кораблей Spaceship от SpaceX.
В 2016 г. Безос обещал, что New Glenn полетит к 2020-му и станет первой ступенью к "миллионам людей, живущих и работающих в космосе". Но провал следовал за провалом, стометровая ракета New Glenn с семью огромными двигателями BE-4 в первой ступени оказалась слишком сложной в изготовлении. Как выяснилось, опыт New Shepard с тягой в 50 т не масштабируется на ракету, которой требуется тяга в 2 тыс. т.
Пока испытания большой ракеты отложены на конец 2022 г. Но будет ли она к тому времени актуальна — большой вопрос. Илон Маск планирует суборбитальный полет своего гигантского Starship уже на ближайшие месяцы. Если все пройдет успешно, все "лунные" правительственные контракты достанутся ему.
Погоня за туристами: Ричард Брэнсон и Virgin Galactic
Компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic уже продала 600 билетов на суборбитальные полеты. При цене $250 тыс. за полет получается $150 млн.
Брэнсон, изрядно обедневший за время коронакризиса, входит в число 600 богатейших людей мира по версии Forbes с оценкой состояния $5,8 млрд. Его космический стартап Virgin Galactic был запущен в 2004-м, но еще до этого соратники Брэнсона при финансовой поддержке сооснователя Microsoft Пола Аллена создали суборбитальный корабль Spaceship One и поднимающий его на высоту 15 км двухфюзеляжный самолет-разгонщик WhiteKnight One. По сути Ричард Бренсон перекупил уже существующий проект: "Я твердо решил, что бренд Virgin должен быть на борту корабля, когда он полетит в космос", — рассказывал он потом.
21 июня 2004 г. Spaceship One впервые совершил тестовый полет, достигнув линии Кармана — высоты 100 км над уровнем моря, которая считается границей между атмосферой Земли и космосом. За следующие семь месяцев корабль еще дважды удачно поднялся в воздух. Брэнсон поспешил объявить, что Spaceship One станет первым аппаратом, который в 2007-м отправит в космос космических туристов по $200 тыс. за билет.
Но корабль пришлось переделывать — так появился Spaceship Two, рассчитанный на двух пилотов и шесть пассажиров, с большими иллюминаторами для наблюдения за Землей. Он успел совершить шесть успешных тестовых полетов, но в 2007-м произошла авария с гибелью людей. Пришлось с нуля проектировать новую силовую установку Spaceship Two, что на годы отбросило старт туристической программы и привело к новым расходам. Если изначально Брэнсон рассчитывал потратить на проект всего $20 млн, то к 2010-му счет пошел на миллиарды.
Часть денег вложили инвесторы — такие, как суверенный фонд Абу-Даби Mubadala, Google и другие. В 2011 г. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдало разрешение на возобновление экспериментальных полетов Spaceship Two. В дополнение к суборбитальному пассажирскому бизнесу Virgin Galactic намеревалась продавать SpaceShipTwo для суборбитальных космических научных миссий и White Knight Two для услуг по запуску спутников.
В 2012-м компания начала составлять лист ожидания для потенциальных пассажиров (по состоянию на 2020-й в него записались около 30 тыс. человек). Но в октябре 2014-го произошла авария: корабль развалился в воздухе на части, один пилот погиб, второй получил ранения. После долгого расследования вновь пришлось дорабатывать конструкцию.
У Virgin Galactic уже есть лицензия FAA на коммерческие полеты в космос. Предполагается, что в начале 2022-го, после еще двух тестовых полетов, она начнет возить туристов за деньги. Брэнсон рассчитывал, что по цене $250 тыс. билет готовы купить 2 млн человек во всем мире, а при снижении цены — 40 млн человек.
Virgin Galactic Брэнсона бешено дорожала в преддверии его полета: рост акций составил 40%. Но уже через неделю после успешного полета акции потеряли на бирже 39% стоимости. По мнению экспертов Bloomberg, на это повлияли сразу несколько причин. Во-первых, все еще непонятно, сколько времени нужно Virgin Galactic, чтобы пройти путь от успешного пассажирского полета до жизнеспособной бизнес-модели космического туризма. Во-вторых, Virgin Galactic планирует выпустить акций еще на $500 млн, но компания делает это уже второй раз за год и до сих пор остается убыточной.
В мартовской презентации Virgin Galactic указано, что компания собирается совершать 400 полетов в год с нескольких космодромов, которые она планирует построить самостоятельно. Ожидаемый доход с каждого космодрома — $1 млрд в год. Нигде, правда, не указано, с какого года будет по 400 запусков в год. Во-первых, надо построить еще не только сами космодромы, но и корабли, и носители для них. Во-вторых, уже после двух полетов у SpaceShipTwo обнаружены проблемы в корпусе из-за сильной усталости металла. Так что планы делать по четыре сотни пусков в год — это, как минимум, на очень отдаленное будущее.
Фундаментально компания сильно переоценена, указывает издание. Большинство экспертов прогнозируют ей выручку в $50 млн в 2022 г. — это в 200 раз меньше текущей капитализации Virgin Galactic (почти $13 млрд). А все имеющиеся заявки от космических туристов в сумме дадут не больше $150 млн.
Работа с НАСА и интернет: Илон Маск, SpaceX и спутники
Двум миллиардерам, о которых мы рассказали, еще очень многое нужно сделать, чтобы хотя бы приблизиться к Илону Маску, который уже сегодня реально получает прибыль от космических полетов, а не просто инвестирует в детскую мечту.
