• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Лоббисты выходят на сцену. Кто они такие и что изменят в государстве и бизнесе

В парламенте прошел первое чтение законопроект "О добропорядочном лоббировании". Разберемся, какие возможности и риски он скрывает

лоббисты
nazk.gov.ua
Cодержание

Что такое лоббирование

Лоббирование — это профессиональная деятельность с целью влияния на законодательство, политику или административные решения. Для этого заинтересованные частные лица общаются с публичными лицами, занимающими должности на уровне государства или местного самоуправления. Чаще всего лоббисты выступают в поддержку изменений, принятия или отмены законов и других нормативно-правовых актов. Важно, что лоббирование — это коммерческая услуга (если делается все то же самое, но не с целью получения прибыли — это адвокация). На сегодняшний день в Украине такая деятельность не урегулирована законодательно.

Почему это узаконивают

Кабинет Министров, подавший законопроект, решил узаконить лоббирование по нескольким причинам. Прежде всего, это мера в рамках антикоррупционной стратегии. Не секрет, что сейчас заинтересованные группы договариваются с чиновниками в тени. Идея в том, чтобы разработать официальные правила взаимодействия между ними и максимально вытянуть такую деятельность на свет. Это позволило бы контролировать ее и облагать налогом. Более того, о содействии лоббистской деятельности говорится в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, а десять месяцев назад в Совете Европы рекомендовали нам ввести правила взаимодействия парламентариев с третьими сторонами, которые пытаются влиять на законодательный процесс.

Как это будет работать

Правила для всех участников процесса, прописанные в законопроекте, предусматривают общение заинтересованной стороны с должностными лицами через профессиональных посредников. Мы коротко перескажем суть новаций, но для этого упростим изложение (заменим и вынесем в скобки некоторые термины из проекта) и прибегнем к метафоре с действующими лицами на сцене. Также будем иметь в виду, что речь идет как о физических, так и о юридических лицах.

Итак, в случае принятия законопроекта, на политической сцене будут такие основные действующие лица:

  • Исполнитель — тот, кто непосредственно лоббирует интересы (в проекте закона субъект лоббирования ) на основании договора.
  • Клиент — тот, кто заказал услуги по лоббированию.
  • Бенефициар — сам клиент или тот, в интересах кого действует клиент; в случае успеха именно он получит выгоду от изменений в нормативно-правовых актах.
  • Госслужащие и политики — те, кто вправе внедрять, изменять или отменять правовые нормы или просто инициировать этот процесс (в законопроекте объекты лоббирования) — именно на них будут пытаться повлиять лоббисты-исполнители.

И, наконец, в центре композиции всегда будут изменения в нормативно-правовых актах — то, ради чего происходит действо (в законопроекте объект лоббирования). Это может быть одна-единственная норма — вокруг принятия или отмены которой танцуют все действующие лица.

Из важного: предполагается, что исполнители (субъекты лоббирования) обязательно предоставят данные в государственный Реестр прозрачности, который будет администрировать НАПК. Им придется отчитываться о результатах деятельности, прибылях, бенефициарах и т.д. и платить налоги. Собственно закон заработает не сразу после принятия, а когда запустят этот реестр (но не позднее чем через четыре месяца после публикации документа).

Что изменится для бизнеса

Если законопроект будет принят, то любая компания (не связанная с гражданами страны-агрессора) сможет заключить контракт с лоббистами для продвижения своих интересов. Например, относительно снижения какого-либо налога или пошлины. И эти лоббисты смогут легально участвовать в подготовке законопроектов и стать их соавторами. Например, они будут убеждать депутатов, что снижение налоговой нагрузки на бизнес в определенной отрасли окажет положительное влияние на экономику и даже государственный бюджет (через вывод доходов из тени). Убеждать представителей власти можно всеми легальными способами — коммуникацией, информационными кампаниями, аналитикой, социсследованиями, приглашением на конференции и т.д. Разумеется, незаконные методы, такие как подкуп или угрозы, не разрешаются.

Какие подводные камни в лоббировании?

Даже построение законодательных рамок лоббирования не гарантирует, что процесс кулуарных договоренностей полностью выйдет из тени. Судите сами: большинство фактических прав, которые предлагается предоставить лоббистам — от освещения вопроса в медиа до участия в разработке законопроектов — уже сегодня можно полностью реализовать без получения статуса лоббиста и бремени соответствующих обязанностей. Поэтому сейчас никто не спрогнозирует, сколько в Украине может зарегистрироваться лоббистов и каким будет их налоговый "выхлоп" (авторы данного законопроекта даже не пытались этого сделать).

С другой стороны, требования к лоббистам как профессионалам у нас выписаны достаточно либерально. Никаких условий по возрасту, образованию, владению практическими навыками или опыту работы в государственных органах. Хотя в некоторых странах все не так-то просто. Если узаконение лоббирования у нас считается евроинтеграционным мероприятием, то следует привести пример из ЕС. Так, в Литве лоббист должен иметь высшее образование именно в области лоббирования.

А главное, никакие законы не смогут быстро изменить сам подход к решению проблем в этой плоскости. В Украине сформировалась такая культура теневого лоббирования интересов, при которой нужно быстро решить конкретный вопрос через нужных людей. Экономист Павел Вернивский как-то метко назвал такой подход кулуарным лоббизмом. Однако на Западе, например в США, лоббирование бизнес-интересов происходит больше на стратегическом уровне, а ключевым инструментом достижения целей часто становится формирование общественного мнения по нужному вопросу. Конечно, второй вариант дает намного более устойчивые результаты, да и лучше воспринимается обществом.

В то же время не стоит забывать, что даже если Украина когда-нибудь сможет ввести лучшие мировые практики, то не удастся избежать негативов лоббирования как такового. Даже на Западе лоббистов часто изображают в негативном свете, ведь они могут обходить демократический процесс: политики должны представлять всех или большинство избирателей, а не только ту часть, которая хорошо вложилась в их голоса. Кстати, наиболее активно лоббисты финансируются представителями таких отраслей, как фармацевтика, нефтегаз, ОПК, коммунальное хозяйство, недвижимость, банковский сектор и страхование. Неприемлемым считается лоббизм из отраслей, которые общество воспринимает как вредные (например табачные компании). Хотя лобби могут оказать и положительное влияние, если они связаны с экологическими группами, образованием и правами человека. Наконец, кажется несправедливым сам факт, что у кого больше денег на лоббистов, тот и проталкивает свои интересы, хотя конкурирующие идеи и предложения могли бы оказать лучшее влияние на общество.

Возвращаясь к ситуации в Украине, можно указать, что "денежные мешки" и так перепахали законодательство под себя с помощью продажных политиков. Но и здесь следует обратить внимание, что в легальном поле самые богатые люди и крупные бизнесы смогут совершенно свободно нанимать лучших профессиональных лоббистов — следовательно, разрыв в достижениях между ними и обычными активистами, вероятно, еще больше увеличится. Это если законопроект "О добропорядочном лоббировании" будет окончательно принят и заработает. Кстати, а что там с добропорядочностью? А ничего: в законе нет даже определения этого понятия.

    Реклама на dsnews.ua