Магнит для капитала. Почему Эстония так притягательна для бизнеса
"Октановое число" е-резидента
Эстонское инвестиционное досье включает в себя несколько инновационных опций, включая такие бонусы для иностранных инвесторов, как электронная регистрация (электронное резидентство), цифровое правительство и фискальное администрирование, а также закон о налоге на выведенный капитал, который пока безуспешно пытаются внедрить и в нашей стране.
Каждый год государственные структуры Эстонии фиксируют сотни обращений украинских граждан с просьбой о предоставлении электронного резидентства. Цель проекта е-резидентства достаточно проста: создать магнит по привлечению экономических пассионариев со всего мира, которые могут и способны создавать добавочную стоимость. А таких в любой экономической системе не более 5%. Но с помощью цифровой регистрации их "октановое число" реально повысить в отдельно взятой стране.
Сегодня все документы по получению е-резидентства можно отправить в Эстонию, не выезжая из Киева. Весь документооборот происходит в электронном виде, а доступ в систему обеспечивается с помощью сертификации ключей, которые получает для дальнейшей работы е-резидент. Не являясь гражданином Эстонии, вы можете стать ее резидентом в контексте осуществления хозяйственной деятельности, уплаты налогов и движения финансовых потоков. Получив данный статус, предприниматель принимает в управление эстонскую компанию, которая в реальности является обычным электронным кабинетом с несколькими "комнатами". Есть фискальная "гостиная", где местные налоговые органы помогут новому юридическому лицу вести бизнес и правильно уплачивать налоги. Никаких штрафов и наказаний - лишь советы и практическая помощь.
Фискалы в этой модели - обычная сервисная служба, призванная помочь предпринимателю, а не поймать его и наказать по всей строгости. Электронный кабинет позволяет, не выходя из офиса, хоть на другом континенте, общаться онлайн с представителями государственных регулятивных органов, получать все необходимые разрешения и лицензии, управлять движением своих товаров и их прохождением через границу и таможенные посты.
Вторая комната - банковская. С помощью электронного документооборота можно открыть счета в эстонских банках, которые представлены крупнейшими шведскими финансовыми учреждениями. Лишь введя в поисковике "счет в Эстонии", вы сразу обнаружите десятки предложений, как буквально за один день получить доступ к местной банковской системе. Не забываем при этом, что Эстония является участником зоны евро и проблемы, связанные с международной конвертацией нацвалюты, ей не знакомы. Кроме того, е-резидентство позволяет взять кредит в местном банке под 4-6% годовых.
Третья комната - это "кладовая" сервисов, которые есть в ЕС, но в полном формате не работают у нас. Например, система PayPal, которая позволяет получать средства за проданный на международных торговых площадках товар. Опция чрезвычайно важная для малого и среднего бизнеса.
Что касается директора компании, им может быть собственник-нерезидент или местный житель. Единственное, необходимо раз в год проходить аудит, но эта процедура проста и не приводит к существенным затратам.
Электронный формат регистрации позволяет избежать бумажной волокиты, апостилирования документов иностранного происхождения, что существенно уменьшает регистрационные издержки, которые даже ниже, чем в корпоративном раю на Кипре.
Собственник компании, зарегистрированной в Эстонии, получает специальную ID-карту, что-то вроде суррогатного гражданства. Голосовать такой "гибридный" гражданин не сможет, но пользоваться медицинскими услугами, накапливать пенсионные отчисления - вполне.
Что сделал налог на выведенный капитал
А теперь рассмотрим модель функционирования налога на выведенный капитал. По сути, открыв е-резидентство, каждый предприниматель получает возможность проводить операции в Эстонии и получать необлагаемую налогом прибыль: хоть тысячу евро, хоть миллиард. До тех пор, пока деньги не выведены из хозяйственного оборота, налога нет. Он появляется только на этапе распределения прибыли или при попытке ее отмыть с помощью традиционных инструментов налоговой оптимизации, которые активно применяются и в Украине. Именно наличием этого налога и объясняется паломничество наших предпринимателей в Эстонию. Произведенный в Украине товар или добытое у нас в стране сырье можно по себестоимости продать "эстонскому торговому дому" и избежать налога на прибыль, так как в Эстонии его попросту нет. Налог на прибыль там заменен налогом на выведенный капитал, который применяется лишь тогда, когда собственник компании захочет, например, выплатить себе дивиденды.
Но, как показывает практика, бизнес осуществляется не ради процесса, а ради результата, и каждый собственник хочет получить свой бонус. Эстония и здесь нашла нестандартный вариант решения этой контроверсионной задачи. Деньги "вынимаются" из эстонского бизнеса с помощью инструментов "потребления". В частности, на местном рынке недвижимости, который показывает впечатляющую ценовую динамику, прирастая на некоторых сегментах на 20-25% в год. Сейчас рынок эстонской недвижимости - один из самых привлекательных в регионе. Ведь необлагаемую прибыль е-резидент может вложить в покупку жилья или офисов, а затем перепродать эти активы третьему лицу, причем нужная "дельта" вынимается уже в другом государстве, как правило в офшоре. В итоге е-резидент не платит налог на прибыль и легко уклоняется от уплаты налога на выведенный капитал, при этом получая необходимый кэш с нулевой ставкой налогообложения.
Именно поэтому Эстония входит в двадцатку стран по легкости ведения бизнеса (Doing Business) и является безусловным лидером среди постсоветских стран.
Быстрая адаптация этого государства к лучшим западным практикам обусловлена культурной близостью к Финляндии и Швеции, которая существенно выше, чем у ближайших соседей (Литвы и Латвии) и конвертируется для Эстонии в новые окна экономических возможностей.
В то же время акцент на электронном бизнесе и налоге на выведенный капитал привели к существенному сокращению масштабирования иностранного бизнеса в этой стране. Если в Литве и Латвии реализуются крупные проекты, в которых принимают участие системные иностранные компании, то в Эстонии основной рост наблюдается в сфере услуг по международному структурированию бизнеса и налоговой оптимизации. Основные клиенты тут - средний бизнес. Крупные компании представлены преимущественно соседней Финляндией.
Это приводит к парадоксальным выводам местных экономистов, о которых у нас предпочитают не говорить. Так, главный экономист Luminor Тыну Пальма заявил недавно: "Для долгосрочных инвестиций нам прежде всего нужна более стабильная налоговая среда... Сейчас результаты Финляндии лучше, чем у Эстонии, ее промышленность на фоне роста глобальных инвестиций поощряет экспорт капитальных товаров". Так, по итогам семи месяцев 2018 г. динамика роста базовой отрасли эстонской экономики - обрабатывающей, упала с 5 до 2%. Тыну Пальма уточняет: "Если в Финляндии в этом году экспортные заказы росли сравнительно стабильно, то в случае с эстонскими предпринимателями прогнозы заказов на экспорт, наоборот, сокращались". При этом отметим, что в Финляндии нет налога на выведенный капитал, а действует классический корпоративный налог на прибыль.
Таким образом, чтобы эстонские экономические механизмы так же успешно работали в Украине, у нас должны появиться аналогичные эффективные фискальные сервисы, электронные регулятивные площадки, качественные суды и неподкупная юстиция. Вот только, если все это у нас появится, так ли уже будет нужна налоговая экзотика для привлечения иностранных инвестиций?