Его компания SpaceX разработала ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy, с самого начала преследуя цель сделать их многоразовыми, и грузовой корабль Dragon (выводимый на орбиту теми же Falcon 9), предназначенный для пополнения запасов на Международной космической станции.
30 мая 2020 г. состоялся первый пилотируемый запуск пассажирской версии корабля Dragon V2 для доставки астронавтов на МКС. На этот полет смотрели, кажется, все. Однако за кадром осталось многое другое. В свое время Илон Маск пообещал, что сможет снизить цену до $1100 за килограмм полезного груза, доставляемого на орбиту (сейчас цена доставки — $5000/кг). Сегодня для коммерческих заказчиков минимальная цена запуска с полезной нагрузкой, позволяющей осуществить возвращение первой ступени: для Falcon 9 — $62 млн (до 5,5 т на орбиту), для Falcon Heavy — $90 млн (до 8 т).
А вот пуски для NASA и ВВС США — куда прибыльнее, поскольку требуют особой процедуры сертификации, что на десятки миллионов долларов повышает номинальную стоимость запуска. За доставку грузов на МКС в рамках контракта Commercial Resupply Services компания получает от НАСА фиксированную сумму в $120 млн за каждую миссию. А вывод спутника GPS на ракете-носителе Falcon 9 по заказу ВВС США стоит $82,7 млн.
Но по-настоящему большой космический проект Илона Маска — это не полет на Луну и даже не колонизация Марса. Это пока больше мечта и хороший PR. А реально большой проект, способный серьезно изменить жизнь людей по всему миру — это Starlink.
7 декабря 2020 г. Федеральная комиссия по связи США предоставила компании SpaceX субсидии на сумму $885,5 млн для развертывания спутниковой интернет-сети Starlink. Ее задача — глобальное интернет-покрытие всей планеты. Разработка проекта началась в 2015 г., в мае 2019-го была запущена первая группа из 60 спутников-прототипов. В декабре 2019-го SpaceX получила контракт на $28 млн на подключение Starlink к военным платформам.
В планах компании — вывести на орбиту 4425 спутников первой сети (спутники Ku и Ka диапазонов) и 7518 спутников, работающих в V-диапазоне. Всего на орбите уже находятся 1738 интернет-спутников, что позволило начать эксплуатацию сети.
SpaceX начала предоставлять коммерческие услуги доступа в интернет в северной части США и Канаде уже в 2020-м, а в нынешнем году планирует подключать и другие страны. Клиентам предлагается комплект оборудования за $499 и месячная подписка за $99. Пиковые скорости интернет-доступа в сети Starlink сейчас — 400 Мбит/с, в перспективе (после формирования всей спутниковой флотилии в середине 2020-х) — до 10 Гбит/с.
Общая сумма инвестиций в проект — около в $10 млрд, значительная их часть покрывается правительственными субсидиями. SpaceX также планирует продавать свои спутники для научных целей. В первый же год полноценной работы система может принести доход порядка $30 млрд — по крайней мере, именно из таких цифр исходят в компании.
Коммерческий космос и его критика
По прогнозам банка UBS, космический туризм к 2030 г. превратится в заметную отрасль с оборотом в $3 млрд в год. Большую часть этой суммы обеспечат немногочисленные и очень дорогие настоящие орбитальные полеты — их по цене $50 млн с человека уже продает SpaceX Илона Маска. Однако более массовыми — и куда менее доходными — будут суборбитальные полеты, продаваемые сейчас Безосом и Брэнсоном.
Но намного более значительные доходы обещает космический бизнес в целом. Экономика космических полетов в 2020 г. оценивалась в $420 млрд в год, из которых три четверти — коммерческие проекты. За последние 10 лет коммерческий космос получил около $180 млрд частных инвестиций. Что интересно, меньше инвестиций пришлось на ракеты и космические корабли, а большую долю и инвестиций, и выручки обеспечил "космос для Земли" — проекты в сферах навигации, мониторинга и дистанционного зондирования.
Поскольку полеты Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса прошли успешно, теперь в космической гонке миллиардеров начинается новый этап — борьба за массового клиента, людей, готовых заплатить за короткий полет сотни тысяч долларов.
Эта борьба уже идет: Blue Origin отказывается признать полет корабля Брэнсона космическим (справедливости ради, так и есть, это был суборбитальный полет). Также компания Безоса доказывает, что корабль конкурента в 100 раз вреднее для экологии. Это тоже правда: ракетоплан Virgin Galactic летает на твердом полимерном топливе с жидким окислителем, тогда как New Shepard — на экологически безупречных сжиженных кислороде и водороде. У Брэнсона выходит дешевле, у Безоса — экологичнее и грузоподъемнее.
Впрочем, весь этот бизнес теоретически может быть остановлен стараниями "зеленых". Как указывает The Guardian со ссылкой на ученых, развитие частных космических полетов чревато большими экологическими проблемами. Ракеты используют огромное количество топлива, которое — керосин ли это, или жидкий водород — выбрасывает в атмосферу различные вещества, включая СО2, воду и хлор.
Выбросы углекислого газа от ракет пока невелики по сравнению с авиационной отраслью, но они стабильно растут примерно на 5,5% в год. Если один дальнемагистральный рейс самолета дает выброс от 1 до 3 т углекислого газа на одного пассажира, то при запуске ракеты выделяется 200-300 т CO2 при перевозке четырех пассажиров. К тому же углекислый газ от ракет в основном выбрасывается в верхних слоях атмосферы, где он остается на несколько лет. А на такой высоте даже обычная вода может способствовать глобальному потеплению.